Стереотипы и предрассудки в коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 03:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить понятия «стереотип», «предрассудок», исследовать влияние предрассудков и стереотипов на процесс межличностной и межкультурной коммуникации. Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи: исследовать понятие стереотип в когнитивной лингвистике, этнолингвистике, психологии, когнитологии, социальной психологии;
исследовать понятие предрассудок с точки зрения психологии, социологии, этнолингвистики;
установить взаимосвязь между понятиями «стереотип» и «предрассудок»;
выявить роль стереотипов и предрассудков в межкультурной коммуникации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Стереотип как феномен межкультурной коммуникации
. Определение понятия «стереотип»……………………………………….7
. Виды стереотипов в коммуникации…………………….………………12
. Значение стереотипов для межкультурной коммуникации…………...16

Глава 2. Предрассудок как феномен межкультурной коммуникации
2.1. Понятие и виды предрассудков………………………………………….23
2.2. Механизм формирования предрассудков……………………………….27
2.3. Проблемы корректировки и изменения предрассудков………………..29

Заключение………………………………………………………………………….32

Список литературы…………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Стереотипы и предрассудки в коммуникации.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Основы межкультурной  коммуникации

 

 

ТЕМА:

Стереотипы и предрассудки в  коммуникации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Стереотип как феномен межкультурной коммуникации

    1. . Определение понятия «стереотип»……………………………………….7
    2. . Виды стереотипов в коммуникации…………………….………………12
    3. . Значение стереотипов для межкультурной коммуникации…………...16

 

Глава 2. Предрассудок как феномен межкультурной коммуникации

2.1. Понятие и виды предрассудков………………………………………….23

2.2. Механизм формирования предрассудков……………………………….27

2.3. Проблемы корректировки и изменения предрассудков………………..29

 

Заключение………………………………………………………………………….32

 

Список литературы…………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В настоящее время  многие ученые-лингвисты, социологи, психологи, этнографы, этнопсихолингвисты уделяют  значительное внимание феномену восприятия одной культуры другой. Практическое значение этих исследований огромно – на дворе XXI век, век сотрудничества наций и так называемой «глобализации». Но вековые традиции, разобщенность культур, своеобразие их понимания бытия и языковые различия – все эти факторы влияют на взаимоотношения между людьми разных культур и, следовательно, на эффективность их сотрудничества и взаимопонимания [17].

Сфера межкультурного общения  является наиболее интересной и важной областью соединения культурных и личностных особенностей. Большая часть информации в процессе межкультурного общения  создается посредством выводов, основанных на наблюдении, а также черпается из стереотипных представлений. Восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся стереотипов. Стереотипы – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение. Однако стереотип может быть как истинным, так и ложным. Он может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению[2].

У каждого народа, каждой нации есть свои собственные представления  об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. В обществе складываются определенные стереотипы – как относительно самих себя, относительно поведения и традиций в пределах своего культурного пространства, так и относительно представителей другого языкового и культурного пространства. Встречаясь с представителями других народов и культур, люди обычно имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры, мерить их на свой аршин. Непонимание чужого языка, символики жестов, мимики и других элементов поведения часто ведет к искаженному истолкованию смысла их действий, что легко порождает целый ряд негативных чувств: настороженность, презрение, враждебность.

К сожалению, в современном мире, достаточно много проявлений так называемой «нетерпимости», враждебности или «интолерантности». Связано это, прежде всего, с тем, что мы называем «предрассудками». Предрассудок – это установка предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных для такого отношения оснований или знания. Применительно к этническим группам или их культурам предрассудок выступает в виде установки предвзятого или враждебного отношения к представителям этих групп, их культурам и к любым фактам, связанным с их деятельностью, поведением и социальным положением [18].

Конечно, эта связь между предрассудками и нетерпимостью к другим этносам не носит строгого причинно-следственного характера, но, тем не менее, вполне очевидно, что определенная взаимосвязь имеется. То есть такие явления, как расизм, сексизм, эйджизм – это, по сути дела, просто внешние проявления таких более глубоких факторов, как социальные стереотипы и предрассудки.

Таким образом, по-видимому, не будет ошибкой сказать, что, изучая предрассудки, мы изучаем корень такого зла, как расизм, сексизм, эйджизм. По сути дела, социальные стереотипы и предрассудки вольно или невольно руководят действиями людей. Социальные стереотипы и предрассудки – это то, что лежит в основе, так называемого «дискриминирующего» поведения, к которому и относится все вышеперечисленное.

