Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:51, контрольная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что нормы административного права представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности в сфере государственного управления. Они призваны обеспечивать организацию и функционирование как всей системы органов исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, а также регулировать внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (в органах представительной власти, суда, прокуратуры). Они распространяют свое действие также на организацию и деятельность исполнительных органов местного самоуправления, определяют порядок их взаимодействия с органами государственной власти.
Введение 3
1. Содержание, классификация и реализация административно-
правовых норм 6
Исторические аспекты становления теории соотношения нормы
права и правового отношения 6
Административно-правовые нормы: понятие, особенности,
классификация 9
1.3 Реализация и формы выражения административно-правовых норм 16
2. Характеристика и структура административных правоотношений 22
2.1 Понятие административных правоотношений и их виды 22
2.2 Основные черты административно-правовых отношений и их
взаимодействие с другими правоотношениями 26
2.3 Основания возникновения, изменения, прекращения
административно-правовых отношений 30
Заключение 33
Библиографический список 35 Приложение
Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм. Особое значение имеет вопрос о пространственных и временных границах административно-правовых норм, а также об их юридической силе в отношении различного круга лиц.
2. Характеристика и структура административных правоотношений
2.1 Понятие административных правоотношений и их виды
Нормы
административного права
Сущность
административно-правовых отношений
должна обусловливать главные черты
как материальных, так и процессуальных
административно-правовых норм, т. е. управленческого
процесса и административно-
Административные правоотношения являются разновидностью правовых отношение, в силу чего для них характерно все то общее, что свойственно любому правовому отношению.
Административно-правовое отношение представляет собой урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой [17, c.21].
Административно-правовые
отношения – это
Особенности административных правоотношений:
1. Обязанности и права сторон этих отношений связаны с деятельностью государственной администрации;
2. В этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
3. Чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;
4. В случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;
5. Разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке (хотя за последние годы все больше и больше таких споров рассматривается судами).
Существует значительное разнообразие административных правоотношений.
Классификация административно-правовых отношений может проводиться по различным основаниям. Наиболее значимо при этом выяснение, прежде всего характера управленческих связей.
С этих позиций можно выделить:
1.
Отношения, непосредственно
2.
Отношения, которые
Фактически речь идет об основных и неосновных управленческих связях. Они получили в научной и учебной литературе по административному праву специфическое наименование, а именно: вертикальные и горизонтальные отношения. В основу такого их подразделения положен юридический характер взаимодействия их участников [19, c.39].
Административные правоотношения классифицируются по различным критериям.
1.
По основаниям возникновения
административно-правовые
2.
В зависимости от назначения
административно-правовых норм
3.
По структуре объекта надо
различать простые и сложные
административные
Общим объектом административных правоотношений, как и любых правоотношений, являются поведение, деятельность физических лиц и их различных коллективных образований. В простых правоотношениях он является единственным. В сложных административных правоотношениях объектом самого поведения (деятельности) могут быть объекты, частично сходные с объектами гражданского права:
а) имущество;
б) работы и услуги;
в) информация;
г) результаты интеллектуальной деятельности;
д) нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ).
4.
По соотношению прав и
5.
В зависимости от целей
6.
По составу участников
Таким образом, административные правоотношения классифицируются по различным критериям: по основаниям возникновения, в зависимости от назначения административно-правовых норм, по структуре объекта, по соотношению прав и обязанностей сторон, в зависимости от целей деятельности, по составу участников. Кроме того, различают возникающие, изменяющиеся прекращающиеся; материальные и процессуальные; простые и сложные; вертикальные и горизонтальные; регулятивные и охранительные; внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношения.
2.2 Основные черты административно-правовых отношений и их взаимодействие с другими правоотношениями
На особенности административных правоотношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, то есть их юридической базы.
Особенности административно-правовых отношений и их реальное место в системе правоотношений могут быть выражены следующими положениями.
1.
Широко распространено мнение, что
административно-правовые
В
юридической теории и практике сложилось
устойчивое представление о
2.
Природа государственно-
Управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле; в управленческих отношениях - налицо соподчииенностъ воль. Соответственно, с одной стороны - авторитет, господствующая воля субъекта управления, с другой - подчинение ей воли всех иных участников управленческих отношений. Таково соотношение сторон в регулируемых административным правом управленческих связях различного рода. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть является средством волевого регулирования управленческих процессов и поведения их участников. Тем самым индивидуальное поведение координируется и подчиняется общим интересам совместной деятельности. Достигается это властным волеизъявлением соответствующего субъекта управления, выраженным либо в административно-правовых нормах, либо в индивидуальных актах управления. Это и есть наиболее емкое выражение регулирования поведения управляемых через их волю, их волевое, а не организационное подчинение общим интересам, выражаемым субъектом управления. Таково по существу содержание руководства поведением людей, свойственное управлению.
3.
Сфера государственного
Информация о работе Административно-правовая норма и правоотношения