Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:37, реферат
Первые железные дороги в России появились на горных заводах Алтая
РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ
ДОРОГ В РОССИИ.
До середины 19 в. все перевозки в России
осуществлялись водным и гужевым транспортом. Реки
были основными
транспортными артериями
речные бассейны были соединены каналами (Мариинская,
Тихвинская, Березинский, Августовский, Днепробугский
каналы). Особенно большое значение имела Волга,
связывавшая наиболее развитые и заселенные районы
России. Внешние торговые связи осуществлялись морским
транспортом .
Первые железные дороги в России появились
на горных заводах Алтая и Урала в начале XIX в. В 1810 г.
на Колыванском заводе на Алтае Петр Фролов проложил
железную дорогу длинной в два километра с конной
тягой. В 1834 г. на Нижнетагильском заводе крепостные
механики Ефим и Мирон Черепановы построили железную
дорогу с паровой тягой. Первой железной дорогой общего
пользования в России была Царскосельская железная дорога
протяженностью 26 км., соединявшая с 1387 г. Петербург с
Царским Селом и Павловском.
В первый период железнодорожного строительства
в России строились прежде всего дороги, обеспечивавшие
стратегические интересы Российской империи и интересы
государственного управления. В 1843-1851 гг. были
построены крупнейшие в Европе двух путные железные
дороги Петербург-Москва
и Петербург-Псков-Варшава-
соединявшие главный
центр торговли и промышленности
страны -Московский район с Петербургским морским портом,
а столичный Петербургский район с сетью железных дорог
Западной Европы.
Во второй период строительства (середина 60-
х годов-80-е годы XIX в.) были обеспечены связи Москвы с
её сырьевыми и продовольственными базами и основных
хлебопроизводящих районов России с морскими портами.
Железная дорога Москва - Нижний Новгород соединила
Москву с главной речной магистралью - Волгой, а через
неё и с более отдаленными районами России. Линии
Москва-Рязань-Воронеж-Зверово, Козлов -Тамбов-Саратов,
Москва -Тула -Орел -Курск -Харьков, продолженные
затем до Севастополя, Ростова-на-Дону и Владикавказа
связывали старую столицу России с Черноземным центром,
Украиной, Донбассом, Поволжьем и Северным Кавказом.
Во втором периоде строительства были заложены основы
железнодорожной
сети
европейской
части
России,
напоминающей паутину, исходящую из одного центра -
Москвы. Важным достижением был также выход железных
дорог к Волге, Балтийскому и Черному морям. К началу 90-х
годов XIX в. сеть железных дорог России состовляла около 30
тыс.км.
Специализация Средней Азии на хлопке
потребовала завоза сюда в большом количестве хлеба.
В связи с этим Закаспийская дорога была проложена до
Ташкента и Андижана. В 1906 г. эта дорога была соединена
с Оренбургом и тем самым была установлена прямая связь
Средней Азии с сетью железных дорог.
В годы первой мировой войны для вывоза
из внутренних
районов Сибири были построены линии
Новосибирск - Барнаул - Семипалатинск и Плетаево-Троицк-
Кустанай. Для обеспечения связей с зарубежными странами
в обход Балтийского моря, выходы из которого были
блокированы Германией, срочно строилась дорога Волхов-
Петрозаводск-Мурманск.
Наиболее крупным недостатком железных
дорог России была техническая неполноценность, а также
мощность составов и высокие цены за перевозки. Тем не
менее в 1913 г. грузооборот был больше речного транспорта
в 6 раз.