Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 00:56, доклад
Первые города появились в плодородных речных долинах на Ближнем Востоке примерно 3000 лет до н.э. В Месопотамской долине возникли такие города-государства, как Эриду, Ур, Лагаш и Киш. Крупнейшим из этих городов был Ур, его площадь составляла порядка 150 акров, а население — около 25 тыс. человек. В 2000 г. до н.э. в Вавилоне проживало примерно 50 тыс. человек. Крупнейшими городами в долине реки Нил были Мемфис, Гелиополис и Фивы.
Феодальная экономика в XI—XIV вв. функционировала в рамках поместий и окруженных стенами небольших городов. Владелец поместья наследовал своих крепостных, которые обрабатывали его земли и несли военную службу в обмен на возможность обрабатывать небольшой клочок земли. В малых городах ремесленники занимались ремесленным производством, изготавливали самые разнообразные вещи (ткань, кожаные изделия, металлические изделия), которые они обменивали на излишки сельскохозяйственной продукции поместья.
Города в эпоху феодализма были небольшими, но многочисленными. В XI в. Лондон был крупнейшим городом Англии с населением около 16 тыс. человек. В Англии было еще несколько городов с населением в пределах 5 тыс. человек. В крупнейшем из многочисленных германских городов проживало не больше 40 тыс. человек.
В период между XI—XIV вв. число набегов варваров сократилось и небольшие оборонительные города постепенно превратились в рыночные. Преобладающим занятием жителей средневековых городов были торговля и ремесленничество, и именно это, а не грабежи, позволяло им покупать излишки сельскохозяйственной продукции у пригородных районов. Появился небольшой класс купцов, и непосредственно за городскими стенами возникли рынки. Чтобы защитить купцов от грабежей, были установлены еженедельные рыночные дни: раз в неделю в местах, обозначенных крестом, воровать было запрещено законом. Спокойствие на рынке обеспечивали местные начальники, специальные суды, юрисдикция которых распространялась на торговцев, и церковь. Рынки процветали, и городские стены переносили дальше так, чтобы места торговли оказывались в пределах города. Городской рынок был в основном местом обмена сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянами близлежащих районов, и товаров ремесленников. Ремесленники составляли значительную долю городской рабочей силы.
В качестве примера средневекового города XIV в. Хохенберг и Лис (1985) использовали Лестершир, лежащий на востоке центральных графств Англии. С трех сторон город был окружен стенами, а с четвертой — рекой. Сразу за городской стеной начинался ров. Город являлся рынком для всего региона и торговым центром графства. Город производил такие продукты, как пиво и хлеб для местного потребления, сукно на продажу за пределы города. В городе работали мясники, сапожники, портные, торговцы тканями, ткачи и хлебопеки. Примерно половина рабочих города была занята в промышленности, а другая состояла из производителей пищевых продуктов (25%), оптовых торговцев и лавочников (10%), строителей (5%) и работников других специальностей. Практически всю экономическую деятельность в городе контролировала купеческая гильдия.
Как указывает Дэвис (1976), первые города на базе рынков возникли по двум причинам. Во-первых, при феодальной системе власть была децентрализована. В отличие от греческих и римских городов средневековые города не могли просто так господствовать над соседними территориями и собирать с них дань. Они были вынуждены что-то производить в обмен на сельские товары. Во-вторых, производительность сельского труда находилась на относительно низком уровне, поэтому город не мог выжить за счет продукции ближайших сельских районов и должен был торговать с жителями относительно большой территории. Как следствие, городу приходилось производить товары, которые могли бы конкурировать с товарами домашнего производства и с товарами, изготовленными в других городах.
Конкуренция среди средневековых городов способствовала нововведениям в производстве и торговле. Городские производители создавали новые методы производства, которые помогали им выигрывать ценовую борьбу со своими конкурентами. Города вкладывали средства в светское образование для повышения грамотности и квалификации работников. Эти усилия по совершенствованию методов производства и торговли подготовили промышленную революцию XVIII и XIX вв.
В табл. 1 представлены 10 крупнейших европейских городов в 1400 г. Париж, крупнейший город того времени, был центром торговли и образования, а также столицей Франции. Среди шести крупнейших городов Европы было три итальянских города-государства. В XIV в. благодаря бурному развитию суконной промышленности быстро росли города Брюгге и Гент, два города на территории современного Бенилюкса.
Несколько
случаев голода и чумы в период
с 1350 по 1450 г. сократили численность
населения Европы примерно на одну
треть или даже наполовину. Города
страдали в большей степени, чем сельские
районы, потому что в городах были худшие
санитарные условия и более высокая плотность
населения. Следовавшие за этими напастями
нарушения в социальной и экономической
деятельности приводили к стагнации или
упадку городов.
Торговые города
Начиная
с XV в., в Европе стали появляться крупные
торговые города. Появлению крупных городов
способствовали два фактора: централизация
власти и расширение торговли с дальними
странами.
Централизация власти
В XV в. политическая и экономическая власть стала переходить от большого числа феодалов к относительно небольшому числу принцев, королев и королей. Переход власти был вызван в значительной мере прогрессом в военной области, который сделал традиционные феодальные оборонительные мероприятия устаревшими.
Новые
способы ведения военных
Торговые города разработали приемы обороны, соответствовавшие новому уровню ведения войны. Оборона уже не сводилась только к постройке простой стены, с которой на атакующих выливали кипящее масло. Она требовала строительства сложных фортификационных сооружений и содержания профессиональных солдат. Крупные города могли использовать возросший эффект масштаба при обороне.
