Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:18, доклад
Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Не является исключением и Республика Беларусь. Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая важное геополитическое положение и являясь стратегическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла не быть подвержена этому явлению. С момента обретения республикой независимости Президентом, руководством страны коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности, реализации белорусской экономической модели развития государства, поддержанию стабильности и согласия в стране.
Борьба с коррупцией в Республике Беларусь
Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Не является исключением и Республика Беларусь. Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая важное геополитическое положение и являясь стратегическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла не быть подвержена этому явлению. С момента обретения республикой независимости Президентом, руководством страны коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности, реализации белорусской экономической модели развития государства, поддержанию стабильности и согласия в стране. Коррупция подрывает доверие народа к власти, дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике, способствует лоббированию законодательных и нормативных актов, потворствующих масштабным злоупотреблениям и преступности.
Поэтому бескомпромиссная и решительная борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства.
В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:
разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения;
разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции;
создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;
образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией;
специальных
информационно-аналитических и
обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией;
использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.
Создана
прочная законодательная база, определяющая
систему мер и принципы борьбы
с коррупцией, конкретные организационные,
предупредительно-
Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 20 июля 2006 г. Это третий по счету антикоррупционный Закон с момента образования нашего суверенного государства (первый был принят 15 июня 1993 г., второй – 26 июня 1997 г.).
Прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией, в связи с чем она наделена особыми полномочиями. Согласно статье 4 Закона, борьба с коррупцией основывается на принципах: законности, справедливости, равенства перед законом, гласности, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности и гуманизма.
В
настоящее время наряду с Законом
Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»
основными нормативно-
В
интересах дальнейшего
Большой вклад в дело борьбы с коррупцией и укрепления правопорядка в стране вносит деятельность Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь.
Во исполнение требований Указа Президента Республики Беларусь от 16 июня 2007 г. № 330 «О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью» в Генеральной прокуратуре, Министерстве внутренних дел и Комитете государственной безопасности Республики Беларусь созданы специальные подразделения по противодействию коррупции и осуществлению согласованных мероприятий по своевременному предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию коррупционных правонарушений.
Большим подспорьем в проводимой в республике работе по борьбе с бюрократизмом, правонарушениями, в том числе и на коррупционной почве, являются: работа с обращениями граждан, деятельность телефонов горячей линии, телефонов доверия, телефонов обратной связи, проведение единых дней информирования, деятельность информационно-пропагандистских групп, встречи руководителей с трудовыми коллективами, прием граждан по месту их жительства, а также реализация в деятельности государственных органов и организаций заявительного принципа «Одно окно».
Важное место в работе по противодействию коррупции, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к правонарушениям, правовому нигилизму, формированию у граждан правовой культуры отводится печатным и электронным СМИ, являющимся зеркалом государственной и общественной жизни. На телерадиоканалах, страницах информационных средств, в том числе и региональных, периодически готовятся передачи и размещаются материалы по вопросам укрепления законности, правопорядка, в том числе и о борьбе с коррупцией. Информация о наиболее значимых правонарушениях своевременно и всесторонне доводится до общественности республики.
Значительный
вклад в обеспечение
Более жесткие меры наказания теперь будут применять к лицам, получающим взятки при реализации имущества предприятий, подлежащих ликвидации в процессе осуществления процедуры банкротства, при строительстве и распределении жилья, сотрудникам правоохранительных органов, получающим незаконное денежное вознаграждение при принятии решений о необоснованном освобождении лиц от уголовной ответственности.
По данным компетентных источников, в результате целенаправленной деятельности правоохранительных органов за 11 месяцев 2008 г. в республике выявлено и зарегистрировано 2 637 коррупционных преступлений (за аналогичный период 2007 года – 2 993). В их числе: хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями; взяточничество; злоупотребление властью или служебными полномочиями; превышение власти или служебных полномочий; бездействие должностных лиц; служебный подлог; легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем; получение незаконного вознаграждения.
По областям республики снижение коррупционных преступлений произошло: Минской – на 62 (-15,9%), в г. Минске – на 14 (-3,9%).
Аналогичные суммы ущерба по другим отраслям и сферам характеризуются следующим образом: в сфере сельского хозяйства – 3 095 млн. руб., строительства – 1 740 млн. руб., торговли – 3 925 млн. руб., транспорта – 86 млн. руб., образования – 109 млн. руб., здравоохранения – 63 млн. руб., государственного управления – 501 млн. руб. Процент их возмещения также крайне низок.
Среди выявленных коррупционных преступлений наиболее распространены злоупотребления служебными полномочиями, служебные подлоги и получение взяток за оказание помощи коммерческим структурам в проведении сделок с нарушением требований действующего законодательства. Значительное распространение получила также практика вымогательства взяток либо получения незаконного вознаграждения должностными лицами через систему посредников. По-прежнему имеют место факты осуществления представителями органов власти и управления, правоохранительных и контролирующих органов незаконной предпринимательской деятельности, их сращивания с криминалом в интересах извлечения личной корыстной выгоды в виде взяток и различного вида иных услуг. Особой причиной для беспокойства Главы государства является проникновение коррупции в силовые органы. Данные деяния оценены белорусским лидером как позор не только для конкретного человека или соответствующего государственного органа, это несмываемое пятно на репутации власти в целом. Поэтому прощения предателям в погонах не будет. В связи с этим Глава государства заявил, что с 1 января 2009 г. решение о смягчении наказания в отношении осужденных за коррупционные преступления сотрудников правоохранительных органов будет принимать лично Президент. И добавил, что при этом осужденные сотрудники правоохранительных органов должны отбывать наказание не в специальных колониях, а в обычных, вместе с отъявленными преступниками. В сфере государственного управления только за 11 месяцев текущего года было совершено 366 коррупционных преступлений. Из них почти треть – должностными лицами государственных органов, непосредственно на которых в первую очередь возлагается борьба с коррупцией, то есть теми, кто призван предотвращать и пресекать данные преступления.
Проведенный Генеральной прокуратурой Республики Беларусь анализ правонарушений в стране показывает, что среди отраслей и сфер деятельности за 11 месяцев текущего года наибольшее количество коррупционных преступлений выявлено в торговле – 467; промышленности – 396; в органах государственного управления – 366; сельском хозяйстве – 338; строительстве – 213; здравоохранении – 178; образовании – 108 и на транспорте – 51.
Такое
положение дел оценено
Согласно данным Института социологии НАН Беларуси, среди коррупционных преступлений наиболее высокими темпами за последние 15 лет растет число случаев взяточничества и хищений путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением. В общей структуре преступности должностные преступления составляют около 2%, из них удельный вес взяточничества – 40%, а злоупотребление властью или служебным положением – 12%. По мнению более половины опрошенных граждан, для государственных чиновников, помимо взяточничества, характерны использование своего служебного положения в личных целях (64%), пренебрежительное отношение чиновников к людям (54%), плановость (40%), защита своих личных интересов (57%), решение чиновниками своих проблем в обход закона (51%). Среди опрошенных предпринимателей 68% респондентов указали, что они вынуждены давать взятки государственным служащим (из них 15% – систематически, 21% – часто), а 22% государственных служащих отметили, что в своей работе они часто сталкиваются с дачей взятки. Более того, почти каждый третий государственный служащий и предприниматель анонимно признается в коррупции. При этом среди чиновников больше распространены случаи злоупотребления властью или служебным положением в корыстных целях или иной заинтересованности, протекционизм и покровительство, незаконное участие в предпринимательской деятельности, а среди предпринимателей – дача взятки.
Информация о работе Борьба с коррупцией в Республике Беларусь