Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:54, реферат
Асфальтовый бетон (асфальтобетон) - искусственный строительный материал, получаемый в результате затвердевания уплотненной смеси минеральных заполнителей (щебня, песка, тонкоизмельченного минерального порошка) с органическим вяжущим (битумом или дегтем). Асфальтобетон без крупного заполнителя (щебня) называют песчаным асфальтом или асфальтовым раствором.
Цветной асфальтовый бетон состоит из мелкого щебня (5-7 мм), песка, минерального порошка, связующего, пластификатора и пигмента. В качестве вяжущего вещества в нем выступает структурный элемент из связующего и минерального порошка с добавлениями пластификатора и пигмента. В качестве щебня применяют измельченные отходы белого мрамора и известняка. Песок должен быть чистым и светлым, а минеральный порошок - из тонко измельченного белого мрамора. Связующим в цветном асфальте обычно служат полимеры, полиэтилен, поливинилхлорид, и др. Из пигментов более цветостойкими являются железный сурик, крон желтый, оксид хрома.
Цветной
асфальтобетон применяют для
оформления площадей скверов, остановок
городского транспорта, пешеходных переходов
и других объектов города.
1.3. Составляющие материалы асфальтового бетона.
При изготовлении асфальтобетонной массы используют щебень, гравий, песок, минеральный порошок и битум.
Щебень применяют из изверженных и метаморфических горных пород с пределом прочности при сжатии не менее 100,0-120,0 МПа или пород осадочного происхождения с пределом прочности не менее 60,0-80,0 МПа (в водонасыщенном состоянии); для дробления горных пород на щебень чаще всего используют граниты, диабазы, базальты, известняки и доломиты, а также прочные доменные шлаки. Щебень или гравий должны быть чистыми, разделенными по фракциям 20...40, 10... 20 и 5... 10 мм с морозостойкостью не менее Мрз25; в мягких климатических условиях - не менее Мрз15 [8].
Песок
природного происхождения или полученный
в результате дробления горных пород
с прочностью не ниже прочности щебня.
Природные пески должны быть разнозернистые,
чистые с модулем крупности более
2,0 и содержанием пылевато-
Минеральный
порошок изготовляют путем
Битумы бывают природные и нефтяные. Природные являются продуктом естественного видоизменения нефти. Они встречаются иногда в чистом виде, образуя озера, в виде твердых скоплений - асфальтитов, но чаще пропитывают горные породы - известняки, доломиты, песчаники. Содержание битрумав них 10-80%. Из этих пород битум получают путем экстрагирования с помощью различных растворителей.
В основном применяют нефтяные битумы. Их стоимость в 5-6 раз ниже природных.
По способу получения нефтяные битумы делят на:
- остаточные
(остаток после отгонки из
- окисление
(нефтяные остатки окисляют
Кроме
указанных компонентов в
2. Технология производства асфальтового бетона
2.1. Общие сведения
Производство
асфальтобетонной массы осуществляется
на специальных заводах: стационарных
и временных. Стационарный асфальтобетонный
завод (АБЗ) выпускает массу в
больших количествах и
Заводы
по производству асфальтобетонной массы
относятся к
Известно, что одним из важнейших компонентов асфальтобетонной смеси является минеральный порошок, без которого невозможно получить асфальтобетон, отвечающий требованиям ГОСТа. Для получения минерального порошка используется часть песчаной фракции минерального состава асфальтобетонной смеси, предварительно прошедшей через сушильный барабан, затем измельченной в мельнице, и поданной через накопительный бункер в смеситель.
Основная операция технологии - смешение исходных и подготовленных материалов, принимаемых в определенных количествах по проектному составу. Температура выпускаемой из смесительного аппарата массы 150-180°С или ниже у теплых и холодных масс. Иногда в состав асфальтобетонной массы одновременно с битумом вводят поверхностно-активную добавку, дозируемую с помощью специального дозатора.
Наиболее
часто используют лопастные смесители.
Быстрое перемешивание в
Элеваторы бывают быстроходные (со скоростью тягового органа 1,25-2,0 м/с) и тихоходные (со скоростью 0,4 - 1.0 м/с).
Ковши
с цилиндрическими днищами для
транспортирования сухих
Остроугольные
ковши с бортовыми
Чтобы
не остудить асфальтобетонную массу
в пути следования к месту ее укладки,
кузов автомобиля-самосвала
Укладывают
горячую массу механическими
укладчиками. Чем выше температура
воздуха и лучше участок
Реальные свойства асфальтобетона не остаются постоянными, так как внешние условия могут быстро изменяться, а вместе с ними должны изменяться и свойства покрытия из асфальтового бетона. При обычной температуре (20-25°С) четко проявляются упруго- и эластичновязкие его свойства, при повышенных температурах - вязкопластические, а при пониженных, отрицательных температурах асфальтобетон становится упругохрупким телом. Но он чувствительно реагирует не только на колебания температуры (t°), но также на изменение скорости (v) приложения механических усилий (нагрузки) или скорости деформирования. Чем выше значения v, тем при более высоких напряжениях разрушается асфальтобетон.
В производственных работах обычно механическую прочность асфальтобетона характеризуют пределом прочности при сжатии стандартных образцов, испытанных при заданных температуре и скорости приложения нагрузки. При одноосном сжатии предел прочности асфальтобетона определяют на цилиндрических образцах, размерами (диаметр и высота) 50,5Ч50,5 или 71,4Ч71,4 мм (в зависимости от крупности минерального заполнителя). Испытания проводят при температурах 20, 50°С и скорости приложения нагрузки, равной 3 мм/мин.
При температуре 20°С предел прочности при сжатии асфальтобетона составляет около 2,5 МПа, а при растяжении - в 6-8 раз меньше. С понижением температуры предел прочности при сжатии возрастает (до 15-20 МПа при -15°С), а с повышением - снижается (до 1,0-1,2 МПа при +50°С).
Из
других технических характеристик
следует отметить износостойкость
и водостойкость. Износостойкость
определяют по потере массы образцов,
испытываемых на кругах истирания или
в барабанах (с определением износа).
Горячий асфальтобетон в
Заключение
При
различных температурах и эксплуатационных
воздействиях, работоспособность
Для обеспечения необходимой работоспособности, асфальтобетона количественные значения его свойств должны находиться в некоторой области, при выходе за пределы которой может наступить отказ (существенное ухудшение свойств). При этом долговечность может характеризоваться кинетикой изменения свойств асфальтобетона под воздействием эксплуатационных факторов.
Таким образом, при оценке
- предел прочности на растяжение при изгибе при +10 С и, модуль упругости при +10 °С;
- коэффициент трещиностойкости, представляющий собой соотношение прочностных и деформативных свойств материала;
- показатель
износостойкости,
Следует отметить, что перечисленные
показатели имеют тенденцию к
уменьшению своих значений
Необходимо отметить, что при проектировании составов асфальтобетонных смесей, свойства которых отвечают условиям их работы в конструктивных слоях дорожной одежды, необходимо учитывать, что:
- воздействие
химически агрессивной среды
вызывает необратимые
- при
агрессивном воздействии