Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:25, доклад
Наш замечательный соотечественник К. Э. Циолковский еще в начале ХХ века утверждал: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели… Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Сейчас мы являемся свидетелями того, как сбываются пророческие слова.
Популяризацией космонавтики занимался известный советский ученый аэродинамик Владимир Петрович Ветичкин (1883-1950). Первоначально (1921-1925) В. П. Ветичкин выступал с докладами о проблемах реактивного полета в пределах атмосферы и в межпланетном пространстве, позже – с 1925 по 1927 гг. – он разрабатывал основы динамики полета крылатых ракет и реактивных самолетов.
В декабре 1930 г. Ф. А. Цандер начал
работать в Институте авиационного
машиностроения, в 1931 г. приступил к
постройке воздушно-
В мае 1929 г. в газодинамической лаборатории впервые в СССР были начаты экспериментальные исследования жидкостных ракетных двигателей. Руководителем разработки этих двигателей был талантливый инженер (ныне академик) Валентин Петрович Глушко.
Важную роль в развитии отечественной ракетной техники сыграла и группа изучения реактивного движения. В ней объединились многие энтузиасты ракетного дела: Ф. А. Цандер, аэродинамик В. П. Ветичкин, талантливые инженеры С. П. Королев, М. К. Тихонравов и др.
Работой группы руководил технический совет под председательством С. П. Королева. Первый полет ракеты ГИРД-09 был осуществлен в августе 1933 г. Длина ракеты 2,4 м, стартовая масса 19 кг, причем на долю топлива приходилось 5 кг. Двигатель развивал силу тяги до 500 Н.
Первой экспериментальной
С. П. Королев, состоялся 25 ноября 1933 г. на полигоне в Нахабине. Хотя в полете нарушилось крепление двигателя, и ракета упала в 150 м от места старта, это не омрачило радости ее создателей, ведь был сделан еще один шаг в освоении ракетной техникой.
Осенью 1933 г. на базе газодинамической лаборатории и группы изучения реактивного движения было решено создать в Москве Реактивный научно-исследовательский институт. Начальником института был назначен И. Т. Клейменов, а заместителем по научной части – С. П. Королев.
В истории освоения космического пространства
с именем С. П. Королева связана эпоха
замечательных достижений. Научные
и технические идеи С. П. Королева
получили широкое применение в ракетной
и космической технике в
Выдающимся событием того времени было создание двигателя ОРМ-65 с регулируемой тягой от 500 до 1750 Н для установки его на крылатой ракете РНИИ-212 и планере СК-9 конструкции С. П. Королева.
Крупнейшим мероприятием в научной жизни послевоенного периода стал Международный геофизический год, проходивший с 1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г. К этому времени в нашей стране под руководством С. П. Королева были созданы новые управляемые баллистические ракеты дальнего действия Р-2. Они послужили основой для разработки геофизических ракет второго поколения.
Первый пуск построенной на базе ракеты Р-2, геофизической ракеты В-2А был осуществлен 16 мая 1957 г. При этом полезный груз массой 2200 кг был поднят на высоту 200 км и успешно возвращен на Землю.
С 1958 г. начинается очередной этап систематических исследований верхней атмосферы до высоты более 500 км при помощи геофизических ракет В-5А, В-5В. Эксперименты с помощью ракеты В-5А дали ценнейший материал для разработки систем, обеспечивающих жизнедеятельность и спасение человека в космическом полете.
Подготовка к штурму космоса
потребовала создания в стране специальных
научных институтов и лабораторий,
промышленных предприятий, космодрома,
сети наземных станций слежения, подготовки
высококвалифицированных
Глава 2: Первые спутники
4 октября 1957 г. вошло
в историю человечества как
начало космической эры. В
Впереди – новые космические
свершения. Но все началось с того
октябрьского дня 1957 г. Первый советский
искусственный спутник имел форму
шара диаметром 0,58 м, масса его составляла
83,6 кг. Два радиопередатчика спутника,
позволявшие изучать условия
прохождения радиоволн в
Второй советский
Успешно прошли испытание
система кондиционирования
Третий советский
Полеты первых трех спутников позволили отработать основные служебные системы: радиотехническую аппаратуру, измеряющую параметры движения спутника по орбите, радиотелеметрические системы, регистрирующие результаты научных измерений, системы «запоминания» и последующей передачи на Землю этих измерений, системы активного терморегулирования, энергопитания, радиосвязи. Была создана сеть станций слежения и управления полетом и обработки получаемой информации.
