Строительство Успенского Собора в московском Кремле

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 20:52, реферат

Описание работы

Как известно, архитектура представляет собой неотъемлемую часть культуры русского народа. Кремль, сердце России, Успенский собор, как сердце Кремля, в свою очередь, является немым свидетелем множества важнейших событий мировой истории. Кроме чисто исторической ценности, кремлёвский ансамбль – отличный образец искусства своего времени. Эстетика современного Кремля располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Строительство Успенского собора в Московском Кремле…………………….4
Г л а в а 1. Строительство Успенского собора…………………………………4
1. «Сердце Москвы»……………………………………………………………...4
2. Первые упоминания об Успенском соборе…………………………………..8
3. Построение собора Аристотелем Фиораванти……………………………...10
4. Архитектурные особенности…………………………………………………13
5. Технические особенности…………………………………………………….15
Г л а в а 2. История Успенский собора. Конец XV века - XVI век ………….18
1. Конец XV века - XVI век …………………………..………………...............18
2. XVII – XVIII- XIX век………………………………………………………...20
Г л а в а 3. Реставрация Успенского собора Московского Кремля………….23
1. В конце XIX - начале XX вв…………………………………………………23
2. От Октябрьской революции до Великой Отечественной войны…………..25
3. От середины до конца XX века ……………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….32
Используемая литература……………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

Строительство Успенского собора.Реферат.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

     Владимирский  государственный университет

     Кафедра строительного производства 
 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     на  тему: 

     Строительство Успенского собора в  московском Кремле. 
 
 

     Подготовил:

     Студент группы ЗС-108

     Муратова И.В.

     Проверил:

     Прохоров  С.В. 
 
 
 
 

       

     Владимир 2009 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Строительство Успенского собора в Московском Кремле…………………….4

Г л  а в а 1.  Строительство Успенского собора…………………………………4

1. «Сердце Москвы»……………………………………………………………...4

2. Первые упоминания об Успенском соборе…………………………………..8

3. Построение собора Аристотелем Фиораванти……………………………...10

4. Архитектурные  особенности…………………………………………………13

5. Технические  особенности…………………………………………………….15

Г л  а в а 2.  История Успенский собора. Конец XV века - XVI век ………….18

1. Конец XV века - XVI век …………………………..………………...............18

2. XVII – XVIII- XIX век………………………………………………………...20

Г л  а в а 3.  Реставрация Успенского собора Московского Кремля………….23

1.  В конце XIX - начале XX вв…………………………………………………23

2. От Октябрьской революции до Великой Отечественной войны…………..25

3. От  середины до конца  XX века ……………………………………………..28

Заключение……………………………………………………………………….32

Используемая  литература……………………………………………………….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Тема  моего реферата актуальна тем, что  на современном этапе развития общества очень важно не терять связь со своими корнями, всем тем, что создано нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и всего культурного наследия в целом. Как известно, архитектура представляет собой неотъемлемую часть культуры русского народа. Кремль, сердце России, Успенский собор, как сердце Кремля, в свою очередь, является немым свидетелем множества важнейших событий мировой истории. Кроме чисто исторической ценности, кремлёвский ансамбль – отличный образец искусства своего времени. Эстетика современного Кремля располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.

  Хотя  до меня многие затрагивали тему моего  реферата, я рассматриваю эту проблему с целью обобщить и систематизировать  разрозненные сведения и источники. Мне, как будущему строителю, очень важно изучить все тонкости и нюансы в строительстве такого шедевра  отечественной культуры, как Успенский Собор в Кремле. Реферат написан несложным, доступным языком, специально для широкого круга интересующихся данным вопросом; может с успехом использоваться как дополнительный материал для самостоятельного изучения.

  По  моему мнению, современная молодёжь уделяет слишком мало внимания своему культурному развитию, истории создания и строительства  памятников архитектуры, поэтому сейчас особенно важно сконцентрироваться на воспитании в молодежи чувства ответственности и патриотизма через призму богатейшей русской культуры, накопленной за многие века отечественной истории. Своей работой я также хочу внести посильный вклад в историю развития и перспективы строительной отрасли 

  Сначала немного о памятнике архитектуры…

Глава 1 Строительство Успенского собора

      1 «СердцеМосквы».

      В центре Москвы, за древними крепостными  стенами расположился островок истории, сохранивший свою самобытность на протяжении времени. Редко можно встретить на Земле место, где бы минувшие века оставили столь яркие и неизгладимые следы. Только здесь вы без труда совершите путешествие из века XXI в средневековье.

      Во  второй половине XV века Московская Русь, после присоединения Новгорода, Твери, Ярославля, Перми, других городов и земель, превращается в единое, мощное государство. Значительную роль в укреплении международного авторитета Москвы сыграла женитьба великого князя Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI. Столица государства, сбросившего татаро-монгольское иго и окрепшего в политическом отношении, становится одним из центров притяжения международной политики. Все это, в свою очередь, привело к необходимости перестройки и украшения княжеской резиденции – Московского Кремля.

