Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:21, статья
Мир не находится на пути к устойчивому энергетическому будущему.
Исторически самые высокие уровни цен на нефть увеличивают озабоченность
относительно долгосрочных балансов поставок и спроса. В течение последнего
десятилетия выбросы CO2 увеличились более чем на 20%. В действительности,
если развитие в будущем будет соответствовать существующим ныне тенденциям,
как это показано в базовом сценарии Прогноза мировой энергетики 2005, то в
течение ближайших 25 лет продолжится быстрое увеличение выбросов CO2 и
спроса на нефть.
еще более быстрого технического прогресса по сравнению с предусмотренным
в данном сценарии. Сценарий TECH Plus дает также представление о том, какие
именно тенденции, относительно которых, возможно, существует большая
уверенность, должны развиваться во второй половине текущего века.
Реализация сценариев «Ускоренного развития
технологий» (ACT): результаты проводимой политики
Достижение результатов, предусмотренных в сценариях ACT, требует огромных
и скоординированных усилий на международном уровне. При этом поддержка со
стороны государства и частного сектора имеет принципиальное значение. Требуется
беспрецедентный уровень сотрудничества между развивающимися и развитыми
странами, а также между промышленным сектором и правительствами. Данная 9 КРАТКИЙ ОБЗОР И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОВОДИМОЙ ПОЛИТИКИ
задача должна быть выполнена в кратчайшие сроки. Необходимо приступить
к решению этой задачи до того, как будет введено в действие новое поколение
неэффективной инфраструктуры с высокими выбросами углерода. Потребуются
усилия
в течение десятилетий и
будет весьма существенна, и не только для окружающей среды. Уменьшение
потребления энергоресурсов совместно со снижением загрязнения атмосферы
и сокращением выбросов CO2 будет способствовать снижению озабоченности
относительно того, что проблемы с поставками энергоресурсов и экологическая
деградация могут повлиять на экономический рост.
Реализация сценариев ACT потребует изменения способов производства
электроэнергии;
методов строительства и
технологий, используемых на транспорте. В конце концов, частный сектор должен
обеспечить требуемые изменения. Но сам рынок не всегда позволяет достичь
желаемых результатов. Правительство должно играть основную роль в оказании
поддержки НИОКР и новым технологиям в преодолении ряда сложных барьеров.
Правительства, бизнес и потребители должны интенсивно сотрудничать.
Энергоэффективность является основным приоритетом
Увеличение энергоэффективности часто является наименее дорогостоящим,
быстрым и наиболее экологически ориентированным способом удовлетворения
мировых потребностей в энергоресурсах. Увеличение энергоэффективности
также сокращает потребность в инвестициях в поставку энергоресурсов.
Многие меры в области энергоэффективности уже являются экономически
оправданными, и они достигают уровня самоокупаемости в течение срока их
применения благодаря снижению энергозатрат. Тем не менее, до сих пор на
этом пути существуют серьезные барьеры, которые необходимо преодолеть.
Потребители энергии часто бывают плохо информированы. Многие выражают
озабоченность относительно уровня энергоэффективности, когда покупают
электроприборы, дома или машины. Даже в управлении бизнесом при
принятии решений проявляется низкая приоритетность энергоэффективности.
Кроме того, в области энергоэффективности существуют возможности, о
которых потребители ничего не знают. Это связано с тем, что производители
холодильников, телевизоров и автомобилей не всегда используют в полной
мере преимущества новых технологий, которые могут сделать их продукт более
энергоэффективным. Доступен широкий набор политических инструментов,
включая компании по информированию общественности, необязательные
стандарты, энергетическая маркировка товаров, а также установление целей по
энергосбережению, лидерство государственного сектора в энергоснабжении,
обязательное регулирование, стандарты, фискальные и другие финансовые
инициативы.
Правительство должно помочь промышленному бизнесу и потребителям
адаптироваться к использованию продвинутых технологий, с помощью которых
можно предоставлять те же или более качественные услуги при более низких
затратах.
