Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:47, курсовая работа
С современных условиях одно из приоритетных направлений российской экономики – выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента на предприятиях и в организациях с различными формами собственности, в том числе и строительстве.
Введение
Государственный Университет Управления
Цели в управлении
Методы управления и руководства в строительстве
Исходя из продолжительности цикла управления
По способу циркуляции информации
По способу принятия решений
Организационные методы руководства
Экономические методы руководства
Распорядительные методы руководства
Список литературы
Федеральное агентство образования
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Государственный Университет Управления
Институт Бизнеса в Строительстве и Управления Проектом
Реферат
по дисциплине: Введение в специальность
на тему
«Строительство как объект управления»
Выполнил: студент группы 6
Лесин И.Л.
Проверил: кандидат экономических наук, доцент
Коготкова И.З.
Москва 2004
Содержание |
Введение
Государственный Университет Управления
Цели в управлении
Методы управления и руководства в строительстве
Исходя из продолжительности цикла управления
По способу циркуляции информации
По способу принятия решений
Организационные методы руководства
Экономические методы руководства
Распорядительные методы руководства
Список литературы
Введение |
С современных условиях одно из приоритетных направлений российской экономики – выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента на предприятиях и в организациях с различными формами собственности, в том числе и строительстве.
В Московском Государственном Университете Управления в 1999 году на факультете «Экономика, организация и управление строительством» состоялся первый выпуск по специальность 06.11 «Менеджмент».
Профессорами и доцентами кафедры «Экономика, организация и управление строительством» были разработаны различного рода программы обучения, подготовлены лекции и практические курсы.
Профессиональная деятельность менеджера осуществляется в сфере управления различными организационными подразделениями государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм.
Менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые определяются его местом в системе управления:
Управленческая
Организационная
Экономическая
Планово-финансовая
Маркетинговая
Информационно-аналитическая
Проектно-исследовательская
Диагностическая
Инновационная
Образовательная
В 1986 году в мире отмечался 100-летний юбилей менеджмента. Исходной датой рождения менеджмента принято считать собрание американского общества инженеров-строителей в 1886 году.
Народы мира практиковали менеджмент на протяжении тысячелетий и по наши дни.
Изучая менеджмент необходимо понимать, что основа рынка – конкуренция.
Управление как профессиональная деятельность известно давно. По археологическим раскопкам прослеживается существование организаций в доисторические времена, поэтому управление так же старо, как и мир. С годами организации становились все более упорядоченными и устойчивыми, а управленческая деятельность - все более сложной. Еще в IV столетии византиец Маврикий сформулировал свод принципов, которыми должен был пользоваться руководитель в своей управленческой деятельности.
С ростом общественного производства, особенно с увеличением масштабов организаций, роль управления постоянно возрастала. Заводчики и фабриканты (предприниматели)1 на первых порах сами управляли производственной деятельностью своих предприятий. Позднее появилось специальное лицо-управляющий хозяйством предпринимателей.
Концепция управления как научной деятельности развивалась в течение длительного времени, однако, основным толчком к пониманию роли управления как науки стала промышленная революция конца XVIII - начала XIX в. Творцом нового взгляда на управление стал Ф. Тейлор, выпустивший в 1911 г. книгу «Принципы научного управления».
Несколько позднее управление в английском языке стало называться менеджментом (от англ. manage - управлять). В свою очередь этот термин происходит от латинского слова manus - рука. Именно с этим словом связано понятие руководство. В русском языке руководить -значит управлять, направлять действия кого-либо или чего-нибудь, например, управлять хозяйством, производственным процессом на предприятии (в строительной организации), а управляющий -это лицо, ведущее дела какого-либо предприятия или хозяйства.
В науке об управлении широко распространено представление об управлении как о процессе реализации функций, которые должен осуществлять всякий руководитель в своей деятельности. Именно такой смысл вкладывает в понятие управления Менецберг . Он находит «в роли руководителя набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».
В области научных исследований по управлению за последние сто лет возникли различные школы.
Совершенствование управления невозможно без изучения, систематизации и обобщения опыта развития общественных отношений как в экономике в целом, так и в области строительства.
Важным фактором ускоренного развития строительного производства является научно-технический прогресс. Ускоренно развиваются технические средства управления, особенно информационно-вычислительная техника. Идет поиск рациональных организационных форм использования ЭВМ. Однако, несмотря на большую помощь научно-технических средств, управление производством связано, прежде всего, с налаживанием взаимодействия между людьми, и роль человека с развитием научно-технического прогресса непрерывно возрастает. Самые совершенные средства производства человек превращает в действующие потребительские стоимости. Важно заинтересованное отношение человека к труду, без этого не действует самое новейшее оборудование. Экономика не может эффективно функционировать, если у людей нет желания трудиться с наибольшей отдачей. Широкому проявлению инициативы и предприимчивости способствуют рыночные отношения в экономике.
