Роль автоматизированных информационных систем в правовой сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Информация с каждым годом приобретает все более важное значение в жизни человека и общества в целом. Особенно важна верная, полная и своевременная информация в профессиональной деятельности, как юриста, так и любого другого специалиста. Не верная, не полная и, наконец, не своевременная информированность специалиста, может подвергнуть сомнению его компетенцию, что негативно скажется на его авторитете в данной отрасли, мало того может привести к необратимым последствиям. Не является исключением и профессия юриста, как например применение в суде в качестве точки опоры применение утративших силу НПА.

Содержание

Введение

Основные понятие автоматизированных систем.

Цели создания и задачи автоматизированных систем.

Классификация и виды автоматизированных информационных систем.

3.1 Классификация автоматизированных информационных систем.

Виды автоматизированных информационных систем.


Заключение.

Список используемой литературы и источников.

Работа содержит 1 файл

информ. технологии контрольная.doc

— 116.50 Кб (Скачать)
  1. систематизация и исследование проблем законодательства;
  2. законотворчество;
  3. правоприменительная практика;
  4. правовое образование.

 
 Для успешного решения проблем  систематизации законодательства необходима предварительная классификация правового материала. Особую роль при этом играет предметная классификация нормативных актов. Работа эта осуществляется на основе специальных тематических классификаторов (например, общеправовой классификатор отраслей законодательства). 
 3.2.2 Автоматизированные информационно-поисковые системы 
 
 Следует отметить неоспоримое преимущество автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) при анализе связей между различными нормативными правовыми актами. Эта работа, достаточно кропотливая, если ее проводить вручную, становится простой и быстрой благодаря наличию во многих современных системах гипертекстовых ссылок между документами.

 
 Велико значение автоматизированных информационно-поисковых систем при  проведении основных видов систематизации правового материала: инкорпорации, кодификации и консолидации. 
 
 Хронологическая и предметная инкорпорации существенно упрощаются с помощью автоматизированных информационно-поисковых систем, имеющих специальные хронологические и предметные классификаторы. 
 
 Облегчается работа по внесению официальных изменений в текст нормативных правовых актов.

 
 В законотворческой деятельности использование  автоматизированных информационно-поисковых  систем также имеет большое значение. Эти системы играют роль незаменимого помощника для учета предшествующего законодательства на этапе разработки новых нормативных актов. Необходимость увязки всех вновь создаваемых нормативных актов с уже действующими, недопущение повторений одних и тех же норм в различных правовых актах, признание определенных нормативных актов утратившими силу - работа очень трудоемкая. Ручной отбор необходимых правовых документов может не только занять достаточно длительное время, но и привести к тому, что многие нормативные акты останутся вне поля зрения специалистов. 
 
 Машинный поиск существенно повышает оперативность подготовки новых нормативных актов и перечней нормативных актов, утративших силу. 
 
 Наибольшее применение автоматизированные информационно-поисковые системы находят в правоприменительной деятельности. 
 
 Как уже отмечалось, значительно выросло число специалистов, в своей деятельности сталкивающихся с необходимостью работы с правовой информацией. Получение необходимых нормативных правовых документов из средств массовой информации требует больших временных затрат. Эта задача становится еще более сложной, если речь идет о различных ведомственных нормативных актах, которые далеко не всегда издаются в периодической печати. С использованием информационно-поисковых систем задача быстрого подбора необходимых документов существенно упрощается. Более того, среди людей, работающих с правовой информацией, в последнее время сильно выросло число специалистов, не имеющих специального юридического образования. При необходимости решения конкретного правового вопроса многие из них не знают, какие конкретно нормативные правовые акты регулируют этот вопрос. Такие проблемы нередко возникают и перед юристами, не являющимися специалистами в рассматриваемой правовой области. Этих трудностей можно избежать, воспользовавшись различными поисковыми возможностями, предоставляемыми современными автоматизированными системами правовой информации. Системы классификации (хронологические, тематические, по реквизитам документов и т. п.) таких компьютерных баз позволяют на хорошем уровне решать многие задачи.

