Действие уголовного закона

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

В cвязи с дейcтвием уголовного закона в проcтранстве вcтает вопроc о месте cовершения преступления. Он решается аналогично вопросу о времени совершения преступления. Меcтом совершения преcтупления являетcя место, где cовершено общеcтвенно опасное действие (бездействие) независимо от наступивших последствий.

Содержание

Введение 2
1. Действие уголовного закона в пространстве 3
2. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации 9
3. Действие уголовного закона в отношения лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации 9
4. Лица, пользующиеся в российском уголовном процессе международно-правовыми иммунитетами 10
5. Отказ от иммунитета 13
6. Свидетельский иммунитет 14
7. К лицам, пользующимся частичным свидетельским иммунитетом, относятся: 15
8. Выдача лиц совершивших преступление 17
Заключение 18

Работа содержит 1 файл

курсовая уголовное.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

     5. Отказ от иммунитета

     По  общему правилу (ст. 32 Конвенции 1961 г., ст. 45 Конвенции 1963 г., ст. 41 Конвенции 1969 г., ст. 31 Конвенции 1975 г. и др.), от иммунитета в отношении представителя государства может отказаться лишь аккредитующее государство, а не сам дипломатический агент. При этом отказ должен быть всегда определенно выраженным.

     Однако, несмотря на достаточно подробную международно-правовую регламентацию, имеются в этой сфере и пробелы. Как уже говорилось, некоторые лица пользуются функциональным иммунитетом, но в международном праве не решен вопрос: кто вправе определять – было конкретное правонарушение совершено при исполнении лицом служебных обязанностей? Некоторые ученые считают, что таким правом наделен лишь суд государства пребывания; другие – аккредитующее государство. Вторая точка зрения представляется более правильной. Лишь государство, направившее должностное лицо, вправе определять время осуществления служебных функций. Кроме того, предоставляемые международными нормами иммунитеты в большинстве случаев действуют "без перерывов и выходных". Поэтому российские следователи для установления факта совершения правонарушения лицом, имеющим иммунитеты, при исполнении служебных обязанностей должны через МИД РФ обращаться к властям иностранного государства с соответствующим запросом.

     6. Свидетельский иммунитет

     К лицам, обладающим полным свидетельским  иммунитетом, относятся:

     1) Сотрудники дипломатических представительств, главы иностранных государств и правительств, министры иностранных дел, сопровождающие их члены семей, а также представители посылающего государства в специальных миссиях и члены их дипломатического персонала. Так, согласно ст. 31 Конвенции 1961 г. и ст. 13 Положения 1966 г., дипломатические агенты не обязаны давать показания в качестве свидетелей. В случае согласия давать такие показания дипломаты не обязаны являться в судебные и следственные органы. Эти же правила действуют и в отношении сотрудников административно-технического персонала и членов их семьи, проживающих вместе с ними и не являющихся российскими гражданами

     2) Сотрудники консульских учреждений. В том случае, когда они приравнены по иммунитетам к дипломатическим агентам, они пользуются полным свидетельским иммунитетом.. Не допускается принятие мер в целях принуждения консульского должностного лица или сотрудника консульства давать показания или явиться для этой цели в суд, а также привлечение его к ответственности в случае отказа от дачи показаний или неявки в суд. Аналогичные правила применяются и к членам семей консульских должностных лиц или сотрудников консульства, если они проживают вместе с ними и не являются российскими гражданами (

     3) Свидетельский иммунитет сотрудникам международных организаций предоставляется в отношении их функций – во всех случаях, в отношении действий, совершенных не при исполнении своих обязанностей, – в определенных договорами случаях. Заместители и помощники Генерального секретаря пользуются привилегиями, иммунитетами и льготами, предоставленными дипломатическим агентам сопоставимого ранга.

     4) Представители государств при международных организациях. ".

     5) Военные наблюдатели, инспектора и члены летных экипажей, как правило, пользуются полным свидетельским иммунитетом.

     6) Лица из состава КСПМБ8.

     7) Объем свидетельского иммунитета иностранных граждан по отдельным соглашениям зависит от положений конкретного договора.

     7. К лицам, пользующимся частичным свидетельским иммунитетом, относятся:

     1) Некоторые сотрудники дипломатических представительств.

     а) Члены административно-технического и обслуживающего персонала дипломатического представительства – российские граждане или постоянно проживающие в РФ лица (ст. 37 Конвенции 1961 г.).

     б) Члены обслуживающего персонала дипломатических представительств, за исключением лиц, которым такая привилегия в РФ предоставлена на основе взаимности (ст. 17 Положения 1966 г.).

     2) Сотрудники консульских представительств, не приравненные по иммунитетам к дипломатическим агентам. В соответствии со ст. 44 Конвенции 1963 г. работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Похожие нормы закреплены в ст. 18 Консульской конвенции СССР и Народной Республикой Бенин 1976 г., ст. 20 Консульской конвенции между РФ и Туркменистаном 1995 г., ст. 22 Консульской конвенции между РФ и Республикой Польша 1992 г. и некоторых других. В остальных случаях работники консульского учреждения не вправе отказываться давать показания. Однако если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания (ст. 44 Конвенции 1963 г.).

     3) Члены административно-технического и обслуживающего персонала специальных миссий, сотрудники международных организаций, лица из состава КСПМБ обладают частичным свидетельским иммунитетом (за исключением тех случаев, когда они приравнены к дипломатическим агентам).

