Система массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:03, реферат

Описание работы

Сфера культуры имеет в своём развитии тенденцию к постоянному расширению. Мало того, что к числу традиционных видов и жанров искусства прибавляются новые, но самые традиционные из них и давно существующие заметно видоизменяются. Не последнюю роль в этом процессе развития играет массовая коммуникация.
Коммуникация в этом случае понимается как передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него. Иногда можно встретить термин «средства массовой информации» - организационно-технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. 1

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Виды СМИ………………………………………………..........................6
Глава 2. Функции массовой коммуникации…………………………………...13
Глава 3.Роль и влияние СМИ на жизнь общества……………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 116.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СМИ 
 
 
 
 

                                                                                                                    Реферат  

Студентки   

     Научный руководитель 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самара 2011 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление: 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Виды СМИ………………………………………………..........................6

Глава 2. Функции массовой коммуникации…………………………………...13

Глава 3.Роль и влияние СМИ на жизнь общества……………………………..16

Заключение……………………………………………………………………….21

Список  использованной литературы…………………………………………...23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Сфера культуры имеет в своём развитии тенденцию к постоянному расширению. Мало того, что к числу традиционных видов и жанров искусства прибавляются новые, но самые традиционные из них и давно существующие заметно видоизменяются. Не последнюю роль в этом процессе развития играет массовая коммуникация.

     Коммуникация  в этом случае понимается как передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него. Иногда можно встретить термин «средства массовой информации» - организационно-технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. 1

     Если  представить все многообразие коммуникации в виде пирамиды, то массовая коммуникация является её вершиной, где перекрещиваются и пересекаются интересы и ожидания всех индивидуумов – членов различных социальных структур. Массовая коммуникация буквально пронизывает все стороны жизни современного общества.

     Непременным условием осуществления массовой коммуникации является наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность массовой коммуникации. Среди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, принято различать средства массовой информации (СМИ), средства массового воздействия и собственно технические средства.1

     К СМИ относятся периодическая  печать (пресса), радио и телевидение. Их история различна по длительности, различаются и их название, и каналы воздействия на аудиторию. Так, европейская пресса ведёт отсчёт времени лишь с XVII в., когда впервые появилась коммерческая газета, а появление массовой газеты в США относится к 1833 г. Радио как средство массовой информации имеет 75-летнюю историю, телевидение – 50-летнюю. При этом именно так называемые «электронные средства массовой информации» приобретают всё более важное значение в современном обществе.1

     К средствам массового воздействия  относятся кино, театр, цирк, все  зрелищные представления и художественная литература. Средства массового воздействия  не отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории.

     Технический средства коммуникации (телефон, телетайп и т. п.) не имеют массового охвата аудитории, и передаваемая информация может носить сугубо личный характер, не связанный с социально значимыми  сторонами жизни.

     СМИ обеспечивают регулярность и тиражирование  информации и благодаря этому  являются мощным механизмом воздействия  на массовую  аудиторию.

     У средств массовой информации потребитель  также является массовым. Массовая аудитория как компонент массовой коммуникации характеризуется неоднородностью,  рассредоточенностью (по территориальному признаку) и анонимность.

     Создатели продукции, предназначенной для  массовой аудитории, стремятся учитывать  особенности аудитории – подразделяя  их на категории. Категории потребителей массовой информации предопределяют чёткое разделение труда между периодическими изданиями, призванными в первую очередь информировать и просвещать, и газетами и журналами, предназначение которых состоит главным образом в том, чтобы развлекать.

     Массово-коммуникационная деятельность современного человека, связанная с потреблением, использованием и производством массовой информации, при тотальной распространенности и доступности информация становится необходимым условием и средством осуществления практически любой социальной деятельности: общественно-политической, познавательной, трудовой и пр. Однако это происходит лишь тогда, когда содержание и форма массовой информации изменяется в соответствии с информационными интересами и потребностями людей.1

     Рассмотрение  проблемы эффективности СМИ с  точки зрения удовлетворения и развития информационных потребностей аудитории  дает возможность более точно  определить роль каждого конкретного  канала массовой информации в едином информационном пространстве, выявить резервы и недостатки, которые мешают слаженной и эффективной деятельности всей информационной системы.1  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Виды СМИ

     СМИ представляют собой учреждения, созданные  для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам  - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве).

     Отличительные черты СМИ – это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических  приборов, аппаратуры; непостоянный объем  аудитории, меняющейся в зависимости  от проявленного интереса к той или  иной передаче, сообщению или статье.1

     На  настоящий момент времени, как упоминалось  выше, существует несколько видов СМИ - печатная продукция, радио, телевидение и электронная:

     - Печать (газеты, еженедельники, журналы,  альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).

     Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.

     Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.

     Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» — после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).1

     Все это возможно потому, что печатные издания легко иметь «при себе»  и обращаться к нужной информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д. и т.п. Все это определяет множество положительных сторон при контакте с печатными изданиями, что делает их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации.

     Однако  и у печати есть свойства, по которым  она проигрывает другим средствам  коммуникации. Если телевидение и  особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

     Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране.1

     - Радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны — эфирное вещание, осуществляемая по проводам — проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или — при передаче на очень большие расстояния — с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.

     Если  первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов — звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или цитировать давно прошедшие передачи, и т.д.

     Характерным для радио является вневизуальность. На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Слушатели радио имеют возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» своего внимания  между звуком и тем, что его сопровождает. Радио как бы отфильтровывает звук от всех других элементов ситуации, несущих при зрительном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем самым сосредоточивает восприятие на нем. 1

     Помимо  этого, еще одна особенность радио  – та, что отсутствие видеоряда позволяет слушателям проявить свои способности мысленного образа. Радиотеатр, радиомемуары, чтение художественных произведений и передача литературно - музыкальных композиций позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художественного произведения.

     Однако  особенности радио определяют и  некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно — передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфире, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более «просматривать», как это свойственно контактам с печатными текстами. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом  распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки. Наконец, следует отметить, что, хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих. Поэтому важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации которой аудитория слушателей будет максимальной.

Информация о работе Система массовой информации