Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:18, реферат
В неявной простейшей форме системный подход применялся в науке с самого начала ее возникновения. Даже тогда, когда отдельные науки занимались накоплением и обобщением первоначального фактического материала, идея систематизации и единства лежала в основе всех поисков новых фактов и приведения их в единую систему научного знания.
Введение 3
1 Понятие системного подхода и направления его приложения 4
2 Этапы системного анализа 6
3 Значение системного подхода в управлении 11
Заключение 13
Список использованных источников 14
Содержание
Введение
1 Понятие системного подхода и направления его приложения 4
2
Этапы системного анализа
3 Значение системного подхода в управлении 11
Заключение
Список
использованных источников
Введение
В неявной простейшей форме системный подход применялся в науке с самого начала ее возникновения. Даже тогда, когда отдельные науки занимались накоплением и обобщением первоначального фактического материала, идея систематизации и единства лежала в основе всех поисков новых фактов и приведения их в единую систему научного знания.
Подготовка решений осуществляется на основании всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок.
В
процессе принятия решений большое
внимание уделяется использованию
методов экспертного
Основное назначение экспертных технологий – повышение профессионализма, а, следовательно, и эффективности принимаемых управленческих решений.
Возможны
разные способы представления процесса
принятия решений, в основе которых
различные подходы к
Основное
внимание уделяют ситуационному
подходу, поскольку он наиболее полно
отражает проблемы, возникающие при
управленческой деятельности, универсален
и, по существу, содержит основные методы,
связанные с принятием
1 Понятие системного подхода и направления его приложения
Системный подход – это направление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.
Системный
подход способствует адекватной постановке
проблем в конкретных науках и
выработке эффективной
Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.
Основные свойства систем:
целостность
(принципиальная несводимость свойств
системы к сумме свойств
структурность (возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры);
взаимозависимость структуры и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия);
иерархичность (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы);
множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы);
непрерывность функционирования и развития;
стремление к состоянию равновесия и устойчивости;
стремление к дифференциации и мобильности.
Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа):
процесс
принятия решений должен начинаться
с выявления и четкого
необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы);
восхождение от абстрактного к конкретному;
единство анализа и синтеза, логического и исторического;
выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия;
рассмотрение
системы с позиции "черного
ящика" и др.
2 Этапы системного анализа
Подготовка к разработке управленческого решения
Этот
этап работы весьма важен для последующей
работы, от него существенно зависит,
какие будут получены результаты.
В то же время этот этап практически
не поддается формализации. Успех
определяется искусством и опытом специалиста
по системному анализу, глубиной понимания
им исследуемой системы, умением
установить тесный контакт со специалистами,
работающими в исследуемой
получение информации о ситуации;
определение целей;
разработка оценочной системы;
анализ ситуации;
диагностика ситуации;
разработка прогноза развития ситуации.
Разработка управленческого решения
В
состав второго блока этапов разработки
управленческого решения
генерирование альтернативных вариантов решений;
отбор основных вариантов управленческих воздействий;
разработка сценариев развития ситуации;
экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий.
Принятие решения, реализация, анализ результата
В
третий блок этапов разработки и реализации
управленческого решения
коллективная экспертная оценка;
принятие решения лицами, наделенными правом принятия решения (ЛПР);
разработка плана действий;
контроль реализации плана;
анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий.
Реализация решений в организации
Реализация управленческих решений, стратегических и тактических планов осуществляется в организации, в которой эти решения и планы принимались. Рассмотрим механизмы, организационные структуры, взаимосвязи, влияющие на эффективность их выполнения.
Одним из основных свойств организации, влияющих на реализацию решений и планов, является иерархическая структура управления.
Иерархическая
упорядоченность присуща всем целенаправленным
системам. Иерархическая организация
представляет собой многоуровневую
структуру, состоящую из взаимосвязанных
подсистем, элементы которых имеют
право принимать и
Иерархия определяет управленческие функции и ответственность, порядок подчинения в организации. Вышестоящие, согласно иерархической структуре, подсистемы (подразделения) принимают решения, обязательные для исполнения нижестоящими, и имеют право вмешиваться в их действия.
Нижестоящее подразделение обладает, как правило, определенной степенью свободы в рамках поставленных перед ним задач и ограничений. Эта свобода заключается в возможности принятия самостоятельных решений в рамках делегированных ему полномочий.
Важной
составляющей системы управления организацией
является информация. Обмен информацией
в иерархической структуре
От нижестоящих подразделений к вышестоящим передается информация об их состоянии, о взаимодействии с внешней средой и другими подразделениями внутри организации, о принимаемых решениях и об ожидаемых последствиях принятых решений, результатах их деятельности.
От
вышестоящих подразделений
По горизонтали обмен информацией осуществляется между подразделениями одного иерархического уровня. Обычно по горизонтали передается информация о планах и результатах деятельности подразделений в рамках делегированных полномочий, может передаваться и согласовываться информация об альтернативных вариантах решений, относящихся к области совместной деятельности, об условиях функционирования подразделений, а также информация, имеющая отношение к деятельности другого подразделения.
Обмен информацией по вертикали и горизонтали реализует прямую и обратную связь при управлении организацией.
Степень
свободы, которой располагает
Управление организацией носит циклический характер
Управленческий
цикл в каждом конкретном случае определяется
технологией производственного
процесса, периодичностью возникновения
внешних и внутренних проблем, требующих
своего решения. Управленческий цикл начинается
с момента получения задания
от вышестоящей инстанции и
Контроль реализации управленческих решений
Контроль – это одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений.
При помощи контроля руководство организации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке.
Процесс контроля – это, с одной стороны, процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов; с другой – процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения.
Именно результаты контроля являются основанием для руководителей организации корректировать принятые ранее решения, если отклонения в ходе реализации принятых ранее решений значительны.