Первые советские
Глава 3: Ю. А. Гагарин – первый космонавт
Первый в истории землян летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области в семье колхозника.
В 1941 году поступил в начальную
школу, затем в ремесленное училище
в Люберцах под Москвой. Получил
специальность литейщика и
С 1957 года – военный летчик.
В 1960 году летчик Юрий Гагарин переступил порог школы советских космонавтов.
Новый, 1961 год Юрий Гагарин встретил в центре подготовки космонавтов. Это были трудные месяцы перед первым стартом.
После многочисленных земных
и космических экспериментов
наступило 12 апреля 1961 года. В этот день
Юрий Алексеевич Гагарин на космическом
корабле «Восток» первым в истории
человечества совершил космический
полет вокруг нашей планеты - полет,
о котором мечтало все
Ликовал весь мир! «Гражданин Вселенной» – так назвали Гагарина люди на всех континентах Земли.
Поздно вечером в День космонавтики (официально он был утвержден 10 апреля 1962 года) на площадях выступали известные писатели и поэты. Все концерты и спектакли начинались с поздравления зрителей с успешным завершением полета Гагарина…
А в следующие два дня на московских аэродромах приземлялись специальные самолеты, которые доставляли делегации из различных стран мира для встречи с первым космонавтом.
Но Гагарин глубоко понимал долю своего участия в великом свершении советского народа, в подвиге наших ученых и инженеров. Продолжал работать, учиться. Окончил с отличием Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского.
27 марта 1968 года в результате
катастрофы при выполнении
Заключение
Наше время не зря называют временем научно-технического прогресса. Особенно возросли в наши дни темпы развития науки и техники. Для сравнения вспомним некоторые факты из истории важнейших отдельных открытий человечества. В 1727 г. оно открыло фотографию. Однако нужно было целых 102 года для ее внедрения в производство: лишь в 1829 г. фотография приобрела практическое значение. Для внедрения в жизнь телефона понадобилось более полувека: он был изобретен в 1820 г., а впервые переговоры на расстоянии при помощи телефонного аппарата проведены в 1876 г. Тридцать пять лет понадобилось для того, чтобы утвердило себя открытие радио (1867-1902). А вот телевидению для этого уже было достаточно всего четырнадцати лет (1922-1936), а транзистору еще меньше.
У каждого из этих открытий и изобретений были не только горячие сторонники, но и рьяные противники. Видимо иначе не могло и быть. Прогресс человечества всегда происходил и происходит в борьбе противоположностей. Кто-то из великих остроумно подметил три стадии утверждения нового. Сначала о новом говорят: «Этого не может быть!» Через некоторое время можно услышать: «Здесь что-то есть…» И, наконец, приходит момент, когда даже рьяный скептик искренне удивляется: «А разве могло быть иначе?!»
Нечто похожее было и с
освоением космического пространства.
Первый советский искусственный
спутник Земли многие на Западе встретили
с нескрываемым скептизмом и недоверием.
Мол, что из того, что на космическую
орбиту заброшено несколько
А меньше чем через четыре года мир был удивлен и потрясен неслыханным событием: гражданин первой социалистической страны Юрий Алексеевич Гагарин совершил беспримерный облет Земли на космическом корабле «Восток». День этот и имя человека, который первым разорвал цепи земного притяжения, навсегда вошли в память человечества.
В достижениях сегодняшней космонавтики живет мысль первого Главного конструктора космоса академика Сергея Павловича Королева. Именно к сегодняшнему дню относятся его слова: «Это будущее, хотя и не столь близкое, но реальное, поскольку оно опирается на уже достигнутое».
Список литературы
1. Гагарина В. И. 108 минут и вся жизнь. – М.: Молодая гвардия, 1981. – 135 с.
2. Звездный: Сборник/Сост.: Н. Андреев, М. Барабанщиков, В. Митрошенков. – М.: Московский рабочий, 1982. – 207 с.
3. Климук П. И. Рядом со
4. Попович П. Р., Лесников В. С. Не могло быть иначе!: Космическая хроника. – М.: Молодая гвардия, 1980. – 205 с.
5. Советская космонавтика. Сост.: Л. А. Гильберг, Е. И. Рябчиков. – М.: Машиностроение, 1981. – 455 с.
6. Уманский С. П. Космонавтика сегодня и завтра: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 175 с.