Аффективные состояния с позиции адвоката

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 00:15, реферат

Описание работы

Осуществление защиты по делам о преступлениях, совершенных в состоянии аффекта требует от адвоката не только знаний уголовного права и процесса, но и определенных знаний психологии и психиатрии. Разумеется, адвокат не может и не должен подменять работу экспертов, однако, например, при допросе эксперта в судебном заседании, адвокат должен быть способен правильно задавать вопросы с той целью, чтобы даже при неблагоприятном заключении экспертов получить максимальное улучшение положения обвиняемого, зародить и закрепить сомнения в том, что преступление было совершено умышленно, а не в состоянии "сильного душевного волнения".

Работа содержит 1 файл

Аффективные состояния с позиции адвоката.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Аффективные состояния  с позиции адвоката 

Анастасия Георгиевна Брайчева - адвокат, член Московской Коллегии адвокатов.

Аффект:  

Осуществление защиты по делам о преступлениях, совершенных в состоянии аффекта  требует от адвоката не только знаний уголовного права и процесса, но и определенных знаний психологии и психиатрии. Разумеется, адвокат не может и не должен подменять работу экспертов, однако, например, при допросе эксперта в судебном заседании, адвокат должен быть способен правильно задавать вопросы с той целью, чтобы даже при неблагоприятном заключении экспертов получить максимальное улучшение положения обвиняемого, зародить и закрепить сомнения в том, что преступление было совершено умышленно, а не в состоянии "сильного душевного волнения". 

"Законодатель, суд и тысячелетняя мудрость веков уже давно выработала положение, в виде математической истины, не допускающей никакого возражения, что не всякое убийство следует считать умышленным убийством, что между убийством умышленным и убийством при других условиях может быть величайшая разница и законодатель отвел для другого убийства название запальчивого"  

Одним из таких "запальчивых" убийств, убийств  извинительных, называют убийство совершенное  в состоянии аффекта. 

Не только психическое  состояние обвиняемого в момент совершения преступления играет важную роль. Лицо, будучи вменяемым, в определенной ситуации, при определенном сочетании обстоятельств, может совершить преступление им незапланированное, поддавшись минутному порыву, "помутнению сознания". Для квалификации преступления и назначения справедливого наказания имеет значение и то психологическое состояние, которое наличествовало у обвиняемого на момент совершения убийства или причинения тяжких или средней тяжести телесных повреждений. 

Показать особенности адвоката при работе по делам о преступлениях, совершенных в состоянии аффекта - и явилось целью настоящей работы.

Понятие и виды  

Приступая к  осуществлению защиты по делу о преступлении, которое (вероятно) совершено в состоянии  сильного душевного волнения, адвокату прежде всего необходимо понимать, что собой являет аффект, природу его происхождения, способы его проявления. 

"Аффектами  называются чрезвычайно сильные,  быстро возникающие и бурно  протекающие кратковременные эмоциональные  состояния. Аффекты возникают большей частью внезапно и продолжаются иногда всего несколько минут. В состоянии аффекта сознание, способность представлять и мыслить суживаются, подавляются. При этом сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи, часто в выкриках. Действия человека при аффектах проявляются в виде взрывов."  

Сам по себе аффект является критической точкой чувства, переживания. Аффективные состояния  характеризуются как состояния  пониженной правоспособности.  

Адвокату следует иметь ввиду, что существует несколько видов аффектов. Основными двумя выделяют патологический и физиологический аффект. 

Патологический  аффект - кратковременное, сверхинтенсивное переживание, достигающее такой  степени, при которой наступает  полное помрачение сознания и парализация воли. Патологический аффект - такой вид аффекта, который полностью исключает вменяемость, а следовательно и уголовную ответственность за совершенное деяния. 

Физиологический аффект - такое эмоциональное состояние  лица, при котором оно является вменяемым, однако его сознание существенно ограничено. В отличие от патологического аффекта, при физиологическом аффекте лицо сознает свои действия, может ими управлять, либо имеет возможность сознавать свои действия. Именно поэтому лицо, совершившее преступление в состоянии физиологического аффекта (или некоторых других эмоциональных состояниях, о чем речь пойдет далее) подлежит уголовной ответственности. 

В настоящей  работе будут рассмотрены только случаи физиологического аффекта, а  также близких к нему эмоциональных состояний, стратегия и тактика защиты в конкретных случаях. 

