Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 12:37, реферат
Одной из эффективных форм прокурорского надзора за исполнением законов в досудебных стадиях уголовного процесса является санкция прокурора на производство следственных действий, которые в существенной мере затрагивают права и законные интересы граждан. Уголовно-процессуальное законодательство существенно расширяет перечень процессуальных действий и актов, выполняемых следователем, которые приобретают силу лишь после того, как прокурор санкционирует их выполнение.
3. АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО
НАДЗОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
Кроме вышеназванных полномочий, прокурор вправе:
— внести представление об устранении нарушений требований закона;
— вынести постановление
о возбуждении
Осуществляя указанные полномочия, прокуроры используют предусмотренные законом и выработанные практикой формы прокурорского реагирования на установленные нарушения закона, к которым относятся:
1) санкция;
2) согласие;
3) утверждение.
Одной из эффективных форм прокурорского надзора за исполнением законов в досудебных стадиях уголовного процесса является санкция прокурора на производство следственных действий, которые в существенной мере затрагивают права и законные интересы граждан. Уголовно-процессуальное законодательство существенно расширяет перечень процессуальных действий и актов, выполняемых следователем, которые приобретают силу лишь после того, как прокурор санкционирует их выполнение. Суть состоит в том, что производство этих следственных действий возможно лишь тогда, когда на их выполнение дает согласие прокурор. К числу таких следственных действий относятся санкция: на избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или залог; на обыск; на арест и выемку почтово-телеграфной корреспонденции; на выемку документов, содержащих требования, составляющие государственную тайну; на отстранение обвиняемого от занимаемой должности.
Прокурор утверждает обвинительное заключение и постановление органа дознания или предварительного следствия об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела вследствие акта амнистии.
Согласие прокурора в обязательном порядке требуется в случаях прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям: вследствие изменения обстановки, вследствие деятельного раскаяния или примирения с потерпевшим, а также при направлении в суд уголовного дела для применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 6—9 УПК РСФСР).
Одним из действенных средств по устранению нарушений закона является проверка прокурором жалоб обвиняемого, потерпевшего и других участников уголовно-процессуальной деятельности на действия следователя или органа дознания.
Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 10) установлено общее правило рассмотрения прокурорами заявлений: заявления, жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ прокурора на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.
Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, на решение либо действия которого принесена жалоба.
Жалобы могут быть поданы прокурору как в письменной, так и в устной форме. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывает заявитель и лицо, принявшее жалобу. Лицо, производящее дознание, и следователь обязаны в течение 24 часов направить поступившую к ним жалобу вместе со своими объяснениями прокурору. По поступлении жалобы прокурор обязан в течение 3-х суток ее проверить и сообщить заявителю о результатах ее рассмотрения. В случае отказа в удовлетворении жалобы прокурор излагает мотивы принятого решения.
Не допускается направление в суд уголовных дел, если поступившие до утверждения обвинительного заключения жалобы не разрешены следователем по существу и доводы заявителя глубоко и всесторонне не проверены. Поступившие в ходе следствия жалобы и принятые по ним решения приобщаются к материалам уголовного дела или помещаются в надзорное производство по уголовному делу.
Правовые средства реагирования прокурора -
это действия по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, которые им способствовали, а также привлечение к ответственности виновных лиц в предусмотренном законе порядке. Актами прокурорского реагирования являются протест, представление, постановление и объявление предостережения о недопустимости нарушения закона.
Протест – приносит прокурор или его заместитель на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании, но в исключительных случаях прокурор может сократить срок. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным органом, то о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест может быть отозван принесшим его лицом до его рассмотрения (ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Представление – вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит обязательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, о результатах также сообщается прокурору в письменной форме. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ (ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Постановление.
Прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если возникают обстоятельства, на основании которых необходимо привлечение виновных лиц. В случае если имеются достаточные основания о квалификации преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Прокурор также выносит мотивированное постановление об освобождении изпод стражи лица, арестованного в административном порядке незамедлительно, если данное лицо было арестовано без достаточных на то оснований.
Объявление предостережения о недопустимости нарушения закона.
Направляется прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам. Руководители организаций, не исполнившие требования, изложенные в предостережении, могут быть привлечены к ответственности в установленном законе порядке (ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА И ФОРМЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
.
2. ПОЛНОМОЧИЯ
ПРОКУРОРА И ФОРМЫ
Полномочия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса сформулированы в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», УПК РСФСР, Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ.
Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:
1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления;
2) проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; 3) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;
4) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;
5) поручает органам
дознания исполнение
6) участвует
в производстве дознания и
предварительного следствия и
в необходимых случаях лично
производит отдельные
7) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных УПК РСФСР;
8) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных УПК РСФСР;
9) возвращает
уголовные дела органам
10) изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, передает дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;
11) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела; 12) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении;
13) прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам;
14) дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено УПК РСФСР;
15) утверждает обвинительные заключения (постановления);
16) направляет уголовные дела в суд