Несомненно, что в обществе, наполненном разными интересами, культурными группами необходимо каким-то образом сохранять мир и по возможности устанавливать гармонию. Без учета социальных стереотипов и предрассудков невозможно адекватное и полноценное изучение механизмов общения и восприятия как на межличностном, так и на межгрупповом уровне.

В настоящее время  многие ученые-лингвисты, социологи, психологи, этнографы, этнопсихолингвисты уделяют  значительное внимание феномену восприятия одной культуры другой. Практическое значение этих исследований огромно – на дворе XXI век, век сотрудничества наций и так называемой «глобализации» [1].

Актуальность  темы вызвана интересом исследователей различных отраслей, таких как психология, социология, этнография и др., к вопросам восприятия одной культуры другой, взаимодействия культур, психологии народа. Феномен и понятие “стереотип” привлекает большое внимание исследователей, многие ученые (У. Липпман, И.С.Кон, Ю.А. Сорокин, И.Ю. Марковина, А.В. Павловская, Н.В. Уфимцева, В.В. Красных и др.) занимаются  изучением данной проблемы. Тема данной курсовой работы является актуальной также и по той причине, что, изучая такие феномены как «предрассудок» и «стереотип» можно понять и исследовать корни социальной и культурной нетерпимости и враждебности [6].

Новизна исследования заключается в том, что феномены стереотипа и предрассудка будут рассматриваться в широком понимании. Мы будем исследовать их воздействие на процесс коммуникации, как межличностной, так и межкультурной.

Объектом исследования являются стереотипы и предрассудки в коммуникации.

Предмет исследования – влияние предрассудков и стереотипов на процесс межличностной и межкультурной коммуникации.

Методы исследования – изучение литературы по психологии,  лингвистике, когнитологии, этнопсихологии, посвященной проблемам межличностной и межкультурной коммуникации.

Цель работы – изучить понятия «стереотип», «предрассудок», исследовать влияние предрассудков и стереотипов на процесс межличностной и межкультурной коммуникации.

Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:

  1. исследовать понятие стереотип в  когнитивной лингвистике, этнолингвистике, психологии, когнитологии, социальной психологии;
  2. исследовать понятие предрассудок с точки зрения психологии, социологии, этнолингвистики;
  3. установить взаимосвязь между понятиями «стереотип» и «предрассудок»;
  4. выявить  роль  стереотипов и предрассудков в межкультурной коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Стереотип как феномен межкультурной коммуникации

 

1.1. Определение понятия «стереотип»

 

Механизм восприятия каждого человека своеобразен и неповторим, однако это совсем не означает, что способность воспринимать мир определенным образом дается человеку от рождения. Восприятие формируется через активное взаимодействие человека с окружающей его культурной и естественной средой и зависит от целого ряда факторов, таких, как пол, опыт, воспитание, образование, потребности и т.д. Но не только эти характеристики оказывают влияние на формирование восприятия. Культурная и социальная среда, в которой проходит становление человека, играет значительную роль в способе восприятия им окружающей действительности. Влияние культурной составляющей восприятия можно видеть особенно отчетливо, когда мы общаемся с людьми, принадлежащими к другим культурам. Значительное количество жестов, звуков и типов поведения интерпретируется носителями различных культур не однозначно [1].

Культурная принадлежность человека определяет интерпретацию  им того или иного факта. Культура дает нам определенное направление  в восприятии мира органами чувств, что влияет на то, как интерпретируется и оценивается информация, получаемая из окружающего мира. Например, мы довольно точно замечаем различия между людьми внутри своей культурной группы, в то время как представители других культур часто воспринимаются похожими друг на друга. Результатом такого восприятия, несмотря на свою абсурдность, стало широко распространенное выражение «лицо кавказской национальности». Можно сказать, что, подвергая большие группы людей одинаковому воздействию, культура генерирует похожие значения, смыслы и схожее поведение ее членов. Так формируются стереотипы [6].

