Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:27, реферат
Троицкий монастырь расположен в исторической части города, где не ведется многоэтажного строительства и располагаются малоэтажные дома. В этой части города сохранилась чёткая симметрия и основные улицы также как и сотни лет назад приводят к стенам монастыря. И даже главная улица города Тюмени улица Республики, как стрела пронизывает весь город, упирается в стены монастыря, обтекает его по контуру.
Реферат:
Аналитическая характеристика
архитектурно-
Название:
Аналитическая характеристика архитектурно- Раздел: Тип: реферат Добавлен 03:13:41 01 мая 2010 Похожие работы Просмотров: 173 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать |
Реферат
выполнил студент 2 курса группы 21 - СП
УЗ Матвеев Антон Юрьевич
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева. Москва 2009г. 1. Место комплекса в структуре окружения. На очень удобном и ответственном для города месте расположен этот монастырь. Широкий плоский мыс на берегу Туры это своеобразная "Завязка" города. Монастырь на берегу стал основательно, закрепившись на нем высокими стенами и монументальными постройками. Троицкий монастырь расположен в исторической части города, где не ведется многоэтажного строительства и располагаются малоэтажные дома. В этой части города сохранилась чёткая симметрия и основные улицы также как и сотни лет назад приводят к стенам монастыря. И даже главная улица города Тюмени улица Республики, как стрела пронизывает весь город, упирается в стены монастыря, обтекает его по контуру. Размещаясь на высоком берегу реки Туры Монастырь хорошо виден с любой точки старого города и со всех точек заречной части. Он является доминантой данного участка города. 2. История формирования комплекса. Заложен был монастырь, в 1616 году (1610, 1621) казанским монахом Нифонтом по указу царя Михаила Федоровича, а построен Корнилием Хоревым с монахами. Через восемь лет была освящена деревянная шатровая Спасо-Преображенская церковь. После большого пожара в городе была уничтожена большая ее часть, все церкви и женский монастырь. Сибирский митрополит Филофей Лещинский стал ходатайствовать перед Петром I о постройке каменного монастыря как центра миссионерства и борьбы с раскольниками. Разрешение было получено сразу же (14 декабря 1706 года). Указ царя предписывал тобольскому воеводе князю Черкасскому отпустить монастырю тысячу рублей из тобольских доходов, кирпич делать самим (ссыльными людьми), лес и дрова возить пригородным крестьянам, а верхотурским крестьянам сплавить четыре струга белого камня. Для контроля за обеспечением каменного строительства материалами прибыл из Тобольска приказной человек А.И.Иконников. К началу каменного строительства монастырь был переименован в Троицкий. Через девять лет в основном было завершено возведение двух каменных церквей - Троицкий собор (освящена в 1715 году) и Зосима и Савватия, переименованный позже в церковь Сорока мучеников (освещена в 1717 году). Одноэтажная церковь Сорока мучеников была отодвинута в дальний правый угол территории, обогащая ансамбль своими главами, но в то же время, подчеркивая ведущую роль двух других храмов. К 1741 году закончено строительство каменной монастырской ограды, настоятельского корпуса и колокольни Петропавловской церкви. Сама же церковь освящена в 1755 году. После двух больших пожаров в середине XIX века Троицкий и Петропавловский храмы были частично перестроены. К тому времени монастырь состоял уже в третьем классе и считался лучшим в Сибири после иркутского Иннокентьевского монастыря. Троицкий монастырь. Фото 1902г.
