Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 18:40, доклад
Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культура
личности, так как в решении экономических, общесоциальных и культурных
вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека.
процессе общественно-
с помощью письменной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления и
передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и
искусства. Каждый человек в процессе обучения усваивает знания,
приобретенные всем
человечеством и накопленные
исторически.
2. Речевая культура. Культура общения.
Речевой этикет
Речевая культура –
самостоятельный раздел этой науки она оформилась под влиянием коренных
социальных изменении, произошедших в нашей стране. Приобщение широких
народных масс к активной общественной деятельности потребовало усиленного
внимания к повышению уровня их речевой культуры
В разделе «Речевая культура» изучается речь. Качественной оценкой
высказываний занимается культура речи. Она как раздел языкознания
рассматривает следующие вопросы: Как пользуется человек речью в целях
общения? Какая у него речь – правильная или неправильная? Как
совершенствовать речь?
В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры
человека – низший и высший. Для низшего уровня, для первой ступени
овладения литературным языком, достаточно правильности речи, соблюдения
норм русского литературного языка: лексических, орфоэпических,
грамматических, словообразовательных, морфологических, синтаксических.
Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм
слов, в их образовании, в построении предложении, речь его мы называем
правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но плохой, то
есть не соответствовать целям и условиям общения. В понятие хорошей речи
включаются как минимум три признака: богатство, точность и выразительность.
Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря,
разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических
конструкции. Точность речи – это выбор таких языковых средств, которые
наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и
основную мысль. Выразительность создается с помощью отбора языковых
средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения.
Если человек обладает
уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок,
но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью
общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции,
учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.
Наше общество уже почувствовало потребность в культуре поведения и
общения. То и дело встречаются объявления, сообщения реклама о том, что в
лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями
“Этикет”, “Деловой этикет”, “Дипломатический этикет”, “Этикет делового
общения” и т.д. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести
себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать
речевой, а через него и деловой, дружеский и т.д. контакт.
Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют
культурой общения культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно
понимать сущность речевого этикета.
В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те
или иные смыслы, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают,
совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену
логико-содержательной информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а
это совершается по определенным правилам. Мы их почти не замечаем,
поскольку они привычны. Заметным становится как раз нарушение неписаных
правил: продавец обратился к покупателю на “ты”, знакомый не поздоровался
при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за
проступок. Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения
оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важно
обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания
такого контакта – ведь без этого деловые отношения невозможны. Ясно, что
осознание норм общения и речевого поведения полезно всем, а особенно людям
тех профессий, которые связаны с речью. Это и педагоги, и врачи, и юристы,
и работники сферы обслуживания и бизнесмены, да и просто родители.
Правила речевого поведения
в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях
установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения, приветствия,
прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и
соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы
совета и т. д. Речевой этикет охватывает собой все, что выражает
доброжелательное отношение к собеседнику что может создать благо приятный
климат общения. Богатый набор языковых средств дает возможность выбрать
уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата ты- или вы форму
общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, официальную
тональность разговора.
Важно подчеркнуть, что
в речевом этикете
информация о говорящем и его адресате, о том, знакомы они или нет, об
отношениях равенства/
личных отношениях (если они знакомы), о том, в какой обстановке
(официальной или
неофициальной) происходит
Таким образом, выбор наиболее уместного выражения речевого этикета и
составляет правила вступления в коммуникацию. Ясно, что любое общество в
любой момент своего существования неоднородно, многолико и что для каждого
слоя и пласта есть как свой набор этикетных средств, так и общие для всех
нейтральные выражения. И есть осознание того, что в контактах с иной средой
необходимо выбирать или стилистически нейтральные, или свойственные этой
среде средства общения. Употребляя выражения речевого этикета, мы совершаем
сравнительно несложные речевые действия обращаемся, приветствуем,
благодарим… Но почему же в языке существует такое множество способов это
делать? А все дело в том, что каждое выражение мы выбираем с учетом того,
кто – кому – где – когда – почему – зачем говорит. Вот и получается, что
сложная языковая социальная информация заложена как раз в речевом этикете в
наибольшей степени.
Зададимся вопросом, почему же выражения речевого этикета обладают
“волшебной силой”, почему их правильное применение приносит людям
удовлетворение, а неисполнение в нужной ситуации ведет к обиде? Думается
можно выделить несколько сущностных признаков речевого этикета, объясняющих
его социальную остроту.
Первый признак связан с
знаков этикета. Хочешь быть “своим” в данной группе – большой или малой,
национальной, социальной, - исполняй соответствующие ритуалы поведения и
общения. Социальная заданность ритуальных знаков этикета воспитывается в
людях с раннего детства.
Второй признак связан с тем, что исполнение знаков этикета воспринимается
адресатом как социальное “поглаживание”. Психологи, педагоги знают, как
важно одобрить, вовремя погладить ребенка, да и взрослого. Над этим
задумались языковеды и обнаружили, что язык откликнулся на такую
потребность и
создал систему словесных “
Третий важный признак речевого этикета заключается в том, что
произношение этикетного выражения представляет собой речевое действие, или
речевой акт, т. е. выполнение конкретного дела с помощью речи. Известно,
что для осуществления множества действий, состояний речь не нужна. Вы
шьете, или режете, или пилите, или ходите, - и для “производства” этого вам
не надо ничего говорить. Но есть такие действия, которые могут совершаться
только с помощью одного инструмента – языка, речи. Исследования выявили,
что зафиксированных в словарях названий речевых действий до тысячи,
способов же непосредственного выражения – великое множество.
Четвертый признак связан с третьим и касается самой структуры
высказываний
в которых открытыми
Извините меня. Это открытое, эксплицитное представлена коммуникантов в
грамматике предложения, но может быть и скрытое представление их, как в
благодарности Спасибо или извинении Виноват которые, в силу функциональной
эквивалентности с представленными ранее, содержат в глубинной структуре “я”
говорящего и “ты” адресата (Я говорю Вам) спасибо. Поскольку коммуниканты
открыты в структуре выражений речевого этикета, сила его воздействия
проявляется ярко.
Пятым важным признаком
категорией вежливости. С одной стороны вежливость это моральное качество,
характеризующее человека, для которого проявление уважения к людям стало
привычным способом
общения с окружающими
другой стороны – это абстрагированная от конкретных людей этическая
категория, получившая отражение и в языке, что, конечно, следует изучать
лингвистике. Вежливость нужно именно выражать, демонстрировать при общении