Термин “стереотип” (греч. stereos – твердый, typos - отпечаток) введен в научный оборот американским социологом У. Липпманом. В книге “Общественное мнение”, вышедшей в 1922 г., он сделал попытку определить место и роль стереотипов в системе общественного мнения. Под стереотипом Липпман понимал особую форму восприятия окружающего мира, оказывающую определенное влияние на данные наших чувств до того, как эти данные дойдут до нашего  сознания. По мнению Липпмана, человек, пытаясь постичь окружающий его мир во всей его противоречивости, создает “картину в своей голове” относительно тех явлений, которые он непосредственно не наблюдал. Человек имеет ясное представление о большинстве вещей еще до того, как он с ними непосредственно столкнулся в жизни. Подобные представления-стереотипы формируются под влиянием культурного окружения данного индивидуума: “В большинстве случаев мы не сначала видим, а потом даем определение, мы сначала определяем для себя то или иное явление, а потом уже наблюдаем его. Во всей ... неразберихе внешнего мира мы выхватываем то, что навязывает нам наша культура, и мы имеем очевидную тенденцию воспринимать эту информацию в форме стереотипов. Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социального, географического и политического окружения. Липпман пишет о том, что стереотипы так настойчиво передаются из поколения в поколение, что часто воспринимаются как данность, реальность, биологический факт. Если же личный опыт противоречит стереотипу, чаще всего происходит одно из двух: человек негибкий, незаинтересованный по каким-то причинам в изменении своих взглядов, либо просто не замечает этого противоречия, либо считает его исключением, подтверждающим правило, и обычно просто забывает о нем. Человек же восприимчивый, любознательный при столкновении стереотипа с реальностью изменяет свое восприятие окружающего мира. Липпман не считает стереотипы однозначно ложными представлениями. По его мнению, стереотип может быть правдой, или частично правдой, или ложью. Липпман не только ввел  в научный оборот термин “стереотип”, дал ему определение, но и подчеркнул важность этого явления. “Система стереотипов, - писал он, - возможно, является стержневой в нашей личной традиции, она защищает наше место в обществе, ... а также сохраняет время в нашей занятой жизни и помогает нам спастись от сбивающих с толку попыток увидеть мир устойчивым и охватить его целиком” [17].

В 20-30-е гг. в Америке появился ряд оригинальных работ, преимущественно посвященных проблемам общественного мнения, продолжающих разработку теории стереотипов. Так, социолог Р. Бинкли называет стереотип «величайшим всеобщим знаменателем». По мнению ученого, наличие стереотипов позволяет обывателю адекватно оценивать политическую ситуацию, слишком сложную для его анализа и слишком удаленную от сферы его деятельности. Еще в одной работе, вышедшей в конце 30-х гг., рассматриваются два мира, в которых живет каждый человек. Один из них – “внешний мир” – включает в себя то, что с нами происходит, то, что мы сами видели, чувствовали, оценивали. Этот мир невелик. Большую же часть знаний о мире мы получаем из различных источников через язык, что и образует так называемый “вербальный мир”. Соотношение между этими мирами такое же, как между картой и той реальной территорией, которую она представляет [9].

Понятие “стереотип’  рассматривается в работах лингвистов, социологов, этнографов, когнитологов, психологов, этнопсихолингвистов. Представители каждой из вышеназванных наук имеет свое собственное представление о стереотипе, свою классификацию данного понятия [4].

В термин “стереотип” относится к содержательной стороне языка и культуры, то есть понимается как ментальный (мыслительный) стереотип, который коррелирует с картиной мира. Языковая картина мира и языковой стереотип соотносятся как часть и целое, при этом языковой стереотип понимается как суждение или несколько суждений, относящихся к определенному объекту внеязыкового мира, субъективно детерминированное представление предмета, в котором сосуществуют описательные и оценочные признаки и которое является результатом истолкования действительности в рамках социально выработанных познавательных моделей. Но языковым стереотипом можно считать не только суждение или несколько суждений, но и любое устойчивое выражение, состоящее из нескольких слов, например, устойчивое сравнение, клише и т.д.: лицо кавказской национальности, седой как лунь, новый русский [13].

В отечественной психологии до конца 50-х годов термин «стереотип» не употреблялся. Хотя проблема изучения шаблонов поведения человека ставилась. Наиболее всесторонне это было рассмотрено П.А.Сорокиным. Ю.А.Сорокин определяет стереотип как некоторый процесс и результат общения (поведения) согласно определенным семиотическим моделям, список которых является закрытым в силу тех или иных семиотико-технологических принципов, принятых в некотором социуме. Можно предположить, что стереотипизация (как результат) осознается индивидуумом в форме таких  видовых понятий как стандарт и норма (родовым в этом случае выступает понятие стереотип), причем стандарт является реализацией некоторой семиотической и/или технологической модели на социальном и социально-психологическом уровнях, а норма является реализацией такой модели на языковом и психологическом уровнях.

Информация о работе Стереотипы и предрассудки в коммуникации