Амнистия и помилование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

Освобождение от уголовной ответственности применяется от имени государства компетентными государственными органами. Процессуально оно оформляется путем прекращения уголовного дела или отказа в возбуждении дела в виде вынесения соответствующего постановления. Именно с этого момента прекращаются правоотношения между государством и лицом совершившим преступление. Государство отказывается от своих прав по наказанию виновного за содеянное и освобождает его от уголовной ответственности.

Содержание

Введение
Значение освобождения от уголовного наказания
Понятие, признаки и виды амнистии
Помилование
Полномочия президента Республики Татарстан в сфере помилования.
Различия института помилования и амнистии.
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА УГОЛОВНОЕ ПРАВО на тему.docx

— 39.00 Кб (Скачать)

    Освобождение  от наказания по амнистии возможно как в момент вынесения приговора, так и в процессе его исполнения. Освобождение от дальнейшего отбытия  наказания по амнистии также многовариантно: лицо может быть освобождено досрочно, срок наказания может быть сокращён, назначенное наказание может  быть заменено менее тяжким (например, лишение свободы заменяется исправительными  работами). Наконец, актами амнистии может  быть предусмотрено освобождение от правовых последствий наказания - судимости.

    Амнистия  распространяется на неопределенный круг лиц, совершивших преступления, например, на всех женщин, на всех мужчин в возрасте старше 60 лет или на лиц, осужденных к лишению свободы за неосторожные преступления на срок до 5 лет, и т. д.

    Амнистия - это внесудебный акт освобождения от уголовной ответственности и  наказания. Во все времена и у  всех народов амнистия рассматривалась  как исключительная прерогатива  суверенов - высших органов государственной  власти и управления. Чаще всего  акты амнистии принимаются в связи с какими-либо знаменательными событиями в жизни государств. Так, Стоглавый Собор объявил амнистию к церковному празднику Пасхи, по которой освобождались все тюремные сидельцы, кроме осуждённых за убийство и разбой. Со времён Бориса Годунова стали обычными амнистии по поводу восшествия на престол, болезни или выздоровления царя или членов его семьи, рождения наследника, за помин души и т.п. Пётр Великий к таким поводам добавил амнистии в честь викториальных дней - победы в сражениях. В советское время амнистии издавались в честь знаменательных событий: в связи с 50-летием Октября, 50-летием победы в Великой Отечественной войне и т.п.

    Конституция РФ относит объявление амнистии к  ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

    В соответствии со ст. 103 Конституции  Российской Федерации право объявления амнистии принадлежит Государственной  Думе Федерального Собрания РФ. По общему правилу, постановления об амнистии и сейчас принимаются в связи  с какими-либо торжественными случаями или важными датами, как, например, постановление Государственной  Думы Федерального Собрания от 23 февраля 1994 г. "Об объявлении амнистии в связи  с принятием Конституции Российской Федерации".

    Необходимо  также добавить, что на уровне субъектов  Федерации решения об амнистии приниматься  не могут. Эти вопросы - исключительная компетенция Российской Федерации  в лице Государственной Думы  (п. "о" ст. 71 Конституции РФ).

    Часть 1 ст. 84 УК лишь дублирует конституционное  положение, закрепляя, что амнистия объявляется Государственной Думой. Таким образом, амнистия - это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт, однако, как уже отмечалось ранее, последствия  её применения существенно затрагивают  сферу уголовного права.

    То  обстоятельство, что амнистия - внесудебный  акт, и её достоинство, и её недостаток. Государственная Дума, несмотря на то, что она является законодательным  органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далёких от вопросов применения права, тем более уголовного. Отсюда нередко  актами амнистии перечёркивается многолетняя  и многотрудная работа всех звеньев  правоохранительных органов; зачастую они содержат положения, которые  никак нельзя признать справедливыми  и гуманными. Например, от наказания  освобождаются лица, виновные в совершении тяжких преступлений, а те, кто совершил преступления средней тяжести, амнистии не подлежат. Более того, основания, порядок принятия актов амнистии законодательством не установлены  и практически носят произвольный характер.

    Эти обстоятельства привели к тому, что  амнистия как вид освобождения имеет  давних и последовательных противников, в числе которых был И. Кант, Ч. Беккарий и др. По их утверждению, ничто не может оправдать такое ниспровержение силы закона и судебного приговора, каким является амнистия.

    Несмотря  на это, именно амнистия наряду с помилованием является одним из самых исторически  устойчивых институтов уголовного права. Необходимость её применения оправдывается  обычно следующими обстоятельствами.

    С помощью амнистии имеется возможность  устранить некоторые недостатки существующего или существовавшего  ранее уголовного закона. Примером может служить постановление  Государственной Думы Федерального Собрания от 24 февраля 1994 г. “Об объявлении политической и экономической амнистии”, по которой были освобождены от уголовной  ответственности, наказания и судимости  лица, осуждённые ранее за такие  преступления, как нарушение правил о валютных операциях, некоторые  виды злоупотребления служебным  положением. Данные лица были осуждены в своё время на законном основании, но экономическая и социальная политика государства изменилась, подобного  рода деятельность не только утратила свою общественную опасность, но и стала  социально одобряемой. Амнистия, таким  образом, отразила новую политику государства.

