Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 23:56, курсовая работа
Целью исследования является изучение степени влияния информационных технологий на региональное управление. Для достижения указанной цели целесообразно сосредоточится на следующих основных задачах:
Объектом исследования являются информационные технологии и их применение в управлении социально-политическими процессами в регионах.
Предмет исследования - степень возможности влияния информационных технологий на социально-политические процессы в регионах, их роль в эффективной информационной поддержке решения актуальных региональных проблем, повышения эффективности государственного правления через информатизацию региональных и местных уровней власти.
Введение
В последние годы,
развитые страны движутся к информационному
обществу, в котором качество жизни,
социальные изменения зависят от
использования информации. Развитие
информационной сферы связано с
открытостью общественного
Обеспечение позитивных
тенденций развития демократии и
политической активности граждан невозможно
без развитой системы коммуникаций
и особенно информационных технологий.
Информационное пространство, образовавшееся
в последние десятилетия, сегодня
участвует в политико-правовых, социальных
и экономических отношениях. Поэтому
властные структуры многих стран, в
том числе и России, столкнулись
с необходимостью пересмотра классических
моделей политического
Теоретические проблемы
становления и развития информационного
общества, воздействие информационно-
Значительной чертой в постиндустриальном обществе является приоритет информационной деятельности и поэтому на передний план выходит производство знаний и информации. Отечественная наука представлена работами Р.Ф.Авдеева, Н.А. Васильевой, В.В. Витковского, А.И. Ракитова, О.С. Сухарева, Б.В. Маркова и других авторов.
Целью исследования является изучение степени влияния информационных технологий на региональное управление. Для достижения указанной цели целесообразно сосредоточится на следующих основных задачах:
Объектом исследования являются информационные технологии и их применение в управлении социально-политическими процессами в регионах.
Предмет исследования
- степень возможности влияния
информационных технологий на социально-политические
процессы в регионах, их роль в эффективной
информационной поддержке решения
актуальных региональных проблем, повышения
эффективности государственного правления
через информатизацию региональных и
местных уровней власти.
1. Информационные
технологии в управлении
1.1. Социально-политические функции информации
В настоящее время
становится все более очевидным,
что последние десятилетия XX в. явились
переломным рубежом в развитии мировой
цивилизации. Глубокой модернизацией
охвачены основные сферы жизнедеятельности
общества и государства: взаимодействие
с природой, общественные отношения,
социальная регуляция. Можно говорить
о завершении индустриального периода
эволюции цивилизации и начале другого
— информационного, специфической
особенностью которого является опосредованность
деятельности людей в основных сферах
общественной жизни развитой информационной
инфраструктурой. Доминирующим фактором
постиндустриального этапа
Э. Тоффлер в своей концепции «трех волн» указывал на информационную революцию как на последнюю в ряду трех великих технологических революций: аграрной, индустриальной, информационной.1 А.И. Ракитов, отмечая перманентный характер информационных революций, выделяет, что все социальные и технологические революции, имевшие место в процессе развития цивилизации, были в значительной мере детерминированы пятью информационными революциями. Пятая информационно-компьютерная революция связана с появлением и оформлением социальных функций, для осуществления которых на определенном уровне общественного развития необходима новая технология. Это функция управления и контроля над общественным производством и социально значимой деятельностью, функции общения, памяти, совершенствования материального производства, познания2.
Феномен современной
информационной революции — результат
двух параллельно развивающихся
на протяжении всей истории человечества
процессов: постоянного возрастания роли
и увеличения объемов информации,
необходимой для обеспечения жизнедеятельности
общества, и
совершенствования технологии ее накопления
и распространения. В последние 30 лет политологи,
экономисты, социологи, философы и государственные
деятели стали активно использовать новый
термин - «информационное общество». Это
явление отражает объективную тенденцию
нового витка эволюции цивилизации, связанного
с появлением новых информационных и телекоммуникационных
технологий, новых потребностей и нового
образа жизни. Этот этап развития настал,
когда информация стала одной из основных
ценностей в жизни людей. По определению
Н.Винера «век энергетики» и «техники
сильных токов» сменяется «веком информации»
и «техники слабых токов», то есть электроникой
и связью.3
Существует множество
определений понятия
Для экономистов информация — «это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций»4. В рамках принятия решений информация - «все те сведения, знания, сообщения, которые помогают решать определенную задачу»5. С точки зрения кибернетики информация «уничтожает разнообразие, а уменьшение разнообразия является одним из основных методов регулирования, и не потому, что при этом упрощается управляемая система, а потому, что поведение системы становится более предсказуемым»6. Для теории информации (семиотики) информация - это «мера устранения неопределенности знания у получателя сообщения о состоянии объекта или о каком-то событии»7. В политической сфере информация выступает как политический ресурс, позволяющий эффективно взаимодействовать для достижения определенных целей и служит предпосылкой для действий политических субъектов. В результате отсутствия или наличия информации политические субъекты обретают или утрачивают власть, возможности влияния и реализации своих целей в политической сфере.
