Борьба с терроризмом

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Проблема борьбы с терроризмом приобрела глобальный характер, поскольку он угрожает не только стабильности отдельных государств, но и всего миропорядка. Истоки терроризма в России, как и в других странах, заключаются в социальной, политической нестабильности, религиозной, этнической нетерпимости, а также в проявлении агрессивных и организованных форм совершения преступлений.

Содержание

Основные методы борьбы с терроризмом.
1. Уголовно-правовая характеристика терроризма.
2. Криминологическая характеристика и предупреждение терроризма.
3. Законодательное обеспечение и методы борьбы с терроризмом.
Список использованной литературы:

Работа содержит 1 файл

Борьба с терроризмом.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Анализ имеющихся публикаций показывает, что хотя проблемам терроризма посвящена значительная литература, на сегодняшний день отсутствует единая общепринятая правовая трактовка понятия терроризма как социально-политического явления общественной жизни.

Исследователи относят его к наиболее неоднозначным и многоплановым, отмечая большие трудности, связанные с выработкой его адекватного теоретического определения, что объясняется сложностью феномена терроризма, его многоаспектностью и исторической изменчивостью. Так, Генеральная Ассамблея ООН приняла более 10 резолюций о национальном, региональном и международном терроризме, но так и не смогла дать единообразного определения терроризма.

Широкое понимание этого общественно опасного явления дает Федеральный закон "О борьбе с терроризмом", где говорится, что терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений[3].

Основой правовой базы по проблемам противодействия любым формам экстремизма и терроризма является Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни[4].

Аналогичную формулировку содержат статья 16 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статья 9 Федерального закона "О политических партиях". Основания и порядок привлечения к ответственности за экстремистскую деятельность политических партий, общественных (религиозных) объединений, средств массовой информации, иных организаций, а также должностных лиц и граждан определены в законах, регулирующих деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и других законах.

Так, в соответствующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации содержатся нормы, которые при определенных обстоятельствах могут быть применены в борьбе с крайними проявлениями экстремизма[5].

Например, в статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривается ответственность (в виде штрафа, либо ограничения свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок от двух до четырех лет) за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.

Федеральный Закон "О борьбе с терроризмом" определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом государственных органов и общественных объединений, а также ответственность организаций за террористическую деятельность.

В федеральных законах "О противодействии экстремистской деятельности" закрепляются основные положения государственной политики противодействия всем формам экстремистской деятельности, устанавливаются меры ответственности (уголовной, административной и гражданско-правовой) за ее осуществление, а также предусматривается осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению действий экстремистского характера.

К последним, в частности, относится: вынесение письменного предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности; приостановление деятельности общественного (религиозного) объединения в случае осуществления им экстремистской деятельности, повлекшей за собой причинение вреда личности, обществу, государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, до рассмотрения судом заявления о ее ликвидации (запрете); объявление предостережения руководителям политических партий, общественным (религиозным) объединениям; вынесение предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору) о недопустимости распространения экстремистских материалов в случае их распространения через средства массовой информации.

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", регулирующий правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, определяет важнейшие основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства.

В Указе Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" особо подчеркивается важность нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

В некоторых республиках Российской Федерации приняты законы, определяющие правовые основы, формы и методы противодействия политическому и религиозному экстремизму, а также принципы ответственности граждан и организаций за политический и религиозный экстремизм.

Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом и их профилактику.

Однако имеющийся потенциал мер правового противодействия экстремизму не всегда используется в полной мере в силу недостаточной эффективности правоприменительной деятельности, а также в связи с существующими пробелами в законодательном регулировании этого вопроса, что требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы с учетом зарубежного опыта законодательного регулирования противодействия терроризму[6].[7]

Борьба с терроризмом должна быть комплексной, ориентированной на пресечение преступлений не только мерами уголовного воздействия, но и посредством использования механизмов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию такой противоправной деятельности, а также путем формирования в обществе устойчивого негативного отношения к таким деяниям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.          Транснациональные преступления как угроза национальной безопасности России (конвенционные механизмы противодействия) (Л.Н. Васильева, "Журнал российского права", N 10, октябрь 2005 г.)

2.          Антипенко В.Ф. Механизм международно-правового регулирования борьбы с терроризмом: Автореф. дисс. : д-ра юрид. наук. М., 2004.

3.          Интернет-интервью с председателем Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.А. Васильевым "Борьба с терроризмом в России: правовые аспекты"

4.          Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) - Издание Госдумы РФ, М., 2003.

5.          Алексеевская Г.А. Предупреждение и борьба с терроризмом: российский и зарубежный опыт законодательного регулирования (этноконфессиональный аспект)//Аналитический вестник. М., 2003. Вып. 17.

6.          Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004 г.

7.          Комментария к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный)/В.К. Дуюнов и др., отв. ред. Л.Л. Кругликов. - Волтерс Клувер, 2005 г.

             



[1] См. комментарий к ст.205 Комментария к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный)/В.К. Дуюнов и др., отв. ред. Л.Л. Кругликов. - Волтерс Клувер, 2005 г.

[2] См. §2, гл.15 Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004 г.

[3] Ст.3 ФЗ «О борьбе с терроризмом»

[4] Ст. 13, 29 Конституции РФ

[5] статьи 208, 210, 212, 214, 239, 280, 282, 354 Уголовного кодекса и др.

[6] См.: Алексеевская Г.А. Предупреждение и борьба с терроризмом: российский и зарубежный опыт законодательного регулирования (этноконфессиональный аспект)//Аналитический вестник. М., 2003. Вып. 17.

[7] См. Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) - Издание Госдумы РФ, М., 2003.


Информация о работе Борьба с терроризмом