      В 1326 году митрополит Петр перенес из Владимира митрополичью кафедру  в Москву, которая тем самым  становится центром православной Руси. Успенский собор  стоит  на  месте  построенного  Иваном  Калитой  в 1326–1327 годах первого каменного собора Москвы.  Ему, в свою очередь, предшествовали древнейшие московские церкви – деревянная  XII  века  и каменная  XIII века.  В конце следующего столетия (1472г.) на месте старого, обветшавшего собора был заложен новый храм. Его строительством руководили московские зодчие Кривцов и Мышкин. Однако через два года почти завершенное здание рухнуло. Иван III предлагает псковским мастерам начать новое строительство, но те отказываются.

      Великий князь дает поручение русскому послу  в Италии, Семену Толбузину, для строительства первопрестольного храма Русского государства – Успенского собора – подыскать архитектора-итальянца. Выбор был не случаен, ведь претендующий на почетное место среди европейских государей Иван III следовал их примеру. Итальянцы, лучшие строители в Европе этого времени, работали в Париже, Варшаве, Вене и Амстердаме. Теперь им была открыта дорога в Москву. Следует отметить, что в это время начинает оформляться концепция “Москва – третий Рим”, согласно которой славу первого Рима, столицы Римской империи, унаследовал второй Рим – Константинополь, а наследницей Константинополя стала Москва. Поэтому приглашение именно итальянских зодчих было делом политическим.

      Семен Толбузин нанимает за огромную по тому времени сумму – 10 рублей в месяц – болонского инженера и архитектора Аристотеля Фиораванти.

      Строительство московского Успенского собора в  Московском Кремле начинается в апреле 1475 года по образцу Успенского собора г. Владимира, второй после Киева  столицы Руси, и завершается в 1479 году. Теперь в северной части Соборной площади на традиционном месте, где изначально находился один из древнейших в Кремле культовых центров, высится каменное чудо, совершенное творение архитектурной мысли. Торжественное освящение Успенского собора проходит в 1479 году в присутствии великого князя и русских иерархов.

      Во  внешнем облике собора повторены  наиболее характерные формы древнерусской  архитектуры в содружестве с  необычной для русских храмов совершенной симметрией конструкции. Построенный из белого камня Успенский собор представляет собой шестистолпный, пятиглавый крестово-купольный храм. Грандиозное и величественное здание собора необычайно торжественно. Его фасад ровно посередине делит аркатурно-колончатый пояс из колонок, заимствованный из арсенала владимиро-суздальской архитектуры. Порталы, служившие парадными входами в храм со стороны Соборной площади и митрополичьего двора, оформлены арками и украшены росписью. Мастер оригинально решает обязательные для русских церквей выступающие полуцилиндры апсид. Он их делает глубокими, как пеналы, но слабо выступающими из тела здания, и прикрывает боковыми пилонами. Благодаря этому создается впечатление редкой цельности постройки. “Яко един камень!”, - так говорили летописцы.

      Интерьер  Успенского собора не менее интересен и необычен. Он поражает необычной для русского средневековья просторностью и обилием света. Подобный огромному парадному залу, с высоко вознесенными сводами, интерьер при отсутствии традиционных храмовых хоров и выделения центрального пространства имеет сходство со светским залом.   Собор, игравший важную роль в жизни государства, украшается с особым великолепием. Стенопись, в основном XVII в., сохранившаяся до наших дней, отличается полнотой живописных циклов и полемической заостренностью тематики композиций “Семи вселенских соборов”, расположенных в нижнем регистре. Ансамбль росписей объединяет 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных изображений святых.

      Сохранившийся до наших дней величественный иконостас  уникален. В 1653 году он был создан по заказу патриарха Никона, проводившего реформу церкви с целью преобразования ее по греческому образцу. Для собора был выполнен новый шестнадцатиметровый иконостас в серебряном с позолотой басменном окладе. 
 
 

                                                                                   Икона «Спас Ярое Око» из иконостаса Успенского Собора             

      В наши дни Успенский собор – сокровищница древнерусских икон. С XVI века здесь собирались лучшие иконы со всей Руси. Здесь находятся уникальные произведения русского искусства – икона “Святой Георгий” XII века, “Спас ярое око” - середина XIV века и др. В интерьере собора были моленные места митрополитов. В середине XVI века было установлено царское моленное место Ивана Грозного – “Мономахов трон”. Царицыно моленное место установлено перед иконостасом в конце XVII века.

      В юго-западной части собора находится  шатер из бронзы, отлитый мастером Дмитрием Сверчковым и предназначенный  для хранения церковных реликвий. Ныне здесь хранится рака патриарха  Гермогена.

      Одной из достопримечательностей собора является массивное паникадило (люстра) весом 328 кг, отлитое из русского серебра, отбитого у отступающей наполеоновской армии в 1812 году.

