Действие уголовного закона во времени, пространстве. Обратная сила закона

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Термин «действие уголовного закона во времени» предполагает следующие варианты его воплощения: перспективное действие закона; и ретроспективное действие закона - обратная сила.
Обратная сила уголовного закона - это распространение его действия на деяния и порожденные ими уголовно-правовые последствия, совершенные или возникшие до его вступления в силу.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

      Понятие  "воздушное  пространство"  включает  все  воздушное пространство над сухопутной  и водной территории  РФ,  и  над территориальными водами.

      Недра - это пространство над поверхностью сухопутной и водной территории,  очерченной  государственной  границей  РФ.  Каких-либо ограничений глубины недр, являющихся территорией РФ, не существует11.

      Территориальные воды также являются частью территории РФ и ширина их равна 12 морским милям, на основании сложившейся международной практики устанавливается, что действие УК распространяется также на действия, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ12.

      Понятие и режим континентального шельфа определен в ст. 1 Закона РФ "О континентальном шельфе РФ" от 25 октября 1995 г., из которого, следует, что внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от территориального моря РФ. Можно сказать, что континентальный шельф - это поверхность и недра морского дна за территориальными водами до глубины 200 метров и глубже, пока глубина покрывающих морское дно вод позволяет разработку естественных богатств этих районов13.

      Исключительная  экономическая зона РФ устанавливается в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ и прилегающих к ним, включая  районы  вокруг  принадлежащих РФ

островов. Внешняя граница такой зоны находится  на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды РФ.

      Преступление  считается совершенным на территории РФ, если на территории РФ были совершены  действия (бездействие) и наступили  общественно опасные последствия; или если на территории РФ были совершены  действия (бездействие), а общественно опасные последствия наступили за ее пределами; или если действия (бездействие) были совершены за пределами РФ, а общественно опасные последствия наступили на территории РФ14.

     В части 3 статьи на законодательном уровне закрепляется решение тех вопросов, с которыми сталкивается практика и которые прежде решались на основе сложившихся традиций. Речь идет о применении УК РФ к действиям, совершаемым на гражданском судне, находящимся в открытом водном или воздушном пространстве; такие действия квалифицируются по УК РФ, если иное решение не  предусмотрено международным договором  РФ. Действительно, гражданское судно РФ, находящееся в открытом море или открытом воздушном пространстве, считается территорией РФ, поскольку на судне, несущем флаг РФ, действуют законы РФ. В случае нахождения гражданского водного или воздушного судна РФ в территориальных водах или воздушном пространстве другого государства на него распространяется юрисдикция этого государства. Что касается военного, водного, морского или воздушного судна, то преступления, совершенные на этих судах, всегда рассматриваются по УК РФ, независимо от того, где находилось такое судно.

      Часть 4 статьи касается вопроса об ответственности  лиц, пользующихся дипломатическим  иммунитетом, и применяет общую отсылку к нормам международного права.

     Круг  лиц, пользующихся таким иммунитетом, определяется на основе взаимности   Венской   конвенции   о   дипломатических   сношениях, ратифицированной СССР 11  февраля 1964 г. и Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966г.

      На  территории РФ личной неприкосновенностью  и иммунитетом пользуются: глава  дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах), советники, торговые представители и их заместители, военные, военно - морские, военно - воздушные атташе и секретари -архивариусы, а также члены их семей, не являющиеся гражданами России и проживающие совместно с ними.

      Ограниченным  иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ на началах взаимной договоренности пользуются консульские должностные  лица, сотрудники обслуживающего персонала  дипломатических представительств, а также представители и должностные  лица международных организаций, члены парламентских и правительственных делегаций.

      Право экстерриториальности распространяется также на служебные и жилые   помещения,   на   средства   передвижения   дипломатических  представителей.

      Иммунитет территории означает, что без разрешения руководителей дипломатических представительств нельзя входить на территорию посольств для выполнения следственных действий - осмотра, обыска, задержания и ареста подозреваемых. Поэтому в международной практике известно много случаев предоставления убежища в помещении посольства лицам, преследуемым правоохранительными органами государства, в котором аккредитовано представительство.

      Правовой  иммунитет не означает безнаказанности  или свободы совершать преступления. Лица, пользующиеся правовым иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания, и могут нести ответственность за совершение уголовного преступления или в своей стране, или, в случае согласия своего представительства, в стране пребывания. Как правило, лица, пользующиеся правовым иммунитетом, в случае нарушения законов РФ, например совершения шпионажа, объявляются персоной "нон грата" и выдворяются за пределы России.

     Граждане  РФ и постоянно проживающие в  РФ лица без гражданства, совершившие  преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц, наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление15.

     Военнослужащие  воинских частей РФ, дислоцирующихся  за пределами РФ, за преступления, совершенные  на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

      Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов РФ, и в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ16.