В 1726 году было начато строительство церкви Петра и Павла, завершенное в 1755 году. Существует предположение, что церковь была построена по проекту С.У. Ремезова, хотя и в несколько измененном виде. Впоследствии, между церковью Петра и Павла и колокольней был возведен пристрой, в котором разместились ризница и духовное правление. В 1842 г. произошел пожар в монастыре после которого его пришлось восстанавливать. Советская история. В январе 1923 г. Закрыт
Тюменский мужской монастырь
на основании постановления В апреле того же года
было принято решение о постройке
водоочистительной станции. 1946 г. Решение,
в котором говорится о В 1996 г. комплекс Троицкого собора передан в пользование Тобольско - Тюменской Епархии. Церковь Сорока мучеников. Южный фасад. Фото конца XIX века. 3. Планировочная
и пространственная
1- Здание Тюменской семинарии. 2- Административное
здание комплекса 3- Церковь Петра и Павла 4- Церковная лавка 5- Хозяйственная постройка 6- Троицкий собор 7- Каменная стена 8- Въездные ворота Форма плана монастыря неправильная, в виде прямоугольной трапеции. Граница образована с трех сторон стеной комплекса и примыкающей к ней церкви Петра и Павла, зданий тюменской семинарии, а с восточной стороны берегом реки Тура. Весь комплекс Троицкого монастыря состоит на сегодняшней день из таких основных элементов: Троицкий собор, Церковь Петра и Павла и пристроенная к ней шатровидная колокольня, двухэтажное здания Тюменской семинарии, здание в котором разместились реставрационные мастерские, церковной лавки, хозяйственного здания, центральные ворота – вход на территорию монастыря. Пятиглавая Петропавловская
церковь (закончена в 1755 г.) имеет
крестообразный план, что вовсе не
характерно для Сибири (в Тюменской
области других таких нет), зато вполне
обычно для Украины того времени.
Рядом с ней стоит более
ранняя шатровая колокольня. Сохранились
также двухэтажный От дома настоятеля можно увидеть все постройки монастыря - обе церкви, Троицкий собор, деревянные здания служб и келий, ограду. Высокая, почти крепостная ограда с массивными пилястрами и контрфорсами на внешних углах, сомасштабна мощным формам церквей и тесно с ними связана. Все три монастырских храма были поставлены по диагонали таким образом, что при взгляде из города они не перекрывают друг друга и компонуются в сложную композицию. В центре этой композиции оказывается самый статичный и массивный Троицкий собор - главная ось и центр тяжести всего ансамбля. 4. Функциональная характеристика комплекса. В 1995 году монастырь вновь стал действующим. Настоятелем - священноархимандритом обители ныне является Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский, а наместником монастыря, первым после его возрождения и по настоящее время, - архимандрит Тихон (Бобов). В настоящее время на территории монастыря расположен музей истории образования города Тюмени. Музейные экспозиции расположены в церкви Петра и Павла в шатровидной башенке, в двухэтажном пристрое. Комплекс практически полностью отреставрирован и является одной из главных достопримечательностей нашего города. И в наши дни, как и прежде, обитель продолжает своё духовно-просветительское служение миру. При монастыре открыто Духовное училище, действует воскресная школа. В стенах древней обители возрождается монашеская жизнь. В Троицком соборе совершается богослужение, теплятся лампады, горят свечи, приносятся молитвы Богу. Также на территории монастыря работают реставрационные мастерские, церковная лавка и в современной истории вновь было построено хозяйственное здание. Весь комплекс можно назвать туристической жемчужиной нашего города. На его территорию совершаются поломнечества. В настоящее время на стене монастыря размещены камеры видеонаблюдения и она как и сотни лет назад играет защитную роль памятника истории. В 2005г. Троицкий собор был ограблен. Схема функционального зонирования Святотроицкого монастыря Учебная функция Хозяйственная функция Производственная функция Религиозная функция Музейная функция Торговая функция Функция охраны 5. Композиционная