Однако, все перечисленные выше авторы рассматривают информацию только с одной точки зрения, не раскрывая ее целостное экономическое, социальное, политическое, психологическое, техническое содержание и воздействие на человека и социум.
Ученые определили зависимость общего развития человека от количества и качества информационного воздействия. Но никто не обратил внимания на физиологические последствия информационного голода, особенно детского. Наукой в основном исследуется психика и социальное поведение людей.
Многие явления из-за
кажущейся простоты и общепонятности
остаются на поверхности и глубоко ни
кем не исследуются. Мы не обращаем внимания
на явление физиологической необходимости
своевременного информационно-воспитательного
воздействия, без которого просто не происходит
полного физиологического созревания
основных органов и систем человека, не
говоря о его психике и нравственности.
Исследователями в области психологии
были выделены следующие типы людей в
зависимости от их включенности в информационное
пространство: безинформационный (не реагирующий
на раздражение), «акбаровский»
(выросший в условиях полной информационной
изоляции), «Маугли» (выросший среди животной
информации), региональный (выросший в
условиях жесткого воздействия регионального
социума), «моральный» (воспитанный на
исторических общечеловеческих информационных
и нравственных ценностях с освоением
развивающихся информационных психофизиологических
систем) . Современные взгляды исследователей
сходятся на мнении, что человек — это
открытая, социально интегрированная,
саморегулирующая информационная биосистема,
строящаяся свои взаимоотношения с внутренней
и внешней средой.
Мыслительная
картину мира. Из поколения в поколение
передается информационный опыт человечества,
создаются и совершенствуются средства
массовой информации. Между людьми информационное
общение стало носить осознанный познавательный
характер. Восприятие информации зависит
от следующих основных факторов: от социального
положения, профессии, уровня подготовки
в ней, уровня общего образования, степени
культуры, от жизненного опыта, индивидуальных
особенностей, моральных, психологических
и социальных установок, эмоциональности.
В тоже время необходимо помнить о том,
что на современных людей обрушивается
огромный объем научной, бытовой, профессиональной
информации который зачастую разрушительно
влияет на психофизиологию человека, заставляя
его жить в напряженных и чрезмерных информационных
условиях.
Самыми губительными для человека являются следующие четыре фактора информационного взаимодействия с внешней средой: биологически запредельная огромная по объему информация; повышенная социальная и профессиональная ответственность человека за результаты принимаемых решений; острый дефицит времени на принятие решений; целевая неопределенность или социальная дезориентация, лишающая человека смысла деятельности, вселяющая неопределенность в его будущее, порождая постоянное чувство страха и повышенной тревожности.
1.2. «Электронное правительство»
Непрерывное увеличение аппарата госсектора, снижение результативности его работы и обострение проблем взаимодействия различных государственных структур между собой, а также с гражданами и коммерческими организациями - таковы следствия низкой эффективности работы органов государственного управления, наблюдаемые во всех странах мира. Как давно доказано специалистами, изменить ситуацию в корне поможет лишь полная автоматизация государственного управления на базе современных информационных технологий, которая в конечном счете должна привести к созданию «электронного правительства».
Понятие «электронное
государство» наиболее соответствует
английскому понятию e-government. В некоторых
случаях оно переводится как «
Существует множество
определений понятия «
Создание электронного
государства предусматривает
Информация о работе Степень влияния информационных технологий на региональное управление