Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 20:19, контрольная работа
В отличие от УК РСФСР действующий УК содержит специальную статью (ст. 84), в которой определены порядок и правовые последствия амнистии. В соответствии с п. "е" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ (далее - Государственная Дума) в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
1. Амнистия…………………………………………….………….............2
2. Помилование………………………………….………………………..10
3.Судимость……………………………………………..…………………14
Литература……………………….…………………...……………………19
СОДЕРЖАНИЕ
1. Амнистия…………………………………………….…………
2. Помилование………………………………….……………
3.Судимость……………………………………………..
Литература……………………….…………………..
1.АМНИСТИЯ
В отличие
от УК РСФСР действующий УК содержит
специальную статью (ст. 84), в которой
определены порядок и правовые последствия
амнистии. В соответствии с п. "е"
ч. 1 ст. 103 Конституции РФ амнистия объявляется
Государственной Думой
Термин
"амнистия" происходит от греческого
слова amnestia, означающего забвение,
прощение. Авторы большинства учебников
по уголовному праву не проводят различия
между понятиями "амнистия" и "акт
об амнистии" . Такое отождествление
представляется ошибочным. Комплексный
анализ действующего законодательства
(Конституции РФ, УК) позволяет сделать
вывод о том, что амнистия представляет
собой своеобразную государственную
меру, направленную на реализацию уголовной
ответственности . Акт об амнистии является
лишь предусмотренной законом
В системе права институт амнистии занимает особое место, а определение его отраслевой принадлежности относится к числу дискуссионных проблем науки уголовного права. К.М. Тищенко и О.С. Зельдова считают амнистию институтом уголовного права. Аналогичное мнение выразили М.И. Карпушин и В.И. Курляндский.
Другие авторы, отмечая специфическую правовую природу актов об амнистии, рассматривают их в рамках конституционного права. Так, Ю.М. Ткачевский и Н.Ф. Крылова полагают, что, несмотря на то что в УК включена ст. 84, институт амнистии "не входит в систему Общей части Кодекса".
Наиболее
обоснованным представляется мнение И.Л.
Марогуловой, которая предлагает рассматривать
амнистию и помилование в рамках
многоотраслевого института так
называемого государственного прощения.
Издание актов об амнистии отнесено
к компетенции высшего органа
законодательной власти и с этой
точки зрения относится к конституционному
праву. В то же время в соответствии
с уголовным законодательством
акты об амнистии входят в число
оснований освобождения от уголовной
ответственности и наказания
и поэтому могут быть рассмотрены
в рамках уголовного права. Применяются
же акты об амнистии на разных стадиях
уголовного процесса, что позволяет
отнести их к уголовно-процессуальному
праву. Все это свидетельствует
о том, что амнистию следует считать
комплексным межотраслевым
В науке уголовного права споры вызвал и вопрос о правовой природе актов об амнистии. В юридической литературе выражено мнение о том, что "правовая природа актов об амнистии существенно отличается от правовой природы нормативных актов" , что акты об амнистии не применяют и не отменяют нормы права и что акты об амнистии выступают в роли своеобразного юридического факта, порождающего новое правоотношение между государством, с одной стороны, и амнистируемыми лицами - с другой.
Такая
точка зрения представляется ошибочной.
Несмотря на определенные особенности
актов об амнистии, касающиеся в
том числе и действия этих актов
во времени, они, тем не менее, содержат
нормы права - правила поведения,
обязательные для субъектов, указанных
в этих актах, и рассчитанные на применение
к индивидуально не определенному
кругу лиц. Предписания этих норм
реализуются в
Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление.
Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе. В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК эти акты могут содержать предписания следующего характера:
а) об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
б) об освобождении от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступления;
в) о сокращении назначенного наказания;
г) о замене назначенного наказания более мягким;
д) об освобождении от дополнительного наказания;
е) о снятии судимости.
Конкретное содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии. Обычно такие акты носят комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из числа предусмотренных ч. 2 ст. 84 УК, а иногда и не предусмотренных данной нормой (например, в несколько последних постановлений об амнистии были включены предписания о сокращении не назначенного наказания, а лишь его неотбытой части).
В разные периоды развития Российского государства акты об амнистии имели разную правовую форму: указов Президиума Верховного Совета СССР, Постановлений Верховного Совета СССР и даже Закона СССР от 01.11.1991 "Об амнистии военнослужащих, уклонившихся от военной службы". В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ акт об амнистии принимается в виде постановления Государственной Думы.