Правильно
ориентированные научно-
программы имеют определяющее значение
Существует острая необходимость в стабилизации сокращающегося бюджета в
области проведения НИОКР (R&D) и в его последующем увеличении. Масштаб
НИОКР в частном секторе имеет определяющее значение. Ряд дальновидных
компаний расширили свои обязательства, но эта тенденция требует продвижения. 10 КРАТКИЙ ОБЗОР И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОВОДИМОЙ ПОЛИТИКИ
Для технологий, уже достигнувших стадии коммерциализации, частный сектор
в наибольшей степени подходит для того, чтобы они были адаптированы к
потребностям рынка.
Тем не менее, финансирование НИОКР из государственных фондов останется
основным способом, в особенности в отношении многообещающих технологий,
еще не доведенных до стадии коммерциализации. Государственные бюджеты для
НИОКР в странах МЭА намного ниже того уровня, который существовал после
нефтяного шока 70-х годов, и в течение прошедшего десятилетия оставались без
изменений, или даже сократились. Для того чтобы разработанные сценарии AСT
были реализованы на практике, бюджеты для НИОКР и программ развертывания
должны быть пересмотрены. Научными направлениями с самым значительным
потенциалом являются использование биотоплива, водородная энергетика,
аккумулирование энергии и продвинутые технологии на базе возобновляемых
источников энергии. Существует еще ряд интересных направлений в
фундаментальной науке – в особенности, биотехнологии, нанотехнологии и
материалы – которые могли бы решающим образом повлиять на энергетическое
развитие в долгосрочной перспективе.
Переход
от НИОКР к промышленному
технологий на практике имеет определяющее значение
Фаза развертывания технологий может потребовать значительно больше ресурсов,
чем фаза НИОКР. Ряд новых технологий, которые уже поступили на рынок,
нуждаются в государственной поддержке для организации их масштабного
использования. Многие технологии, связанные с применением возобновляемых
источников, находятся в этом положении. “Долина смерти”, в которую новые
технологии попадают на пути к полному промышленному внедрению, должна
быть пройдена. Опыт показывает, что новые технологии получают преимущество
от снижения затрат через “обучение технологиям”, способствующее расширению
масштаба их применения. Государственные программы по развертыванию
технологий могут также способствовать увеличению активности НИОКР за счет
участия в них частного сектора путем формирования ожиданий на рынке новых
технологий.
Существует
особая необходимость в
по производству электроэнергии на базе сжигания угля с учетом улавливания и
хранения CO2 (CCS). Если это будет достигнуто, уголь по-прежнему будет играть
основную роль в энергобалансе электростанций до 2050 г., что значительно
сократит затраты при переходе к более устойчивой энергетике будущего.
Для ускорения введения CCS, к 2015 г., по меньшей мере, 10 полностью
интегрированных электростанций на базе сжигания угля с использованием CCS
должны быть подготовлены для демонстрации своих возможностей. Стоимость
этих электростанций будет колебаться между 500 млн. и 1 млрд. долларов каждой.
Данные проекты могут быть реализованы лишь в том случае, если правительства
ужесточат свои обязательства в области развития CCS и будут тесно работать
с частным сектором. Вовлечение в этот процесс развивающихся стран со
значительными запасами угля, таких как Китай, имеет исключительно большое
значение. Аналогичные инициативы необходимы для коммерциализации 5-го
поколения атомных технологий. 11 КРАТКИЙ ОБЗОР И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОВОДИМОЙ ПОЛИТИКИ
Правительства должны создать стабильную
политическую основу, которая позволит продвигать
решения по снижению выбросов углерода
Новые энергетические технологии могут быть более дорогостоящими даже после
полной коммерциализации по сравнению с теми, которые они предназначены
заместить. Например, технологии CCS не окажут значительного позитивного
влияния до тех пор, пока устойчивые экономические инициативы по сокращению
выбросов CO2 не будут приведены в действие. Сценарии AСT включают
широкомасштабное использование к 2050 г. технологий с затратами свыше 25
долларов за тонну CO2. Это может быть достигнуто многими способами, такими
как национальные
или международные системы
с ограниченным объемом общих выбросов (cap-and-trade), а также с помощью
национальных налоговых и регулирующих инициатив. Инициативы требуются
как в развитых, так и в развивающихся странах. Инициативы в энергоемких
отраслях промышленности должны быть скоординированы на международном
уровне. Это требуется для того, чтобы избежать рисков размещения заводов в
регионах со слабо регулируемым режимом, что могло бы способствовать росту
выбросов CO2 в мире.
Информация о работе Современные и перспективные энергетические технологии