Необходимо отметить, что новый Уголовный кодекс расширил понятие "аффекта" применительно  к квалификации преступлений по соответствующим  статьям УК, что позволяет говорить о составах преступлений, предусмотренных ст.ст. 107, 113 УК РФ не только в случаях физиологического аффекта в чистом виде (классического или кумулятивного), но и других эмоциональных состояний. 

Итак, изучая материалы  уголовного дела, принимая поручение на ведение защиты, адвокату необходимо самостоятельно проанализировать имеющиеся в его распоряжении данные, чтобы сделать для себя первоначальный вывод о том, возможно ли ставить вопрос о наличии аффекта у подзащитного, чтобы определить свою позицию по делу. 

Во-первых, защита по делам, в которых убийца (например) находился в состоянии аффекта, может ставить вопрос о переквалификации его действий на ст. 107 УК РФ только в  том случае, когда совершению преступления предшествовало противоправное или  аморальное поведение потерпевшего, а равно длительная психотравмирующая ситуация. О том, что это означает, мы поговорим ниже. 

Во-вторых, следует  иметь ввиду, что при аффективных  состояниях (исключая патологический аффект), умысел на убийство или причинение вреда здоровью возникает до окончания внезапно возникшего сильного душевного волнения. Если же умысел и его исполнение происходят позже, то у защиты нет оснований просить о переквалификации действий обвиняемого на ст. 107 или 113 УК РФ соответственно. 

При наличии обстоятельств противоправности и внезапности, указанных ранее, для того, чтобы определиться в позиции, защитнику нужно знать, что различают следующие виды аффектов:

Классический  аффект.  

"Представьте  себе, господа присяжные, другой  вопрос. 

Нет ли границы всему сущему? Можем ли мы преодолеть всякое искушение? Спросите у себя самих, уверены ли вы, что будете в силах противостоять любому сочетанию обстоятельств и что в известный момент самообладание не покинет вас? 

И вы ответите, что  силы человека имеют предел..."  

Классический  аффект - стремительная, бурно протекающая  эмоциональная реакция взрывного  характера. Следует непосредственно  за противоправным действием потерпевшего, длится крайне малый период времени, после чего наступает спад. Законодатель так определяет понятие "противоправного действия" применительно к классическому аффекту: "насилие, издевательство или тяжкое оскорбление со стороны потерпевшего либо иные противоправные или аморальные действия (бездействие) потерпевшего". 

Между Д. и Ш., произошла ссора, во время которой Ш. ударил Д. по лицу, назвал его "козлом", выразился нецензурно, в том числе и в отношении его жены. Дьяков в состоянии аффекта выхватил нож и ударил им в голову и грудь Ш., причинив ранения лица и сердца, от чего потерпевший скончался. 

Здесь, пожалуй, адвокату необходимо четко понимать, что подразумевают под собой  термины, которые использует Уголовный  кодекс РФ для обоснования внезапно возникшего сильного душевного волнения. Полагаю, что термин "насилие" не требует дополнительной расшифровки, однако термины "издевательство" и "тяжкое оскорбление" могут вызвать вопросы. 

Какое оскорбление  можно назвать тяжким? Каждое ли оскорбление может повлечь за собой аффективные реакции? 

Тяжесть нанесенного  оскорбления зависит не только от того, как оно было выражено объективно, но и от субъективного восприятия обвиняемого сказанного в его адрес, либо в адрес его близких. 

Лучше всего  по этому поводу сказал в своей  речи в защиту Грузинского Ф.Н. Плевако: "Есть состояние еще более извинительное. Это - когда поступок ближнего оскорбляет и нарушает священнейшие права, охранять которые, кроме меня, некому и святость которых мне яснее, чем всем другим... Если враг вызывает в душе своими поступками всю горечь Вашей жизни, заставляет все перечувствовать, все пережить, то от мгновенного взрыва души, не выдержав его, лопнув все сдерживающие его пружины". 

Издевательство  по своей сути похоже на оскорбление. Также как и тяжкое оскорбление, оно является столь же циничным, также глубоко ранит психику человека. Издевательство может представлять собой злую насмешку, глумление над виновным, высмеивание каких-либо физических недостатков человека.

