Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:44, контрольная работа
В ряде случаев применение сварных конструкций позволяет сэкономить большое количество металла. Так для сварных валов Варваринской ГЭС развес слитков составил 59 т вместо 100 т для цельнокованых; сварная станина механического ковочно-штамповочного пресса давлением 4000 т весит на 24 т меньше, чем в литом варианте. С применением сварки при изготовлении стоек мартеновских печей на Днепропетровском заводе металлоконструкций получена большая экономия толстого проката за счёт ликвидации отходов.
Вопрос 9
Первоначальным назначением
Электрошлаковая сварка применяется
в производстве барабанов паровых
котлов и других сосудов высокого
давления, где уже полностью вытеснила
применявшуюся ранее
В ряде случаев применение сварных
конструкций позволяет
Рис 1. Схема электрошлаковой наплавки
Главная особенность электрошлаковой сварки (наплавки) заключается в том, что сварочная цепь электрического тока проходит по электроду, жидкому шлаку и основному металлу, обеспечивая расплавление основного и присадочных материалов. Ванна расплавленного шлака, имея меньшую, чем у расплавленного металла, плотность, постоянно находится в верхней части расплава. Этим самым исключается доступ и воздействие окружающей среды на жидкий металл. Кроме того, капли присадочного металла, проходя через шлак, очищаются от вредных примесей и легируются (в случае наличия в шлаке необходимых легирующих компонентов).
Сущность электрошлаковой
В качестве присадочного материала в практике используются один или несколько электродов из сварочной проволоки, пластинчатые электроды большого сечения, плавящиеся мундштуки. Наиболее часто находит применение проволока диаметром 3 мм, но можно использовать проволоку и других диаметров.
Химический состав электродного металла выбирается в соответствии с составом основного металла. Лучшим вариантом считается такой, при котором металл шва и металл наплавляемого изделия близки по химическому составу и механическим свойствам.
Иногда при сварке в шлаковую ванну подаются легирующие компоненты или используется флюс, содержащий такие компоненты.
При сварке применяются в основном плавленые флюсы. Лучшими технологическими свойствами для сварки углеродистых и низколегированных сталей обладают следующие марки флюсов АН-8, АН-8М, АН-22. Хорошие результаты при сварке углеродистых сталей дают флюсы марок АН-348В и АН-47.
Для сварки легированных сталей повышенной
прочности типа 25ХН3МФА, 20Х2М и
других используется флюс марки АН-9.
Легированные и высоколегированные
стали свариваются под флюсом
марок АНФ-1, АНФ-7, 48-ОФ-6. Хорошие результаты
при сварке коррозионно-стойких
и углеродистых сталей получаются при
использовании флюса марки АН-
Электрошлаковая сварка и наплавка чугуна ведется на флюсах марок АНФ-14, АН- 75.
Флюс перед использованием прокаливается при температуре 300–700° С в течение 1–2 часов.
Наплавленный металл при электрошлаковой
сварке формируется с помощью
водоохлаждаемых
Часто используются замковые соединения.
Рассматриваемый способ сварки (наплавки) обладает целым рядом достоинств:
- высокой устойчивостью процесса
(мало зависящей от рода тока)
и нечувствительностью к
- высокой производительностью;
- значительной экономичностью
процесса (на плавление равного
количества электродного
- исключением необходимости
- высокой защитой сварочной ванны от воздуха;
- возможностью получения за
один проход наплавленной
- возможностью наплавки без
особых затруднений из чугуна,
цветных металлов и сплавов
и других трудносвариваемых
К недостаткам следует
- возможность формирования
- недопустимость прерывания
- необходимость изготовления технологической оснастки, формирующей шов;
- крупнозернистую структуру
В качестве источников питания при электрошлаковой сварке используются трансформаторы (ТШС-1000-1, ТШС-1000-3, ТШС-3000-1, ТШС-3000-3, ТШС-10000-1 и другие), преобразователи (ПГС-500, ПСМ-1000, ПС-1000), выпрямители (ВС-600, ВС- 1000, ВКСМ-1000-1, ВДМ-3001, ВДМ1601, ВМГ-5000 и другие).
Электрошлаковая сварка имеет серьезные преимущества не только по сравнению с ручной сваркой открытой дугой, но также и по сравнению с многослойной автоматической сваркой под флюсом. Наиболее важным преимуществом электрошлаковой сварки, как уже было сказано выше, является возможность однопроходной сварки изделий большой (практически — неограниченной) толщины. Эта особенность электрошлаковой сварки позволила решить одну из сложнейших проблем современного тяжелого машиностроения — проблему изготовления крупногабаритных стальных изделий без привлечения уникального ковочного и литейного оборудования, при значительном удешевлении и упрощении производства.