    Амнистия  оправданна и применительно к  некоторым преступлениям, носящим  временный характер, совершённым  в результате стечения определённых неблагоприятных обстоятельств, так  как применяется в случае улучшения  этих обстоятельств либо представляет собой попытку направить развитие ситуации в более благоприятное  русло. Наглядной иллюстрацией этому  служит Постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. “Об амнистии совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск  в Афганистане”. Вывод советских  войск из Афганистана, прекращение  военных действий, необходимость  возврата на родину военнопленных и  иных лиц, оставшихся после вывода войск  на территории Афганистана, объясняют  необходимость и желательность  применения амнистии к данной категории  преступников. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания РФ “Об  объявлении амнистии в отношении  лиц, участвующих в противоправных деяниях, связанных с вооружёнными конфликтами на Северном Кавказе” объясняется стремлением хоть каким-то образом стабилизировать обстановку, прекратить военные действия. Вот  и последние события на Кавказе  сопровождались принятием амнистии в отношении "боевиков", которые "сложат оружие" до 10 апреля 2000 года, которые не совершили тяжких и  особо тяжких преступлений.

    Во  всех остальных случаях применение амнистии может быть оправдано лишь соображениями гуманности, которую  проявляет государство к своим  оступившимся гражданам. 

    Действительно, большинство актов амнистии касается тех категорий осуждённых, которые  заслуживают некоторого снисхождения: несовершеннолетних, женщин, имеющих  на иждивении детей, участников войны и военных действий, инвалидов, лиц преклонного возраста.

    Так, например, постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 декабря 1997 г. N 2038-II[2], руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации объявила амнистию.

    В соответствии с этой амнистией были освобождены от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока, а также от наказаний, не связанных  с лишением свободы, осужденные:

    а) проходивших службу в составе  действующей армии либо принимавших  участие в боевых действиях по защите Отечества;

    б) награжденных орденами или медалями СССР либо Российской Федерации, являющимися  государственными наградами;

    в) женщин, имеющих несовершеннолетних детей, а также беременных женщин;

    г) мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет;

    д) инвалидов I и II группы, а также больных  туберкулезом, отнесенных к I и II группе диспансерного учета.

    Также были освобождены от наказания несовершеннолетние, осужденных к лишению свободы  на срок до трех лет включительно и  ранее не отбывавших наказания в  воспитательно-трудовых или воспитательных колониях.

    Также, были прекращены уголовные дела, находящиеся  в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов, о преступлениях, совершенных до вступления в силу данного постановления, в отношении:

    а) лиц, указанных выше;

    б) несовершеннолетних, совершивших преступления, за которые предусмотрено наказание  не свыше трех лет лишения свободы, и ранее не отбывавших наказания  в воспитательно-трудовых или воспитательных колониях;

    в) лиц, совершивших преступления по неосторожности, за которые предусмотрено наказание  не свыше трех лет лишения свободы;

    г) лиц, совершивших преступления, за которые  предусмотрены наказания, не связанные  с лишением свободы.

    Таким образом, можно охарактеризовать эту  амнистию, как амнистию преследующую принципы гуманизма, направленную на исправление "случайных и не особо опасных" преступников.

    Обычно  амнистия не распространяется на лиц, совершивших государственные и  иные особо опасные преступления, лиц признанных особо опасными рецидивистами, лиц, ранее освобождавшихся от наказания  в силу акта амнистии или помилования, злостных нарушителей режима отбывания  наказания. В соответствии с постановлением Государственной Думы от 18 июня 1999 г. “О порядке применения постановления  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об  объявлении амнистии” злостными  нарушителями режима следует считать  лиц:

    а) осужденных, в  отношении  которых  принято соответствующее постановление начальника исправительного учреждения;

    б) осужденных,   содержавшихся   в  колониях  -  поселениях  и направленных в исправительные колонии других  видов,  если  после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее  одного года на день принятия решения о применении акта об амнистии.  Срок наказания исчисляется со дня заключения осужденного под стражу;

    в) осужденных  к  исправительным работам,  которым за злостное  уклонение от отбывания  наказания неотбытый  срок  исправительных работ  был  заменен судом наказанием в виде лишения свободы,  если они находились под стражей менее шести месяцев  на  день  принятия решения о применении акта об амнистии; осужденных к исправительным работам без лишения свободы и исправительным работам,  совершивших новое  преступление   до   постановки   на   учет  в  уголовно  -       исполнительных инспекциях;

    г) осужденных,  совершивших   умышленные   преступления   до вступления  приговора  в  законную  силу, а   также   совершивших  умышленные  преступления  во время отбывания наказания,  в течение установленного судом испытательного срока или  в  период  отсрочки отбывания наказания либо исполнения приговора;

    д) осужденных, которым судом отменены условное осуждение  или  отсрочка  отбывания наказания,  если после вынесения постановления судьи  о  направлении  указанных   осужденных   в   исправительные  учреждения  они  находились  под стражей менее одного года на день вступления в силу Постановления об амнистии;

    е) осужденных,  не  уплативших без уважительных причин штраф в  установленные законом или судом сроки.

    Амнистия  как государственно-правовой акт  имеет следующие признаки:

    Во-первых, она при всех обстоятельствах  носит нормативный характер, т.е. распространяется на индивидуально  не определённый круг лиц, на неопределённое количество уголовных дел, независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся.

    Во-вторых, инициатива их издания всегда исходит  от государственного органа.

    В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять  акты амнистии, так и для тех  лиц, которые попадают под амнистию. Единственное исключение - лица, признающие себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве. Поэтому в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством лицу предоставлено право возражения против применения к нему акта амнистии, если лицо не считает, что оно совершило преступление. В таком случае уголовный процесс продолжается обычным порядком и заканчивается вынесением оправдательного или обвинительного приговора. Так, например, Верховный Суд РФ признал прекращение дела в отношении С. и Ч. по амнистии неправильным, поскольку эти лица виновными себя в клевете не признали и согласия на прекращение дела по амнистии не давали.[3]  

Информация о работе Амнистия и помилование