Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:50, курсовая работа
Целью данной работы является общее (с учетом специфики и вида настоящей работы) рассмотрение различных аспектов деятельности прокурора, направленной на защиту законных прав человека и гражданина.
Для достижения поставленной цели нами была предпринята попытка решения следующих задач:
o рассмотреть понятие и классификацию прав и свобод, обозначить их закрепление в отечественном позитивном праве;
o выявить роль и методы прокуратуры в обеспечении главенства закона в сфере защиты законных прав и интересов человека и гражданина;
o рассмотреть некоторые специфические аспекты деятельности прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина, проявляющиеся при осуществлении надзора в учреждениях, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, местах содержания задержанных и заключенных под стражу, а также при организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.
Введение……………………………………………………………………………...3
Часть 1 5
Теоретические и правовые основы деятельности прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина 5
§ 1. Понятие прав и свобод человека 5
§ 2. Сущность деятельности прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 8
Часть 2 16
Деятельность прокурора по защите прав и свобод социально незащищенных категорий населения 16
§ 1. Проблема социальной защищенности граждан РФ 16
§ 2. Категории социально незащищенного населения 17
§ 3. Надзор за соблюдением прав и свобод лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы 19
§ 4. Надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 26
Заключение 30
Список использованной литературы……………………………………............
Министерство образования Российской Федерации
Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры
Российской
Федерации
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Деятельность прокурора по защите прав и свобод
человека
и гражданина
Курсовая работа студента
1 курса, группа 3
Подрезова Арсения Дмитриевича
Научный руководитель
к.ю.н. доцент
Дицевич Ярослава Борисовна
Работа защищена на оценку
«______________________»
«___» _____________2010
г.
Иркутск
- 2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Часть 1 5
Теоретические и правовые основы деятельности прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина 5
§ 1. Понятие прав и свобод человека 5
§ 2. Сущность деятельности прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 8
Часть 2 16
Деятельность прокурора по защите прав и свобод социально незащищенных категорий населения 16
§ 1. Проблема социальной защищенности граждан РФ 16
§ 2. Категории социально незащищенного населения 17
§ 3. Надзор за соблюдением прав и свобод лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы 19
§ 4. Надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 26
Заключение 30
Список использованной
литературы……………………………………......
Введение
Данная работа посвящена рассмотрению деятельности прокурора по защите законных прав и свобод человека и гражданина. Обоснование актуальности указанной темы носит очевидный характер – т.к. именно в современных условиях, при наличии четкой государственной политики, направленной на построение правового государства, которое немыслимо без неукоснительного соблюдения законных прав и свобод граждан, деятельность прокуратуры по обеспечению четкого и единообразного соблюдения законодательства именно в этой сфере приобретает особую значимость.
В то же время необходимо помнить о том, что престиж нашего государства на международной арене напрямую зависит от того, насколько высоко оценивается международным сообществом уровень соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ. Таким образом, прокуратура, осуществляя надзор, выполняет не только свою непосредственную задачу, но в определенной мер также работает на долгосрочную перспективу, формируя в глазах общественности идеологически выдержанный и политически необходимый образ современного российского государства.
Что же касается важности
такого направления надзора, как
надзор за соблюдением прав и свобод
граждан, относящихся к социально
незащищенным категориям, то ее трудно
переоценить. Учитывая непростую социально-
Целью данной работы является общее (с учетом специфики и вида настоящей работы) рассмотрение различных аспектов деятельности прокурора, направленной на защиту законных прав человека и гражданина.
Для достижения поставленной цели нами была предпринята попытка решения следующих задач:
Рассмотрение
указанных вопросов будет проводится
с упором на изучением конкретных
нормативно-правовых актов, регламентирующих
интересующее нас направление прокурорского
нрадзора.
Часть 1
Теоретические
и правовые основы
деятельности прокурора
по защите прав и
свобод человека и
гражданина
§ 1. Понятие прав и свобод человека
Очевидно, что при рассмотрении темы, обозначенной для нашей работы, базисом всего исследования будут являться как ряд определений, необходимый для четкого и единообразного толкования используемых в работе терминов, так и некая первичная классификация прав и свобод человека и гражданина, необходимая для более четкого осмысления темы нашего исследования.
В первую очередь, нас интересует определение собственно права, так как именно исходя из содержания данного понятия, мы и будем рассматривать все интересующие нас вопросы. Общеизвестно, что в юридической науке, в особенности среди ее теоретиков, имеет хождение не один десяток определений термина «право», но в рамках данной работы представляется необходимым привести лишь два определения, сформулированных авторитетными современными теоретиками в сфере изучения государства и права – М.Н. Марченко и В.С. Нерсесянцем. Итак, в соответствии с классовым подходом к определению права по Марченко, право есть «государственная воля господствующего класса, выраженная в совокупности норм, которые охраняются государством, как классовый регулятор общественных отношений»1. В соответствии же с определением академика РАН В.С. Нерсесянца право толкуется как «всеобщая, необходимая и единственная форма бытия и выражения равенства, свободы и справедливости в социальной жизни людей»2. Хотелось бы обратить внимание на ключевой аспект, объединяющий эти два разных, проистекающих из абсолютно противоположных концепций, определения одного понятия, а именно – на указание необходимости права как единственного и незаменимого регулятора общественных отношений. Именно это и позволяет современной юридической науке рассматривать право, а именно – права человека, как ту составляющую человеческой жизни, наличие и сохранность которой должно в первую очередь обеспечиваться и регулироваться государством, ибо именно права человека и есть основа правового статуса личности.