      Эта статья внесла существенные изменения  в практику применения УК РФ в отношении  действий, совершенных вне пределов РФ. Здесь сформулирован принцип  non bis in idem  (не дважды за одно и тоже), уточнены

пределы назначения наказания судом РФ за преступления, совершенные вне пределов РФ, уточнена уголовная ответственность лица без гражданства, расширены основания уголовной ответственности иностранных граждан за преступления, совершенные вне пределов РФ.

      В соответствии со ст.50 Конституции РФ и ч.2 ст.6 УК РФ, устанавливающих, что никто не может быть дважды привлечен к ответственности за одно и то же преступление17, эта статья - в отличие от прежнего законодательства - определяет, что ни граждане РФ, ни лица без гражданства,  ни иностранцы не могут привлекаться  к уголовной ответственности, если за совершенные ими вне пределов РФ преступления они были осуждены в иностранном государстве.

      Принцип   гражданства   (национальный   принцип)   предполагает ответственность  по УК РФ российских граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов РФ. У К РФ уточнил содержание и этого принципа, установив размер наказания, которое может назначить российский суд за преступление, совершенное вне пределов РФ: это наказание не может превышать максимальной санкции, предусмотренной за содеянное в том государстве, где оно было совершено.

      Кстати, уголовная ответственность лиц  без гражданства зависит от того, проживают ли они в РФ постоянно  или временно. Если эти лица проживают  в РФ постоянно, то за преступления, совершенные вне пределов РФ, они отвечают по правилам, установленным для граждан РФ. Если же они не проживают в РФ постоянно, то за такие преступления они отвечают по правилам, установленным для иностранных граждан.

      Впервые в РФ на законодательном уровне решен вопрос об уголовной ответственности военнослужащих, находящихся в составе воинских частей РФ за пределами России. Положения ч.2 статьи сформулированы, по сути дела, на основе так называемого оккупационного принципа действия уголовного закона

в пространстве, являющегося фактически изъятием из территориального принципа и проявляющегося в применении к преступлениям, совершенным  на оккупированной территории, законов  государства, совершившего оккупацию. Применение оккупационного принципа обычно происходит на основе договора с государством, на территорию которого введены войска во время войны или после нее или при других обстоятельствах.

      Иностранные граждане должны отвечать по УК РФ за 2 вида преступлений, совершенных ими  вне пределов РФ:

     а) за деяния, предусмотренные международным договором;

     б) за деяния, направленные против интересов  РФ.

     За  указанные преступления иностранные  граждане могут подлежать ответственности  при условии, что они не были осуждены в иностранном государстве и  привлечены к ответственности на территории РФ, то это и есть универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве, который так же именуется космополитическим, исходящем из необходимости борьбы с международными преступлениями и заключающемся в том, что каждое государство вправе применить свой уголовный закон к иностранным гражданам, совершившим за пределами его страны преступления, предусмотренные международными соглашениями. УК РФ сохранил действие этого принципа и дополнил его новым, называемым в теории реальным принципом, заключающемся в том, что каждое государство распространяет свой уголовный закон на преступления, совершенные за границей этого государства, если они посягают на его интересы. Под действиями, направленными против интересов РФ, следует понимать не только действия, непосредственно направленные против государства (например, шпионаж), но и другие преступления, причиняющие ущерб общественным отношениям, охраняемым российским уголовным законом, в точнее преступления против жизни и здоровья российских граждан. 
 
 
 
 
 

               3. Выдача лиц, совершивших преступление 

     В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет  проблема выдачи  преступников государству, на территории другого государства. Вообще проблема выдачи преступников не имеет отношения к вопросам действия уголовного закона во времени или пространстве18.

     Положения ст.13 УК относят к действию уголовного закона в пространстве  и квалифицируют  как международный принцип о  выдаче преступников.

     В соответствии с этим принципом лица, совершившие преступление, могут быть выданы государству, на территории которого они совершили преступление или против которого оно было направлено, либо гражданами которого они являются. Вопрос о выдаче преступников регулируется двусторонними договорами, например договором о взаимной правовой помощи.

     Принципиальные  положения о выдаче преступников содержатся в Конституции РФ. Так, в ст. 61 говорится: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан  за пределы Российской Федерации или выдан другому государству ». Эта позиция закреплена и в УК РФ.

     В современном международном праве  утвердилась позиция, согласно которой  убежище может предоставляться  только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим или  религиозным причинам и мотивам.

     Лица, совершившие не политические, а обще уголовные преступления, не могут  пользоваться правом убежища. Но единого  понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось.

     В связи с этим, практически вопрос о выдаче лица или представлении ему убежища решается исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории, которой они находятся.

     Нужно отметить, что аналогичное решение  содержится в законодательстве многих развитых государств.

     Исключением из правил о выдаче преступников является право политического убежища, гарантированное в нашей стране Конституцией (ст.63).

     Указом  Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. утверждено «Положение о  порядке предоставления политического  убежища в РФ, которое вступило в силу с 1 августа1995г. Политическое убежище в РФ предоставляется Указом Президента  РФ (ст.3 Положения).

Информация о работе Действие уголовного закона во времени, пространстве. Обратная сила закона