     В Модельном УПК "международному" свидетельскому иммунитету посвящена  статья 548:

     "1. Лица, перечисленные в пунктах 1 – 4, 6 – 8 статьи 545 настоящего Кодекса, могут не давать показания в качестве свидетеля, потерпевшего, а при согласии давать такие показания не обязаны для этого являться к следователю, прокурору и в суд.

     2. В случае, если эти лица на предварительном следствии давали показания как потерпевшие, свидетели, а в судебное заседание не явились, суд может огласить их показания.

     3. Главы консульств и другие консульские должностные лица не могут отказаться давать показания как свидетели и потерпевшие, кроме показаний по вопросам, связанным с исполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц давать свидетельские показания к ним не могут быть применены меры принуждения.

     4. В случае получения согласия, о котором упоминается в части первой настоящей статьи, вызов, врученный соответствующим лицам, не должен содержать угрозы принудительных мер за их неявку в орган, ведущий уголовный процесс.

     5. Лица, пользующиеся правом дипломатического иммунитета, не обязаны представлять следственным органам, прокурору, суду корреспонденцию и другие документы, относящиеся к исполнению ими служебных обязанностей".

     Как видим, в ст. 548 МУПК перечислены далеко не все лица, имеющие свидетельский  иммунитет. Кроме того, пункты 1 и 3 этой статьи не согласуются с положениями  отдельных договоров Российской Федерации.

     В проекте УПК РФ вопрос о лицах, пользующихся иммунитетом в силу норм международного права, не решен. Представляется целесообразным предусмотреть свидетельский иммунитет вышеуказанных категорий лиц (см. приложение).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8.

Выдача  лиц совершивших  преступление

     Это одна из форм оказания правовой помощи по уголовным делам. Осуществляется в отношении лица, совершившего преступление на территории или против иностранного государства, данному иностранному государству (по его запросу) для уголовного преследования или для исполнения постановленного в отношении такого лица иностранным судом приговора.

     Выдача  лица не допускается, если:

     а) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о  выдаче, является гражданином РФ;

     б) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в РФ в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

     в) в отношении указанного в запросе лица на территории РФ за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;

     г) в соответствии с законодательством  РФ уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;

     д) имеется вступившее в законную силу решение суда РФ о наличии препятствий  для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами РФ.

     В выдаче лица может быть отказано, если:

     а) деяние, послужившее основанием для  запроса о выдаче, не является по уголовному закону преступлением;

     б) деяние, в связи с которым направлен  запрос о выдаче, совершено на территории РФ или против интересов РФ за пределами ее территории;

       в) за то же самое деяние  в РФ осуществляется уголовное  преследование лица, в отношении  которого направлен запрос о  выдаче;

       г) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен  запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.

     Если  выдача лица не производится, Генеральная  прокуратура РФ уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием  оснований отказа. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Проблема  правильного определения действия уголовного закона в пространстве очень актуальна в свете нового уголовного законодательства,т.к. от этого зависит правильная квалификация преступных деяний.

     Общий принцип, принятый в уголовном праве современных правовых государств, означает, что применяется тот уголовный закон, который действовал во время совершения преступления.

     В Конституции РФ этот принцип нашел отражение в ч. 2 ст. 54, которая гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». Такое законодательное установление запрещает применять новый уголовный закон к деяниям, совершенным в период, когда этого закона не было, что соответствует принципам справедливости и гуманизма. Граждане не могли знать, какие деяния признаются преступлениями и какова ответственность за их совершение, если закона, устанавливающего уголовную ответственность, не было. Если новый уголовный закон усиливает ответственность, было бы несправедливо применять его к лицам, совершившим преступление в период, когда действовал более мягкий закон.

     Ведь  если бы правонарушителя судили в то время, когда он совершил преступное деяние, к нему был бы применен более мягкий закон, действовавший в этот период. Но поскольку преступление не было сразу раскрыто, а следствие затянулось, за это время был принят новый, более строгий закон, то он не может быть применен к деяниям, совершенным до его вступления в силу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы:

  1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под общей редакцией С.И. Никулина. – М.: Издательство «Менеджер» совместно с издательством «Юрайт», 2001
  2. УК РФ 1996
  3. Ушаков Н.А. Венская конвенция по вопросу о дипломатических сношениях и иммунитет // СГиП. 1962.;
  4. Ганюшкин Б.В. Дипломатическое право международных организаций. М., 1972;
  5. Сандровский К.К. Дипломатическое право. Киев, 1981;
  6. Бляблин В.Г. Некоторые вопросы толкования современной международно-правовой доктриной норм международного права, регулирующих дипломатические привилегии и иммунитеты // СЕМП. 1985. М., 1986
  7. Ковалев А.А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве. М., 1986;
  8. Курс международного права. В 7 т. М., 1990. Т. 4;
  9. Митрофанов М.В. Привилегии и иммунитеты служащих международных организаций // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1991. № 2;
  10. Ларин А.М. Уголовный процесс: структура права и структура законодательства. С. 118.
  11. ; Волженкина В.М. Применение норм международных права в российском уголовном процессе
  12. ; Агаев Ф.А., Галузо В.Н. Иммунитеты в российском уголовном процессе. М., 1998;
  13. Комментарий к УПК РСФСР / Под ред. И.Л.Петрухина. М., 2000. .
  14. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - (Российская газета 237, 25.12.93г.)
  15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. 7 О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних (Российская газета. 50. 14.03.2000)

Информация о работе Действие уголовного закона