В связи с тем что практическое применение акта об амнистии представляет определенную сложность, помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает дополнительное постановление о порядке применения этого акта, в котором разъясняет вопросы, связанные с применением акта об амнистии (определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии, раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.). Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления.
Например,
в соответствии с Постановлением
Государственной Думы от 30.11.2001 "Об
объявлении амнистии в отношении
несовершеннолетних и женщин" освобождению
от уголовной ответственности
а) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте до 16 лет, за которые предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы;
б) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте от 16 до 18 лет, за которые предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы, ранее не отбывавшие наказания в воспитательных колониях;
в) женщины, имеющие несовершеннолетних детей; беременные женщины; женщины старше 50 лет, женщины-инвалиды I или II группы, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы, и ранее не отбывавшие наказания в исправительных учреждениях;
г) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте до 18 лет, подозреваемые и обвиняемые женщины, если за преступления, в совершении которых подозреваются или обвиняются указанные лица, предусмотрено наказание, не связанное с лишением свободы.
Этим же Постановлением предписывалось освободить от наказания женщин, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания, женщин, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, женщин, отбывание наказания которым отсрочено; осужденных к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности в возрасте до 18 лет, осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет, осужденных за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, к лишению свободы на срок свыше 6 лет, отбывших не менее половины назначенного срока наказания, женщин, осужденных за умышленные преступления к лишению свободы на срок до 5 лет включительно, отбывших не менее одной третьей назначенного срока наказания.
Указанный акт об амнистии содержал и предписания сократить неотбытую часть наказания осужденным к лишению свободы, не подпадающим под действие пунктов об освобождении от уголовной ответственности или наказания (на две третьих - женщинам, осужденным за неосторожные преступления, и лицам, совершившим такие преступления в возрасте до 18 лет; наполовину - осужденным на срок до 6 лет за умышленные преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, беременным женщинам, женщинам старше 50 лет, женщинам-инвалидам I или II группы, женщинам, являющимся женами инвалидов войны I или II группы, а также вдовами или одинокими матерями, чьи мужья и (или) сыновья (дочери) погибли при защите Отечества; на одну треть - осужденным за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, на срок свыше 6 лет, отбывшим менее половины назначенного срока наказания, и др.).
Рассмотренное Постановление об амнистии можно отнести к актам об амнистии широкого применения. Вместе с тем в последнее время все чаще стали объявляться амнистии, относящиеся к более узкому кругу лиц. Принятие таких актов, как правило, вызывается сложившейся в стране политической ситуацией.
В качестве примеров так называемых политических амнистий можно привести Постановления Государственной Думы от 23.02.1994 "Об объявлении политической и экономической амнистии"; от 09.02.1996 "Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 г."; от 12.03.1997 "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике"; от 13.12.1999 "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на
Северном
Кавказе "; от 06.06.2003 "Об объявлении
амнистии в связи с принятием
Конституции Чеченской
В актах
об амнистии, как правило, определяется
и круг лиц, на которых ее действие
не распространяется. Так, Постановление
"Об объявлении амнистии в связи
с принятием Конституции
К лицам, в отношении которых наряду с наказанием были назначены принудительные меры медицинского характера в виде лечения от алкоголизма или наркомании, а также к осужденным, больным венерическими заболеваниями, подлежащим освобождению от наказания, акт об амнистии обычно применяется после завершения интенсивного курса лечения. Однако эти правила должны быть прямо предусмотрены в акте об амнистии или в постановлении о порядке его применения.
Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие, независимо от того, согласны они с ней или нет. Однако амнистия не означает реабилитацию лица и является лишь прощением его за совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.
Акт об амнистии является обязательным и безусловным основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем (освобождения от уголовной ответственности, от наказания, сокращения срока наказания и т.д.). Такое основание не зависит от усмотрения органов, на которые возложено применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов исполнения наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от последующего поведения лица или от каких-то иных условий.
Акты об амнистии обычно распространяются на уголовно наказуемые деяния, совершенные до его принятия или вступления в силу.
Применение амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям определяется разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.1929 N 23 "Об условиях применения давности". По общему правилу, акт об амнистии к лицам, совершившим длящееся преступление, применим, если их деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим актом об амнистии. Так, Постановление Государственной Думы "О порядке применения Постановления "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики" предусматривало применение данной амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе вооруженного конфликта и (или) проведения контртеррористических операций в пределах границ бывшей Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики в период с 12 декабря 1993 г. до дня вступления в силу постановления об объявлении амнистии, которые отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо добровольно сдали оружие и военную технику до 00 часов 1 сентября 2003 г.