Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:18, контрольная работа
Смазочный материал — материал, вводимый на поверхности трения для уменьшения силы трения и (или) интенсивности изнашивания.
Целью смазывания зон трения является обеспечение преимущественно жидкостного трения, при котором потери на трение малы, а износ деталей практически отсутствует.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. Общие понятия 4
3. Смазочные масла 4
3.1. Классификация смазочных масел 5
3.2. Потребительские свойства 7
3.3. Экологические аспекты использования смазочных масел 11
3.3.1. Регенерация отработанных масел 12
3.3.2. Необходимость разработки экологически безопасных смазочных масел (растительных масел) 13
4. Пластичные смазки 14
5. Твердые смазочные материалы 16
6. Смазочно-охлаждающие жидкости 17
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Твердые слоистые смазки (ТСС) — кристаллические вещества, обладающие смазочными свойствами: графит, дисульфиды молибдена и вольфрама, нитрид бора, бромиды олова и кадмия и пр.
Все ТСС обладают слоистой структурой, характеризующейся тем, что атомы, лежащие в одной плоскости (одном слое), находятся друг к другу ближе, чем в различных слоях. Например, в решетке графита расстояние между атомами углерода в слое равно 1,42×10-10 м, между слоями — 3,44×10-10 м. Это обусловливает различную прочность связей между атомами в различных направлениях, в результате чего под воздействием внешних сил происходит скольжение (сдвиг) одних слоев кристаллов относительно других (уменьшению сопротивления сдвига способствует накопление на поверхностях кристаллов адсорбированных продуктов). На качество и свойства ТСС влияют неоднородности связей между атомами кристаллической решетки, величина работы, затрачиваемой на расщепление кристалла по поверхностям скольжения, степень адгезии к металлическим поверхностям и т.п. Перечисленные требования существенно зависят как от природы твердого смазочного покрытия, так и от способа его нанесения на деталь.
Способы нанесения покрытий могут быть разделены по следующим группам: механические (натирание, галтовка и др.), со связующим веществом (окунание, нанесение кистью, распыление и др.), химико-термические и физические (плазменный, детонационный и др.).
Смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ) — сложные многокомпонентные (в среднем 8—10 составляющих) соединения продуктов нефтехимического и химического производства. Они обладают рядом свойств, обеспечивающих при вводе их в зону резания повышение стойкости инструмента, улучшение качества обрабатываемой поверхности, уменьшение сил резания и способствующих удалению стружки.
В основе действия СОЖ на процесс резания лежат три эффекта: смазочный, охлаждающий и моющий.
Применение СОЖ не всегда дает положительный результат. Так, химически активные вещества при резании быстрорежущим инструментом во многих случаях понижают стойкость инструмента вследствие увеличения абразивно-химического износа, а также уменьшения защитного действия нароста на контактных поверхностях. Особенно значительно проявление отрицательного влияния СОЖ на стойкость при малых скоростях резания.
В промышленности применяются два основных вида СОЖ: масляные и водорастворимые.
Масляные СОЖ состоят из минерального масла (60-95%) и различных присадок: антифрикционных, антизадирных, антипенных и антитуманных ингибиторов коррозии. Масляные СОЖ (сульфофрезол, МР-1, ОСМ-3) обладают наиболее высоким смазочным действием и применяются в основном при обработке быстрорежущим инструментом на низкой скорости резания и при необходимости снизить шероховатость обработанной поверхности.
Водорастворимые СОЖ (эмульсолы) содержат 70-85% минерального масла и 30-15% эмульгаторов вместе с различными присадками. Из эмульсолов (Э-1...3, ЭТ-2 и др.) приготавливают водные эмульсии (обычно 1-10% эмульсола). Водные охлаждающие эмульсии благодаря смазочному и высокому охлаждающему действию получили наиболее широкое применение.
Смазочные материалы предназначены для надежного разделения поверхностей трущихся деталей в условиях граничной, гидродинамической и эластогидродинамической смазки. Одновременно они должны снижать силу трения, интенсивность изнашивания, а также демпфировать удары и вибрацию.
По агрегатному состоянию
Жидкие смазки-масла - считают вязкими (ньютоновскими) жидкостями. Такие масла обладают специфическими свойствами, например, огнестойкостью, сохранением текучести при низких температурах, слабой испаряемостью, неагрессивностью и др. Они предназначены для использования в циркуляционных системах смазки.
Пластичные смазки, которые также называют консистентными, представляют собой густые мази, предназначенные для смазывания подшипников качения различных типов, шарниров, рычажных, кулачково-эксцентриковых систем и др. В отличие от жидких масел, пластичные смазки обладают сдвиговой прочностью . Пластичные смазки применяются для смазывания подшипников качения и шарниров в отсутствие циркуляции. Они закладываются при сборке в полости узлов трения.
Твердые смазки используются в узлах, работающих обычно в экстремальных условиях: при высоких температурах, контактных давлениях, в глубоком вакууме, при заметном уровне радиации и др. К их достоинствам также относится работоспособность при комнатных температурах (в отличие от химически реакционных технологий) и инертность по отношению к пластикам (ПТФЭ, полиэтилен и полиамид), используемым в конструкциях современных машин и деталей. Твердые смазочные материалы применимы в виде порошка, пасты, присадки/добавки к пластичным смазкам, масляной дисперсии, и в виде пигмента в составе антифрикционного покрытия.