Роль коммуникации в информационном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 06:36, реферат

Описание работы

Масштабы информатизации обусловили выбор данной темы. В нашей работе мы рассмотрим роль общения и инфокоммуникации в информатизации общества и о влиянии, которое она оказывает на межличностные связи. Отметим, что в рамках одной работы невозможно решить поставленную задачу, поскольку она носит междисциплинарный характер. Философский аспект представляет для нас особый интерес, поскольку он очень важен для понимания сущности вопроса информационной коммуникации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3 стр.

Социальное значение информатизации общества………………………5 стр.

Влияние информатизации на коммуникацию..…………………………15 стр.

Заключение………………………………………………………………..…27 стр.

Литература……………………………………………………………..…….29 стр.

Работа содержит 1 файл

Философия (реферат).doc

— 148.00 Кб (Скачать)

3. Функция информации неотрывна от первых двух. Зарождение и развитие речи, благодаря все возрастающей возможности концентрировать и сохранять знания, естественно сопровождалось умножением и совершенствованием производственных навыков, изготовлением орудий труда, средств потребления, средств производства и, наконец, производством средств производства. На основе первичных примитивных и подчас случайно “изобретаемых” орудий труда начали развиваться различные виды технологий. [6]

     Исходя  из этой классификации, можно сделать следующий вывод. Природа выступает носителем сведений, а человек черпает эти сведения, т. е. перерабатывает эту информацию в знание. Накопленные знания и опыт человек пытается передать другим поколениям, возникает процесс накопления информации. Временные информационные хранилища А. Н. Петров называет «буфером» или «информационным буфером». [9] Такие «буферы» играют огромную роль в трансляции опыта предыдущих поколений, способствуют накоплению и становлению национальных и общечеловеческих ценностей. На данный момент глобальным «буфером» является Интернет, но при этом не снимается проблема коммуникации.

     В современной науке под инфокоммуникацией  понимается «неразрывная связь информационных и телекоммуникационных  элементов  информационного обмена, которые  развиваются в процессе конвергенции (взаимного проникновения)». [14] Средства информационного обмена способствуют их единению и взаимозависимости. Формирование глобального информационного пространства  оказывает существенное влияние на информатизацию общества, на интеграцию каждого человека в эту сферу деятельности, делает общедоступными знания. Здесь возникает другая проблема, о которой речь пойдет ниже.

     А. Н. Петров выделяет в информационном процессе 3 стадии:

     1. выпуск,

     2. передача,

     3. получение.

      Все искусственные и естественные объекты, которые могут выпускать, передавать и получать информацию ученый называет информационной системой. [9]

      В каждой информационной системе объекты шифруют и  дешифруют информацию, если хоть один из объектов отсутствует, то не существует и информационной системы или  если объект или объекты не могут дешифровать отправленную информацию, то они не являются элементами информационной системы. Здесь снова становится актуальной проблема общения, а именно культурный аспект. Человек кодирует первичную информацию на уровне объектов и понятий субъективной реальности. Носителей одного языка или представителей одной культуры можно назвать отдельной информационной системой. Связь этих систем благодаря глобализации все усиливается, поэтому для интеграции в другую информационную систему, необходимо обладать умениями дешифровки информации. 

     Теперь  дадим определение А. Н. Петрова, которое отражает сущность феномена и резюмирует все вышесказанное  об информации: «В рамках информационной системы всегда можно назвать информацией то, что находится в движении, то, что находится в информационном буфере (ожидает передачи) и то, что ожидает усвоения». [9]

      Такой подход к феномену информации определяет ее как сведения, которые постоянно  «находятся в движении», т. е. имеется  отправитель данных или сведении, но данные находятся при этом  «находятся в информационном буфере». Стоит учитывать, что для анализа и обработки данных требуется время. Получатель преобразует сведения в субъективную реальность, которая отражает объективный мир. Этот промежуток времени можно назвать информационным буфером.

      Для исключения возможности потери данных требуется получатель, иначе информационная система потеряет важный составляющий элемент, и процесс передачи информации прекратится.  Для более детального понимания сущности феномена информации остановимся на отдельных моментах, о которых речь пойдет ниже.

