Стереотипы национальной культуры в межкультурном общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:07, реферат

Описание работы

Само понятие “стереотип’ рассматривается не только в работах лингвистов, но и социологов, этнографов, когнитологов, психологов, этнопсихолингвистов. Представители каждой из вышеназванных наук имеет свое собственное представление о стереотипе, свою классификацию данного понятия. Например, выделяются социальные стереотипы, которые проявляют себя как стереотипы мышления и поведения личности, или этнокультурные стереотипы - это обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ.

Работа содержит 1 файл

Стереотипы национальной культуры в межкультурном общении.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

    Несмотря  на то, что поведение человека вариативно и многообразно, не менее справедливо  и другое утверждение: поведение человека в обществе    типизировано, то есть оно подчиняется нормам, выработанным в обществе, и поэтому с неизбежностью во многих отношениях стандартно. Такое положение является результатом действия двух противонаправленных тенденций. Первую тенденцию можно назвать центробежной. Она проявляется в разнообразии поведения, его вариативности. Именно эта сторона поведения имеется в виду, когда говорится об индивидуальных особенностях, своего рода “стилистике” поведения. Однако многообразие поведения никогда не бывает беспредельным (в противном случае невозможным было бы общение людей, их объединение в различного рода социальные образования). На упорядочение разнородных вариантов поведения направлена противоположная (центростремительная) тенденция к унификации поведения, его типизации, выработке общепринятых схем и стандартов поведения. Эта вторая тенденция выражается в    ом, что всякое общество, заботясь о своей целостности и единстве, вырабатывает систему социальных кодов (программ) поведения, предписываемых его членам.

    Набор типовых программ поведения специфичен для каждого коллектива. Все они  направлены на то, чтобы нейтрализовать тенденцию к индивидуализации поведения,  сдержать рост его вариативности, так  как ничем не контролируемый рост многообразия неминуемо привел бы к распаду общества. Тем не менее  социально одобренные программы поведения никогда не покрывают всей сферы поведения человека в обществе. Некоторые фрагменты поведения остаются нерегламентированными, поскольку не расцениваются как социально значимые. Более  того, для каждой этнической культуры характерны свои представления о значимости тех или иных фрагментов поведения и, следовательно, своя конфигурация границы между обязательным (типизированным) и свободным (индивидуальным) поведением. При этом, чем  более значимы сферы поведения, тем более жестко они регламентированы, тем сильнее контроль  над соблюдением стандартов и   образцов.

    Стандартизированное поведение имеет свои варианты. В  соответствии с особенностями социальной организации в сфере заданного поведения выделяются различные типы: поведение крестьянина, воина, охотника, ремесленника и т.п. В соответствии с критериями биосоциального членения жизненного пути различается поведение детей, взрослых, стариков, мужчин и женщин. С введением иных  координат (например, этнических и конфессиональных) можно говорить о поведении японца в отличие от европейца, христианина в отличие от мусульманина. Если перейти на еще более высокий уровень абстракции, то можно вести речь об эпохальных стилях поведения – например, о поведении средневекового человека. Реальное поведение человека – всегда синтез нескольких типов, нескольких программ.

    Итак, условно можно говорить о двух основных формах поведения. Одна из них  сводится к относительно свободному, вариативному поведению. Другая представляет собой регламентированное поведение, подчиняющееся выработанным в коллективе типовым схемам действий в стандартных ситуациях. Теперь необходимо выяснить, какова природа и функции стереотипизации.

    Каждое  общество в процессе взаимодействия с внешней средой накапливает определенный опыт. Этот опыт является фундаментом, на котором основывается сама возможность существования коллектива во времени. Естественно, коллектив заинтересован в хранении, накоплении и передаче этого опыта следующим поколениям. Передача накопленной информации происходит двумя путями: генетически и негенетически. Передача наследственной информации осуществляется в процессе социализации и целиком основана на научении. Хранение, передача и аккумуляция социальной информации предполагает ее упорядочение и отбор наиболее значимых фрагментов. На выполнение этих функций и ориентирован механизм стереотипизации. С его помощью накапливаемая информация представляет собой не просто сумму полезных знаний, но определенным образом организованный опыт, который благодаря наличию структуры может быть передан во времени. При этом коллективная память не может включать весь опыт. Стереотипизация наиболее значимой информации позволяет не только осуществлять отбор, но и сохранять ее рабочий объем в условиях постоянного обновления .

    Таким образом, можно сделать вывод  о том, что в культуре отдельного народа относится к стереотипам:

  • Вербальное поведение
  • Невербальное поведение (мимика, жесты, телодвижения)
  • Национальный характер и представления о нем другими нациями
  • Социальные ситуации, поведение в социальных ситуациях
  • Особенности быта и повседневной жизни нации
  • Национальная кухня
  • Религиозные и национальные обряды
 

    Итак:

  1. Поведение каждого человека индивидуально и многообразно, но несмотря на это, можно с уверенностью утверждать, что поведение человека в любом обществе типизировано, то есть оно подчиняется нормам, выработанным в данном обществе.
  2. Стереотипы существуют в любом обществе, но особо важно подчеркнуть, что  набор стереотипов для каждого из них сугубо специфичен. На регулирование поведения человека в пределах родного культурного и языкового пространства большое влияние оказывают культурные стереотипы, которые начинают усваиваться именно  с того момента, когда человек начинает осознавать себя частью определенного этноса, частью определенной культуры.
  3. Таким образом, можно выделить две формы поведения в том или ином социокультурном пространстве: свободное, вариативное поведение (индивидуальное для каждого человека) и регламентированное поведение, подчиняющееся существующим в данном обществе стереотипам поведения.
 

 

     

    Библиография

  1. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М., 2001.
  2. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.          
  3. Кабакчи В.В. Практика англоязычной межкультурной коммуникации. СПб, 2001.
  4. Леонтьев А.А., Тарасов Е.Ф. Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977.
  5. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001.
  6. Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации. // Вестник МГУ. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998, №1, с.94-104.
  7. Роль человеческого фактора в языке. Отв. ред. Серебренников Б.А. М., 1988.
  8. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
  9. Филиппова М.М. Парадоксы и стереотипы межкультурного общения представителей русской и британской культур. Вестник МГУ. Сер.9.Филология. 2002, №3, с.64-82.
  10. Широканов Д.И., Алексеева Е.А. Стереотипы и динамика мышления. Минск, 1993.

Информация о работе Стереотипы национальной культуры в межкультурном общении