и стилистическая Собор тюменского Троицкого монастыря (1708–1715), четырёхстолпный (единственный столпный храм Сибири XVIII в.), с пятью главами — тремя большими по оси восток–запад и двумя маленькими к северу и югу от главной. Детальный анализ композиции позволяет точно определить место этого храма в типологии украинской архитектуры — в рамках так называемого «маргинального» типа шестистолпных украинских соборов (по В. В. Вечерскому), куда относятся соборы Св. Духа в Ромнах (1689 или 1742–1746) и Флоровского монастыряв Киеве (1722–1732). Правда, он отличается от них пятиглавием, решение которого уникально и для русской, и для украинской архитектуры, и объясняется, очевидно, неизвестными пока деталями заказа. Причиной выбора собора украинского, а не русского типа было, как представляется, желание митрополита возвести в Тюмени подобие Киево-Печерской лавры: подтверждением этого служит уникальное посвящение одного из приделов собора Печерской иконе Успения Богоматери. Композиция Троицкого собора восходит к более древним образцам кубических монументальных храмов, форма глав несет явное сходство с украинским барокко конца XVII века. В его декоративном убранстве явно прослеживается влияние нарядного “нарышкинского барокко” и даже узорочья, но при этом форма глав и их постановка по частям света, а не по углам четверика соответствуют принципам украинской архитектуры. Основной объем собора имеет в плане размеры 22, 0 х 18, 5 м. Высота его вместе с крестом — 43, 2 м. Это типичный кубический бесстолпный храм с большой граненой апсидой. Аскетизму мощного лаконичного кубического объема противоречит фасадный декор барочного происхождения. Подобная противоречивость отражает общую особенность времени строительства собора, когда завершался переход от средневековья к принципам новой эпохи. Борьба двух культурных тенденций порождала своеобразные синтетические формы архитектурных произведений. В этом контексте тюменский Троицкий собор — явление закономерное. Троицкий собор построен по древнему образцу - в виде громадного куба увенчанного мощным пятиглавием. Но в отличие от требований древнего канона Троицкий собор получил более живописную трактовку. "Избыточна живописность Троицкого собора создана двухэтажным северным пределом, двумя одноэтажными пристройками к двухсветной аспиде, двумя одноэтажными "щипцовыми" стенками, венчающими торцы предела. Влияние украинского зодчества определило прорисовку глав Троицкого собора и даже саму постановку их на четверике по странам света, а не по углам четверика. В интерьере храма отмечается хорошая освещенность. Влияние западных
форм на архитектуру Троицкого собора
прослеживаются довольно отчетливо. На
фасадах четверика нет Но при явном и активном влиянии западных форм на архитектуру Троицкого собора древнерусское начало является все же ведущим. Это проявляется, прежде всего, в подчеркнутой статичности объемов и в характере трактовки декора. Мощный клуб четверика почти не взаимодействует с настенным декором. Барочные детали как бы наложены на плоскость стены, не трансформируя ее. Кроме того, древнерусское начало проявляется и в разнообразии наличников из полу — колонок с полуциркульным или трехлепестковым профилированным очельем на северной стене и на апсиде полу — колонки предстают составленными из кубышек, а очелье приобретает сложную “пламенеющую” форму. Еще одна черта древнерусского зодчества — мощные бочкообразные утолщения на угловых пилястрах. По традиции еще от византийского зодчества, стены собора были неоштукатуренными — кладка велась на известковом растворе с затиркой швов. Лишь детали были побелены. Выполнены декоративные элементы из фасонного и лекального кирпича. Для кладки стен применялся характерный для XVII и XVIII веков применялся большемерный кирпич размером 300 х 160 х 75 мм. Внутри собор выглядит величественно. Двусветное пространство хорошо освещено, что не свойственно древним храмам, обычно погруженным в полумрак. Это влияние нового времени, естественного обмирщения церковного зодчества. Большие окна второго яруса позволили сделать восьмериковый деревянный барабан центральной главы глухим, поставлен на четырехлотковый сомкнутый свод, который опирается по контуру с двух сторон — на северную и южную стены, а с двух других — на систему арок. Такая конструкция — сомкнутый, а не крещатый свод, глухая глава - соответствует общим особенностям русского культового зодчества первой четверти XVIII века. Восточная и западная главы поставлены на световые восьмериковые барабаны. Все строительные работы в Троицком соборе были закончены в 1717 г. Вторая сохранившаяся
церковь монастыря – Троицкий монастырь вместил в себя основные типы церквей того времени: традиционный кубический (Троицкий собор), "трапезный" (церковь Сорока мучеников), крестообразный (Петро-Павловская церковь). Шатровые колокольня и надвратная колоколенка как дополнение к ним. 6. Характеристика основных природных элементов комплекса. Святотроицкий мужской монастырь расположен в месте соединения двух рек Туры и Тюменки. Территория самого монастыря имеет уклон в сторону реки Тура. В двадцатом веке река Тура несколько раз сильно разливалась, берега размыла и часть крепостной стены, несколько хозяйственных построек и уцелевшие руины церкви сорока мучеников обрушились и были смыты рекой. В настоящее время ведутся работы по укреплению берега для сохранения монастыря от дальнейшего разрушения. Также на территории
монастыря располагается |