Однако нельзя забывать, что при любых экономических формах развития общественного производства большое значение имеют социальные вопросы. В рыночной экономике они получают новый импульс, так как в связи с самофинансированием производственной деятельности строительных предприятий обеспечение рентабельности их работы находится в руках самих трудовых коллективов. Именно в рыночных условиях трудовые коллективы имеют возможность направлять заработанные средства на строительство жилья, объектов социального назначения, внедрение трудосберегающей технологии и в целом на улучшение условий трудовой деятельности.
Надо иметь в виду, что динамизм - основная особенность рыночной экономики и только при учете этого обстоятельства будет обеспечено эффективное соответствие форм и методов управления строительством.
В рыночных условиях руководитель должен быть профессионалом и человеком, психологически подготовленным к работе в такой экономике. Эти условия усложняют взаимоотношения между строительным предприятием и заказчиками, требуют от руководителей активного мышления.
Организаторская деятельность руководителей базируется на знании теории управления и его методологических основ. Квалифицированное управление невозможно без познания науки управления и повышения профессионального потенциала руководителя. При этом, чтобы не изобретать то, что уже было познано в прошлом, надо знать это прошлое. Исторический подход к изучению теории управления позволяет лучше познать современные проблемы, принципы, закономерности и методологические основы управления. Всегда полезно обращаться к опыту совершенствования управления в своей стране и за рубежом, к изучению достижений научной мысли в историческом аспекте.
Государственный Университет Управления |
Первая страница летописи вуза датируется 30 апреля 1919 года, когда решением Народного комиссариата торговли и промышленности РФСР создан Московский промышленно-экономический практический институт. Вуз был призван обеспечивать подготовку экономистов для промышленности и потребительской кооперации, финансистов, специалистов по экономике и организации труда. Учебной, научной и кадровой основой вновь созданного института послужили учебные заведения, функционировавшие еще в императорской России. Это были: Александровское коммерческое училище Московского биржевого общества, Николаевское коммерческое училище, Женская торговая школа императора Николая II.
23 июля 1930 года Постановлением ЦИК и СНК СССР Московский промышленно-экономический практический институт был преобразован в Московский инженерно-экономический институт. Основной задачей института стала подготовка инженеров-экономистов широкого профиля для важнейших отраслей народного хозяйства: машиностроения, химии, металлургии, энергетики, строительства, транспорта, городского хозяйства и др. Деятельность Московского инженерно-экономического института по подготовке экономистов широкого профиля способствовала созданию необходимых предпосылок для освоения новых направлений высшего экономического образования.
В 60-е годы, в период первых экономических реформ, возникла объективная потребность в открытии подготовки специалистов в области управления. Результатом явилось открытие в 1965 году в Московском инженерно-экономическом институте первой в стране кафедры теории управления и факультета переподготовки и повышения квалификации организаторов промышленного производства и строительства. Одновременно начаты фундаментальные и прикладные научные исследования в области управления.
В те времена трудно было доказывать необходимость таких шагов в системе высшего образования. Но руководство и преподаватели вуза делом доказывали необходимость специальной подготовки в области управления. Именно в Московском инженерно-экономическом институте была разработана первая в СССР учебная программа по научным основам управления и написан первый учебник по управлению. Конечно, сейчас и та программа, и учебник тех лет кажутся более чем несовершенными. Но ведь это было только начало.
В последующие годы вуз упорно и последовательно разрабатывал, отстаивал и практически реализовывал идею и стратегию подготовки специалистов в области управления. От устаревших инженерно-экономических специальностей, отражающих потребности тридцатых годов, вуз готовил содержательный переход к таким специальностям, в которых нуждались проводимые в стране экономические реформы.
Новым специалистам приходилось присваивать специальности с замысловатыми названиями, например, “инженер-экономист по организации управления”. Но даже такое название, принятое с боем, преодолением административного и идеологического сопротивления, принятое только в качестве эксперимента, было для вуза, и не только для него, маленькой победой и шагом вперед.
В соответствии с требованиями экономики с 1974 года институт первым среди вузов Советского Союза открыл подготовку специалистов по организации управления производством. Этот исторический факт имел принципиальное значение для развития отечественной высшей школы. Была открыта новая страница подготовки высококвалифицированных специалистов.
Всё это позволяет говорить о том, что наше учебное заведение считается основателем управленческого образования в России. Ему заслуженно принадлежит приоритет не только в открытии, но и в дальнейшем развитии подготовки управленческих кадров для народного хозяйства.
28 марта 1975 года Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР Московский инженерно-экономический институт был переименован в Московский институт управления, который до начала 80-х годов оставался единственным вузом, выпускающим специалистов в области управления.
В конце семидесятых и в начале восьмидесятых годов вузом подготовлена целая серия учебников и полный комплекс методических материалов по циклу управленческих дисциплин. Основная дисциплина данного цикла “Научные основы управления” была дифференцирована на целый комплекс управленческих дисциплин: «Теория управления», «Социология и психология управления», «Зарубежный опыт управления», «Правовые основы управления», «Организация управления предприятием» (по отраслям), «Автоматизированные системы управления», «Документация и делопроизводство».