 
Успенский собор .Вид с юга .Май 2001 г.

      На  протяжении многих столетий в ризнице  Успенского собора хранились русские  святыни, многие из них теперь можно  увидеть в Оружейной палате Московского  Кремля.

      Строившийся для проведения парадных церемоний  и обрядов общегосударственного значения, Успенский собор в течение ряда столетий остается главным храмом и общественным зданием России. Здесь происходили избрания на великое княжение, венчания на царство, позднее – коронации императоров. В соборе совершался ритуал “поставления” (избрания) главы русской православной церкви. Многие русские митрополиты и патриархи похоронены здесь.

      Таким образом, Успенский собор - сокровищница древнерусского искусства, один из великолепнейших памятников музея “Московский Кремль”, где в дни церковных праздников проводятся торжественные богослужения.

  1. Первые упоминания об Успенском Соборе

  Первое  упоминание Успенского собора в летописях  связано с похоронами Юрия Даниловича, павшего в Орде от руки тверского  князя Дмитрия, отомстившего за смерть своего отца Михаила. Тело Юрия перенесли из Орды в деревянном гробу и "положиша его во церкви святыя Богородица честнаго Успения, во приделе святого Димитрея" [10, стр.191] цит. по [4, стр.16] При реставрации в 1913 году при вскрытии пола в алтарной части обнаружили склеп, который был сочтен гробницей Юрия Даниловича. При раскопках внутри и вокруг современного Успенского собора было обнаружено большое количество могил, как богатых, так и бедных, самые ранние из которых относятся к XII веку. Самые богатые могилы находятся под центральной частью современного собора, так что вполне возможно что в XII веке на этом месте уже стоял деревянный собор.  
        Идею строительства нового собора брату Юрия Ивану Калите подал митрополит Петр. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части собора Петр собственноручно устроил себе гробницу. Она недолго оставалась пустой, святитель не дожил до освящения собора. Преемник Петра, Феогност, в 1329 году основал в его память придел - пристройку с северо-востока с престолом, посвященным празднику поклонения веригам апостола Петра (Петроверигский придел). Эти вериги чудесным образом упали с апостола, заключенного в темнице, когда его освободил ангел. Апостол Петр был святым покровителем Петра-митрополита. Еще один придел - Похвалы Богоматери - был устроен в 1459 митрополитом Ионой в благодарность за помощь Богородицы при битве молодого Ивана III с татарским ханом Седи-Ахматом. Успенский собор Калиты стоял на самой высокой точке Кремлевского холма и получил прозвание "что в Маковце".       Простояв около 150 лет, белокаменный собор Калиты обветшал. От пожаров белый камень обгорал и крошился, стены становились непрочными. После очередного пожара летом 1470 года собор практически развалился и решено было строить новый. Этот собор заложил митрополит Филипп весной 1472 года. Строить собор пригласили мастеров Кривцова и Мышкина, о которых ничего, кроме фамилий, неизвестно. Филипп распорядился строить новый собор по образцу Владимирского Успенского собора, но крупнее его. Мастера довольно точно повторили форму Владимирского собора, он должен был иметь пять нефов, пять глав и хоры. Длина собора с требуемой прибавкой в 1,5 сажени составляла примерно 40 м, ширина - 34 м и высота - около 35 м. Когда стены нового собора поднялись на высоту человеческого роста, в них были сделаны ниши и туда были помещены мощи московских святителей - Петра, Киприана, Фотия и Ионы. Возле гробницы Петра в алтаре строящегося здания поставили временную деревянную Успенскую церковь, чтобы не прекращать службы. Именно в этой временной церкви 12 ноября 1473 г. произошло венчание московского великого князя Ивана III с византийской принцессой Софьей Палеолог. Весной 1474 года стены были готовы и мастера начали выкладывать своды, когда обрушилась вся северо-западная часть собора. Причиной обрушения летописи называют "трус" - землетрясение. Иван III пригласил в качестве экспертов псковских мастеров, которые причиной разрушения назвали "неклеевитую" известь. При раскопках во второй половине XX века на поверхности кладки столбов были обнаружены подтеки, что подтверждает жидкую консистенцию известкового раствора, применявшегося Кривцовым и Мышкиным [12, стр.57].        При раскопках в 1968 году были обнаружены остатки нескольких каменных зданий, предшествующих современному собору. Федоров В.И. и Шеляпина, проводившие раскопки, относили их к трем зданиям - собору Кривцова и Мышкина, собору Калиты и церкви предположительно конца XIII в. [10, стр.57] Другие только к трем зданиям, объединяя фрагменты, отнесенные Федоровым к соборам Калиты и Мышкина с Кривцовым и относя их к собору 1472-1474 гг. и, следовательно, фрагменты, отнесенные к ранней церкви - к собору Калиты. Итак, мы видим , ч то первые упоминания о б успенском соборе относятся к 1326 г.н.э.

Информация о работе Строительство Успенского Собора в московском Кремле