Права и свободы человека составляют суть конституционного права правовых государств, и естественно, что конкретное выражение и объем этих прав в позитивном праве различных государств может существенно отличаться, но необходимо учитывать, что впервые в международном публичном праве права человека были закреплены Всеобщей Декларацией прав человека ООН от 10 декабря 1948 г. Конкретно же в российском позитивном праве в настоящее время права и свободы человека и гражданина закреплены в гл. 2 Конституции РФ, и к ним относятся следующие права, подразделяемые подавляющим большинством ученых-правоведов на 5 групп :
- Личные (большинство из этих прав естественные, т.е. не увязаны с принадлежностью человека к какому-либо государству), к которым относятся: право на жизнь (ст. 20), право на защиту чести и достоинства (ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность личной жизни (ст. 23), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), свобода совести и вероисповедания (ст. 28), свобода мысли и слова (ст. 29).
- Политические (возникают вследствие состояния гражданства; часть этих прав может быть ограничена для иностранных лиц), а именно: право на участие в управлении делами государства (ст. 32), право на объединение, свобода союзов, партий (ст. 30), право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31), право избирать и быть избранным (ст. 32), право обращений в государственные органы (ст. 32), право на информацию (ст. 29).
- Экономические: право на частную собственность (ст. 35, 36), свобода предпринимательской деятельности (ст. 34), свобода труда, право на труд в нормальных условиях (ст. 37), право наследования (ст. 35), право на защиту от безработицы (ст. 37).
- Социальные: право на отдых (ст. 37), право на социальное обеспечение (ст. 39), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на образование (ст. 43), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42), право на материнство, детство и отцовство (ст. 38).
- Культурные: свобода творчества и преподавания (ст. 44), право на участие в культурной жизни; на пользование культурными учреждениями (ст. 44), доступ к культурным ценностям (ст. 44).
Также необходимо особо
отметить, что в Конституции РФ
нет иерархического порядка соблюдения
прав человека, все права и свободы должны
соблюдаться равным образом, без отдания
предпочтения или ущемления какой-либо
из вышеперечисленных групп. В соответствии
с п. «д» ст. 103 Конституции РФ контроль
за соблюдением прав человека и гражданина
государственными органами и должностными
лицами осуществляет Уполномоченный по
правам человека в Российской Федерации,
который при осуществлении своих полномочий
независим и неподотчетен никому из должностных
лиц либо государственных органов. Но
тем не менее, его полномочия не столь
широки, и основной задачей деятельности
Уполномоченного является выявление конкретных
случаев нарушения прав и свобод человека
и гражданина, и передача полученной информации
в компетентные в решении конкретных вопросов
государственные органы, в первую очередь
– в прокуратуру РФ3.
§ 2.
Сущность деятельности
прокурора по надзору
за соблюдением прав
и свобод человека
и гражданина
Российская прокуратура
традиционно стояла на защите законных
прав и свобод человека и гражданина,
и традиционно высокое
При рассмотрении темы нашего исследования необходимо учитывать, что защита прав и свобод человека и гражданина пронизывает всю деятельность прокурора, и вне зависимости от области, в которой осуществляется надзор, первым и главным вопросом, интересующим прокурора в процессе реализации предоставленных ему законом полномочий, является вопрос о том, соблюдаются ли законные права человека и гражданина. И естественно, что в случае выявления нарушений таковых, немедленно предпринимаются меры к восстановлению нарушенных прав и свобод средствами прокурорского реагирования. Именно в связи с этим прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан выступает одной из основных гарантий реального их соблюдения, и является на сегодняшний день одной из приоритетных отраслей прокурорского надзора. Доказательством этому может служить включение в раздел III ФЗ «О прокуратуре РФ» специальной главы «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», что с одной стороны свидетельствует о принципиальной важности и актуальности для России в современных условиях соблюдения прав и свобод граждан, а с другой - о повышении роли прокуратуры как органа надзора на этом направлении.
Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина четко определен в ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ». Он включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Таким образом, мы видим, что указанной отраслью надзора охватываются все возможные субъекты потенциальных нарушений прав и свобод граждан.
В этом контексте необходимо пояснить, что основной целью этой отрасли прокурорского надзора является достижение такого положения, при котором права и свободы граждан реально соблюдаются всеми органами, должностными, и иными лицами, а в случае их нарушения граждане могут быть уверены, что со стороны соответствующих структур, и органов прокуратуры в первую очередь, будут приняты эффективные меры к их скорейшему восстановлению.
Информация о работе Деятельность прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина