Автор: Мила Петрова, 19 Сентября 2010 в 15:32, контрольная работа
Право граждан на жилище является одним из фундаментальных субъективных прав человека, закрепленных, как в международном законодательстве, так и в российском национальном праве. Данное право человека является одним из базовых, фундаментом для реализации иных прав граждан.
Одним из конституционных принципов является особый принцип «неприкосновенности жилища», обеспечивающий абсолютное право граждан, связанное с их имущественным правом на жилище. Важную роль в жилищно-правовом регулировании имеют конституционные гарантии жилищных прав граждан.
В статье 40 Конституции РФ в числе основных прав и свобод провозглашено право гражданина на жилище, выражающее сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества. Конституционное право на жилище многоаспектно: оно включает в себя ряд последовательно возникающих, тесно связанных друг с другом правомочий1.
Введение …………………………………………………………………………………. 3
1. Понятие права на жилище ……………………………………………………………..4
2. Конституционное право на жилище …………………………………………………..6
Заключение ……………………………………………………………………………….12
Список использованной литературы …………………………………………………... 13
Содержание:
Введение
………………………………………………………………………………
1. Понятие права на жилище ……………………………………………………………..4
2. Конституционное право на жилище …………………………………………………..6
Заключение
………………………………………………………………………………
Список
использованной литературы …………………………………………………...
13
Введение
Право граждан на жилище является одним из фундаментальных субъективных прав человека, закрепленных, как в международном законодательстве, так и в российском национальном праве. Данное право человека является одним из базовых, фундаментом для реализации иных прав граждан.
Одним
из конституционных принципов
В статье 40 Конституции РФ в числе основных прав и свобод провозглашено право гражданина на жилище, выражающее сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества. Конституционное право на жилище многоаспектно: оно включает в себя ряд последовательно возникающих, тесно связанных друг с другом правомочий1.
Право на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом. Субъектами этого права являются как граждане Российской Федерации, так и лица без гражданства и иностранные граждане. В зависимости от субъекта этого права могут устанавливаться особенности его реализации, касающиеся, в частности, порядка обеспечения жильем, улучшения жилищных условий.
Рассмотрение вопросов связанных с темой работы носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Цель
работы – дать характеристику конституционных
принципов, которые создают основу и определяют
направленность принципов жилищного законодательства.
В российском законодательстве понятие «жилище» раскрывается не полно, что вызывает на практике различные споры. Термин «жилище» означает обычно особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей, - жилой дом, квартира, комната вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т.п.), а также другие объекты жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, иное инженерное оборудование)2.
Право на жилище, закрепленное в ст. 40 Конституции РФ 1993 г. представляет собой субъективное право гражданина на приобретение и пользование жилым помещением.
Право граждан на жилище можно раздробить на несколько более мелких составляющих, которые в свою очередь подпадают под классификацию прав человека3. В частности, к негативным правам можно отнести запрет на произвольное лишение жилища, закрепленное в ч. 1 ст. 40 Конституции РФ. Из права граждан на жилище вытекает также право на неприкосновенность жилища, провозглашенное в ст. 25 Конституции РФ и право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, установленное в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ. Данная группа прав направлена на защиту права человека на жилище, защищая его от лишения права на жилище (запрет произвольного изъятия), неправомерного вторжения в жилище, ограничения свободы выбора места жительства человека.
Вторая группа элементов права на жилище направлена на создание государством предпосылок для приобретения гражданами жилища. Данная обязанность закреплена в частях второй и третьей статьи 40 Конституции РФ, где зафиксировано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, право на жилище представляет собой совокупность правомочий человека, направленных на приобретение жилища установленными законом способами, пользование, а также на защиту жилища от неправомерного посягательства со стороны третьих лиц, в том числе и государства, направленного на лишение либо ограничение права на жилище.
Право на жилище появилось в конституциях сравнительно недавно. В нашей стране оно впервые было установлено в Конституции СССР 1977 г., а затем нашло отражение в Конституции РСФСР и Конституции России, а также в кодифицированных жилищных законах (Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, Жилищном кодексе РСФСР и др.)4.
В
статье 40 Конституции России право
на жилище определено иначе, чем в
Конституции РСФСР 1978 г. Часть 2 статьи
40 Конституции России предусматривает,
что органы государственной власти и местного
самоуправления поощряют жилищное строительство,
создают условия для осуществления права
на жилище. Что же касается предоставления
жилья бесплатно (или за доступную плату),
то, согласно части 3 статьи 40 Конституции,
такое жилье предоставляется только малоимущим
и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся
в жилище. Речь идет, в частности, об обеспечении
жильем военнослужащих, лиц, пострадавших
в результате чрезвычайных обстоятельств,
участников Великой Отечественной войны
и приравненных к ним лиц, инвалидов и
некоторых других категорий граждан. Конституция,
таким образом, отказалась от планово-распределительной
системы обеспечения жилыми помещениями
и монополии в этом деле государственного,
муниципального и общественного жилищных
фондов. Право граждан на жилище закреплено
и в конституционных законах некоторых
субъектов Российской Федерации. Малоимущим,
нуждающимся в жилище, оно предоставляется
из государственных, муниципальных и других
жилищных фондов в соответствии с установленными
законом нормами.
Как же должны быть истолкованы суть и содержание формулировки «каждый имеет право на жилище»? Прежде всего, ограничительно, без упоминания «реальной возможности». Действительно, в последнее время в юридической литературе довольно сдержанно, без громких фраз и эпитетов, говорится о смысле этого выражения.
Выделим основные точки зрения и высказывания.
Во-первых, как и прежде, конституционное право на жилище сводят к гарантированной государством возможности получения жилья. Например, В.Р.Скрипко отмечает: «Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также вероятность улучшения жилищных условий путем приобретения другого»5.
Во-вторых,
государство гарантирует
В-третьих, допускаются высказывания, которые сводят это право к трем юридическим возможностям:
а) стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением;
б) содействие государства
в) обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды7.
Итак, в первую очередь обращается внимание на «постоянное», «устойчивое» пользование имеющимся жилым помещением, т.е. на то, что «жилье неприкосновенно». Обоснованы суждения относительно содействия государства в улучшении жилищных условий. Обойдены или комментируются иначе выражения «реальная или гарантированная возможность получения», «государство гарантирует», которые в недавнем прошлом относили к самой сути права на жилище.
Право
на жилище обеспечивается путем предоставления
жилых помещений в домах
Закрепление
в Конституции права на жилище
имеет большое значение, поскольку
означает право каждого иметь
жилище, иметь гарантированную
По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 Конституции РФ) служат юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений, для пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда10.
Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания статьи 40 Конституции России:
1)
к возможности стабильного
2)
к возможности улучшать свои
жилищные условия, получать
3)
к возможности использовать
4)
к обеспечению для жителей
жилых домов (жилых помещений)
здоровой среды обитания, жилой
среды, достойной
С обеспечением конституционного права на жилище тесно связаны и нормы Конституции о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенности частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др.
Право на жилище, согласно статье 17 Конституции, принадлежит каждому от рождения. В жилищном законодательстве это свойство проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причем в законе учитываются их особые интересы. Право на жилище, провозглашенное в статье 40 Конституции, относится к числу основных прав, и поэтому в силу статьи 17 Конституции этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции и в законе. Даже в случае введения на основании статьи 56 Конституции чрезвычайного положения право на жилище (как и другие основные права) не подлежит ограничению.