     Современная тенденция увеличения потока информации приводит к отбору информации. Человек  будет отбирать ценную для его сознания информацию, т. е. информационные системы будут складываться на основе ценных данных. Далее происходит кодировка полученных данных, на этом этапе субъект оперирует своими понятиями, поэтому одни и те же данные воспринимаются людьми по-разному. Ю. А. Шрейдер называет эту особенность тезаурус, т. е. это «знания приемника информации о внешнем мире, его способность воспринимать те или иные сообщения». [цит. по 12]

      Увеличение  количества информации уменьшают неопределенность у получателя. Чем информативнее  сообщение, тем ниже неопределенность. Каким же образом это правило в теории информации отражается на человеческих взаимоотношениях?

      Получатель  информации отбирает данные, представляющие для него ценность. После получение  данных происходит их понятийная кодировка, и мы получаем знание. Исходя из осведомленности, уменьшается неопределенность, а эта неопределенность мешает субъекту выбрать единственно правильное решение в той или иной ситуации. По верному замечанию С. Пюкке: «информация уменьшает неопределенность ощущения субъектом себя и своего места в объективном мире, увеличивает количество и связность познаваемых им элементов мира, то есть является инструментом расширения его когнитивной области. В этом состоит ее функция и практическая значимость». [12] Однако осведомленность не лишает человека свободного выбора. Располагая данными можно поступить в разрез или преобразовать их под свой понятийный аппарат.

      Роль  информации в информационном обществе не увеличивается, изменяется ее качество и количество. Она является тем  фактором, который определяет субъективную реальность. Увлечение количества приводит к изменению качества. Человек черпает информацию не только от окружающих его объектов, но и от других людей. Такой вид информации С. Пюкке называет «коммуникативной информацией». [12] В результате такого обмена происходит двойная или тройная кодировка, в зависимости от количества получателей и отправителей. При увеличении их количества достоверность информации будет падать. Создаваемый «шум» будет искажать данные. Этот феномен может привести к самым непредсказуемым последствиям. Реформа патриарха Никона является ярким тому примером. Огромное количество ошибок в текстах книг привело к необходимости преобразования церкви.

      Быстрый обмен информацией позволяет  оперативно получить знания и активизировать интеллектуальные ресурсы общества. Изобретение письменности существенно способствовало накоплению данных, которые обладали более высоким уровнем достоверности, если сравнить их с устной передачей. Появление новых технологий оказало существенное влияние на скорость передачи и достоверность данных. При этом растет количество коммуникативной информации. Объемы данных настолько увеличились, что невозможно проанализировать все поступающие данные. Этот феномен Тоффлер назвал блип-культурой. [цит. по 12] Когда поступающие фрагменты информации не согласуется друг с другом, то это явление можно назвать блипами. Основываясь на такой блип-информации, человек может создать –блип-картину, которая может совершенно не соответствовать действительности. Не даром средства массовой информации называют «четвертой ветвью власти». Умело манипулируя сознанием, СМИ без труда могут создать такую блип-картину и навязать ее сознанию масс, поэтому задача информационной безопасности становится особенно актуальной вследствие развития компьютерных технологий.

      Количество  и качество информации обуславливают  разработку новых средств и методов  по обработке и отбору информации, которые смогут оградить человека от блип-информации.

      Резюмируя все выше сказанное, можно сделать  следующие выводы. Информация играет ведущую роль в становлении личности. Человек будет преобразовывать свое сознание, согласно получаемой информации. Образовательная роль информации представляет для нас особый интерес, поскольку благодаря именно полученным сведениям, у человека формируется картина мира, что будет обуславливать его поведение, которое будет иметь существенное влияние на коммуникацию.

 

     Влияние информацитизации на коммуникацию

     Для начала необходимо дать определение  понятия «коммуникация». С. Г. Тер-Минасова в своей работе выделяет несколько понятий категории «Коммуникация». Для понимания сущности данного явления и влияния, которое оказали эти дефиниции на  эвристические положения в современной науки, мы дадим ниже определения категории «Коммуникация», которые можно найти в работе «Язык и межкультурная коммуникация».