Централизация
власти привела к централизации
исполнения административных и военных
функций в королевских городах.
По окончании XVI в. быстрее всего росли
города, в которых находился королевский
двор. За короткое время более десятка
городов выросли до размеров, которые
отмечались лишь у нескольких средневековых
городов: в Лондоне проживало 250 тыс. человек,
в Неаполе — 240 тыс., в Милане — 200 тыс.,
в Париже — 180 тыс. человек; в число городов
с населением порядка 100 тыс. человек входили
Рим, Лиссабон, Палермо, Севилья, Антверпен
и Амстердам.
Торговля с дальними странами
Торговля
с дальними странами расширялась
по двум причинам. Во-первых, укрепление
власти привело к снятию многих ограничений
на торговлю. После того как произошла
централизация власти, местные тарифы,
установленные феодалами, исчезли и торговля
расширилась. Во-вторых, океанские плавания
привели к широким исследованиям и открытию
новых рынков. Вдоль торговых путей и в
перевалочных пунктах появлялись города.
В то время как города с речными и морскими
портами процветали (Неаполь, Палермо,
Лиссабон, Ливерпуль), города внутри стран,
например, Флоренция, приходили в упадок.
Как явствует из табл. 1, в 1700 г. среди 10
крупнейших городов Европы появилось
четыре новых морских порта: Лондон, Неаполь,
Лиссабон и Амстердам.
Урбанизация в ходе промышленной революции
Несмотря на быстрый рост числа городов в период с 3000 г. до н.э. до 1800 г. н.э., мир продолжал оставаться преимущественно сельским. Урбанизация сдерживалась относительно низкой производительностью в сельском хозяйстве, высокой стоимостью перевозки товаров (что ограничивало объем торговли) и относительно малыми преимуществами централизованного производства. До начала XIX в. доля городского населения в мире составляла всего лишь около 3%. За период между 1800 и 1970 гг. доля населения, проживающего в городах, возросла до 39%. В США доля городского населения увеличилась с 6% в 1800 г. до более 75% в 1990 г.
Быстрые
темпы урбанизации за последние два
столетия были вызваны промышленной революцией,
которая началась в XIX в. Промышленная
революция сопровождалась нововведениями
в производстве и на транспорте, которые
привели к переносу производства из дома
и небольших цехов на крупные фабрики
в промышленных городах. В табл. 1 показаны
последствия промышленной революции для
10 крупнейших городов Европы. В период
с 1700 по 1900г. Манчестер, Бирмингем, Глазго
и Ливерпуль превратились из небольших
городков в гигантские промышленные города.
В большинстве других городов из числа
10 крупнейших исполнение политических
функций шло одновременно с промышленным
развитием, приводя к резкому росту городов.
Нововведения в ходе промышленной революции
можно разделить на четыре области: сельское
хозяйство, обрабатывающая промышленность,
транспорт и строительство.
Сельское хозяйство
Быстрая
урбанизация в ходе промышленной
революции стала возможной
Обрабатывающая промышленность
Возможно, самой видимой частью промышленной революции стали нововведения в обрабатывающей промышленности. Были созданы новые машины, изготовленные из металла, а не из дерева, на которых стало производиться большинство товаров. На смену ручному производству искусных кустарей пришло машинное производство с использованием взаимозаменяемых деталей, паровых машин, а также узких специалистов. Повысились выработка на одного рабочего и эффект масштаба производства.
Нововведения
в производстве вели к развитию крупных
промышленных городов. Массовое производство
снизило относительную стоимость фабричной
продукции, вызвав централизацию производства
и занятости. Кроме того, большинство новых
технологических процессов сопровождалось
эффектом концентрации (эффект локализации
и эффект урбанизации), что усилило преимущества
городских населенных пунктов.
Междугородные перевозки
Нововведения в междугородных перевозках способствовали индустриализации и урбанизации. Пароход и железная дорога способствовали снижению стоимости перевозки товаров между городами, что, в свою очередь, уменьшало цены доставляемых товаров фабричного изготовления. Производство стало более централизованным, и фабричные города росли. Новые виды транспорта также снизили стоимость перевозки сельскохозяйственной продукции, способствуя тем самым большей специализации регионов в сельскохозяйственном производстве. Сельскохозяйственные регионы оказались в большей степени готовыми к тому, чтобы использовать свои сравнительные преимущества, в связи с чем производительность сельскохозяйственного производства росла.
До того как железная дорога соединила восточные города Соединенных Штатов с западными регионами страны, значительная доля продовольствия, потребляемого в Новой Англии, производилась фермерами данного региона. Точно так же значительная доля товаров, потреблявшихся на Западе (например, обувь), выпускалась местными ремесленниками. Приход железной дороги принес с собой более дешевые, чем у ремесленников, товары, изготовленные предприятиями на востоке, и позволил западным фермерам привозить более дешевую, чем у восточных фермеров, сельскохозяйственную продукцию. Торговля расширялась, потому что железная дорога позволила обоим регионам использовать свои сравнительные преимущества.
Промышленные
города развивались в точках, доступных
для междугородной транспортной сети.
Во времена пароходов города вырастали
вдоль рек и озер, по которым ходили пароходы.
Фирмы, использовавшие работающее на угле
паровое оборудование, размещались вдоль
рек, по которым пароходы доставляли им
уголь. Позже развитие железных дорог
привело к появлению городов вдоль железных
дорог. В городах, развивавшихся в перевалочных
пунктах, создавались как вспомогательные
предприятия (транспорт, торговля, деловые
услуги), так и производственные предприятия.