При электрошлаковой сварке кромки деталей не требуют специальной подготовки. Поэтому отпадают такие трудоемкие операции, как строжка кромок, вследствие чего объем подготовительных работ значительно уменьшается.
Электрошлаковая сварка производится в один проход. Это значит, что не требуется зачистка шлака после наложения каждого слоя, как при многослойной сварке в нижнем положении. Вследствие этого уменьшается трудоемкость сварочных работ, а также улучшается качество швов, так как при недостаточно тщательной зачистке шлака в многослойных швах часто встречаются дефекты в виде шлаковых включений.
При электрошлаковой сварке расход флюса примерно в 15—18 раз меньше, чем при обычной электродуговой сварке под флюсом. Подача флюса в шлаковую сварку и процессе сварки необходима только для того, чтобы компенсировать его расход на образование шлаковой корочки, покрывающей поверхность сварного шва. Витима такой корочки равна примерно 1,0—1,5 мм.
В отличие от многослойной сварки под флюсом, при электрошлаковой сварке не требуется частая кантовка, так как процесс сварки производится в вертикальном положении.
Электрошлаковая сварка обеспечивает равномерный провар кромок свариваемых деталей. При этом форма провара получается симметричной относительно плоскости, проходящей через середину толщины листов, и листов после электрошлаковой сварки не имеют угловых формаций.
Производительность
Задача 29
Полуавтоматическая сварка (наплавка) в среде защитного углекислого газа. Наплавить изношенную поверхность А надрессорной балки тележки вагона. Величина износа – 4 мм. Материал детали - 25ХГ. Требования к металлу шва или покрытию после наплавки - НВ 1200 МПа.
Решение.
Рис. 1. Надрессорная балка тележки вагона |
Таблица 1. Химический состав стали 25ХГ, %
C |
Si |
Mn |
Cr |
Ti |
Не более | |||
P |
S |
Cu |
Ni | |||||
0,22-0,29 |
0,17-0,37 |
0,80-1,10 |
1,00-1,30 |
0,03-0,09 |
0,035 |
0,035 |
0,30 |
0,30 |
Рассчитаем углеродный эквивалент:
Очевидно, что материал требует
создания термического цикла сварки,
устраняющего образование закалочных
структур (предварительный и
Найдём температуру
Примем температуру
Определим чувствительность стали к образованию горячих трещин:
Следовательно, в процессе сварки возможно возникновение горячих трещин.
Определим возможную твёрдость зоны термического влияния:
Предварительный подогрев будем осуществлять ацетиленовой горелкой восстановительным пламенем.
Для осуществления наплавки будем использовать полуавтомат типа А537У, обладающий следующими характеристиками (табл. 2).
Таблица 2. Технические характеристики полуавтомата для наплавки открытой дугой в среде СО2
Тип полуавтомата |
Напряжение сети, В |
Номинальный сварочный ток при ПР = 60 %, А |
Диаметр сплошной электродной проволоки, мм |
Скорость подачи электродной проволоки, м/с |
Источник питания |
А537У |
380 |
500 |
1,6–2 |
2⋅10–2–1,6⋅10–1 |
ВС-600 |
Примем диаметр сварочной проволоки равный 1,6 мм. Рассчитаем силу сварочного тока:
Наплавку будем вести переменным током. Примем сварочный ток равным 240 А. В зависимости от тока принимаем напряжение дуги 27 В и расход углекислого газа 16 л/мин.
Наплавка должна вестись максимально короткой дугой в пределах 1,5-4,0 мм, при этом вылет электродной проволоки составляет 15 мм.
Коэффициент расплавления проволоки:
Скорость подачи проволоки:
Рассчитаем скорость наплавки приняв площадь одного валика равной 0,7 см2 и коэффициент потерь – 0,15:
Найдём массу наплавленного металла приняв припуск на механическую обработку – 3 мм:
Вычислим время горения дуги:
Полное время сварки найдем, приняв коэффициент использования сварочного поста 0,65:
Расход проволоки:
Определим расход электроэнергии:
Для снятия остаточных напряжений проведём отпуск детали, после которого следует механическая обработка до чистовых размеров.