     В словаре иностранных слов можно  найти следующее определение: «Коммуникация – акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц».

В словаре Ожегова под коммуникацией понимается «сообщение и общение».

«Коммуникация. Акт обмена (особенно новостями); данная информация; общение». (The Concise Oxford Dictionary)

«Коммуникация – акт или процесс передачи информации другим людям или живым существам».

«Коммуникации – системы и процессы, используемые для общения или для передачи информации».

«Коммуникация письмо или телефонный звонок; формальное использование». (BBC English Dictionary)

 «Коммуникации – различные методы передачи информации между людьми, особенно официальные системы – почта, радио, телефон и т. д.». «Коммуникации — это также способы, с помощью которых люди строят отношения друг с другом и понимают чувства друг друга». (Cambridge International Dictionary of English) [цит. по 17]

      Итак, из вышеприведенных определений  следует, что под коммуникацией  следует понимать «общение» или  «акт передачи информации». Отметим, что  с развитием технологий изменилось представление о коммуникации. Под  данной дефиницией стали понимать «письмо, телефонный звонок, почту», т. е. все средства, которые способствуют общению людей. Однако назначение средств не меняется. Они необходимы для общения людей, для оперативного обмена информации. Скорость этого обмена с изобретением различных технологий увеличивается, растет информатизация общества. Без участия человека вся сеть коммуникаций, включая Интернет, телевидение, почту и т. д. становится бесполезной, поэтому необходимо рассматривать отношения не субъект-средство, а субъект-субъект, а вернее субъект-средство-субъект.

     С этой точки зрения коммуникация будет  тождественна общению. Средства массовой коммуникации останутся средствами, которые утратят свой смысл, если человек не будет их использовать. Общество развивает технологии, чтобы быстрее обмениваться информацией, что способствует эффективному обмену, а не средства дают информацию человеку. Открывая книгу, страницу сайта, слушая радио или телефонного собеседника, человек становится участником общения.

     Проблема  общения рассматривается во многих научных трудах, среди ученых обращавшихся к данному вопросу, можно выделить Л. Фейербаха, которого можно по праву назвать основателем этики общения. Философ убедительно доказывает, что для того, чтобы обрести свое Я должны быть другие Я. Таким образом, Я и Ты становится единством и эти категории переходят в категорию Мы, образуя некое духовное сообщество.

     К проблеме общения обращались многие ученые. Аристотель в «Никомаховой этике» пытался доказать ценность человеческого  общения. Сократ пытался при помощи диалога найти и доказать истину, в диалоге при этом он видел огромный воспитательный потенциал.  М. Монтень выделил общение с книгами, как особый вид общения. Дж. Локк  исследовал воспитательный потенциал общения. Среди отечественных философов можно выделить Н. А. Бердяева и С. Л. Франка, которые обращались к проблеме общения.

     Однако  данные исследования зависят от угла зрения ученого. Психологи изучают вопросы, связанные с психологией, философы пытаются найти свои подходы к решению данной задачи. В общении на наш взгляд можно четко проследить аспекты, которые мы опишем ниже. Отметим, что проблема общения, по словам М. С. Кагана, носит межпредметный характер и имеет свои особенности. [5] В. И. Сафьянов отмечает: «когда общение становится специальным предметом научных исследований, то обнаруживается, что оно представляет собой необычайно сложный объект исследования, и, в первую очередь, наверное, потому, что общение чрезвычайно сложно поддается понятийному анализу. Феномены общения представляет собой по своему содержанию сложный синтез или, лучше сказать, симбиоз искусства, знания, морали. Именно в общении, как в фокусе, как в капле воды отражены основные характеристики человеческого бытия». [13]

     При коммуникации происходит обмен информацией. Роль информации возрастает с развитием электронных средств массовой информации, с развитием аудиовизуальной техники, глобальных компьютерных сетей. Социальными характеристиками развития информационного общества являются информированность различных его социальных групп, доступность информации, эффективность работы служб массовой информации, уровень образования, интеллектуальные возможности общества, прежде всего, в информационном производстве.

Информация о работе Роль коммуникации в информационном обществе