Кумулятивный (аккумулятивный) аффект  

В отличие от классического аффекта первая фаза кумулятивного аффекта обычно сильно растянута во времени - от нескольких месяцев до нескольких лет. В течение этого времени развивается психотравмирующая ситуация, которая обуславливает кумуляцию (накопление) эмоционального напряжения у обвиняемого. Сам по себе аффективный взрыв может наступить и по незначительному поводу, который играет роль "последней капли". 

Применительно к кумулятивному аффекту законодатель определяет причину возникновения  сильного душевного волнения как "длительную психотравмирующую ситуацию, возникшую  в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего". 

Примером кумулятивного  аффекта можно назвать дело Авакумова, речью по делу которого гордился И.Д. Брауде. Авакумов убил своего отца-изверга, который сделал невозможной жизнь  матери и сестры Авакумова, а также добивался интимных отношений с родной дочерью. 
 

Классическому и кумулятивному аффекту свойственна  внезапность, т.е. непосредственное следование реакции после соответствующего поведения потерпевшего.  

Однако везде  есть свои исключения. Об этом свидетельствует дело Ю., который случайно встретил Ч., бывшего в годы войны агентом гестапо и выдавшего фашистам много русских патриотов. В числе них были и родители Ю., расстрелянные по доносу Ч. Узнав предателя, Ю. пришел в состояние сильного душевного волнения, схватил кирпич и убил Ч.. На этом примере видно, что состояние сильного душевного волнения может возникнуть и спустя даже длительное время после противозаконного действия, совершенного потерпевшим. На примере данного случая видно, что у Ю. все эти годы копилось, аккумулировалось то самое напряжение, обида, возможно месть к Ч. за расстрелянных родителей, и один только вид Ч. вызвал у Ю. аффективную реакцию. 

До принятия нового Уголовного кодекса для квалификации по ст.ст. 105 и 107 (УК РСФСР) необходимо было наличие одного из этих двух видов аффектов. 

Существует также  группа аффектов, вопрос диагностики  которых дискутируется врачами-психологами.. Нельзя не отметить, что разногласия  во мнениях врачей, как источник "неустранимых сомнений" (ст. 49 Конституции) дают возможность для улучшения положения обвиняемого, что также может и должен использовать адвокат при работе по делам соответствующей категории. 

Эмоциональное возбуждение, оказывающее существенное влияние на сознание и поведение.  

Данный вид  может возникать у личностей  робких, нерешительных, склонных выражать агрессию (в необходимых случаях) в социально допустимой форме. Указанное  эмоциональное состояние возникает  при условии затяжного течения  конфликтной ситуации, накопление эмоционального напряжения в течение нескольких лет (сродни кумулятивному аффекту), как правило в сфере семейных отношений, или в строго регламентированных условиях военной службы. Нередко на протяжении течения указанной конфликтной ситуации у обвиняемого наличествует депрессия, суицидальные попытки, иные попытки ухода из ситуации. 

На таком фоне пик эмоционального возбуждения  может быть спровоцирован даже незначительными  воздействиями. Самое главное отличие  данного эмоционального состояния  от кумулятивного аффекта заключается в том, что нарастание эмоционального возбуждения происходит более сглажено, однако на высоте пика возбуждения происходит типичное сужение сознания. 

Военнослужащий  Б. обвинялся в умышленном убийстве своего сослуживца К. Рос и развивался нормально, закончил 8 классов и СПТУ. Работал токарем. В возрасте 22 года женился, вскоре родился ребенок. В возрасте 25 лет был призван в армию в строительные войска. В батальоне стал подвергаться издевательствам и избиениям со стороны сержанта К. и некоторых других старослужащих. Осуществил демонстративную попытку побега из части с целью привлечения внимания командования к применению к нему неуставных отношений, однако командиры никаких мер не приняли: ни его, ни обидчиковне наказали, в другую часть его не перевели. В день происшествия Б. утром был избит сержантом К. за отказ чистить его сапоги, и последний пригрозил избить Б. еще сильнее вечером после работы. Б не мог работать, думал только о предстоящем наказании, ближе к вечеру принял решение уйти из части. Когда он вышел из строящегося здания, увидел спящего на траве сержанта К. В нем "поднялась злость и ненависть", он поднял лежащий на тропинке железный прут арматуры и нанес три удара по голове К. После этого бросил прут около убитого, убежал на речку и сидел там до тех пор, пока его не нашли. 

Информация о работе Аффективные состояния с позиции адвоката