 
 Следующий класс информационных систем предназначен для решения на основе систематизированной правовой информации различного вида простейших логических задач. В результате работы систем этого  класса происходит не только поиск необходимой при решении задач правовой информации (как в информационно-поисковых), но и с помощью определенных логических процедур синтез новых сведений, не содержащихся явно в отобранной правовой информации.

 

 
 3.2.3 Автоматизированные информационно-логические системы 
 
 Автоматизированными информационно-логическими системами (АИЛС) правовой информации называются автоматизированные информационные системы, призванные на базе хранящегося в них, специально систематизированного массива правовой информации с помощью специальных логических процедур решать задачи анализа правовой информации.

 
   3.2.4 Экспертные системы

 
 Сравнительно новым и перспективным  направлением использования компьютерных технологий являются экспертные системы (ЭС), относящиеся к системам искусственного интеллекта.

 
 Эти системы способны накапливать, обрабатывать знания из некоторой предметной области, на их основе выводить новые  знания и решать на основе этих знаний практические задачи, объясняя ход  решения. С помощью экспертных систем решаются задачи не формализованные, слабо структурированные, алгоритмы решения которых не существуют в силу неполноты, неопределенности, неточности, расплывчатости рассматриваемых ситуаций и знаний о них. 
 
 С точки зрения систематизации законодательства в экспертных системах должна быть реализована система сведений и данных, содержащихся в нормах права, в отличие от систематизации нормативных правовых актов в информационно-поисковых системах. 
 
 Функционирование экспертной системы связано с решением трех основных проблем:

  1. проблемы передачи знаний от экспертов-людей компьютерной системе;
  2. проблемы представления знаний, т. е. реконструирования массива знаний в определенной правовой области и представления его как структуры знаний в памяти компьютера;
  3. проблемы использования знаний.

 
 Необходимость глубокой и подробной  формализации процесса принятия решения  для моделирования его в компьютерной системе приводит к тому, что пока экспертные системы такого рода создаются  программистами и экспертами-юристами для решения конкретных вопросов в достаточно ограниченных правовых областях, т. е. являются узко специализированными. Пользователями таких систем являются юристы-практики, сталкивающиеся с правовыми проблемами, находящимися вне области компетенции, и особенно пользователи - не юристы.

 
 Подобные системы в процессе решения задач задают вопросы  пользователю, направляют ход его  мыслей, используя формальные и эвристические  знания экспертов. Существенно, что  система объясняет выбранные  стратегии решения и даже цитирует источники, в ней используемые. 
 
 Начиная с 1970 года в Великобритании, США и ФРГ было разработано более 25 исследовательских проектов, охватывающих использование методов искусственного интеллекта в процессе правовой аргументации. Примерами являются такие широко используемые системы, как: TAXAMAN-I и TAXAMAN-II, созданные англичанином Маккарти и специализирующиеся на налоговом праве Великобритании; система Мелдмана MITProject для уголовного права и т.д.

 
 В отечественной законодательной  и правоприменительной практике в последнее десятилетие создано около полутора десятков правовых экспертных систем.

 
 ЭС «БЛОК» предназначена для  сотрудников подразделений по борьбе с экономической преступностью  и помогает установить возможные  способы совершения краж при проведении строительных работ. Система позволяет:

  1. на этапе ввода исходных данных сформулировать проблему;
  2. определить возможные способы совершения краж;
  3. составить список признаков, соответствующих тому или иному способу совершения кражи, который используется для планирования мероприятий по раскрытию преступления.

 
 Для выработки решения о способе  совершения преступлений используются следующие группы признаков: экономические, технологические, товароведческие, бухгалтерские, оперативные, а также причастные лица и документы - носители информации. 
 
 Система отличается простотой ввода новых данных, что дает возможность быстро адаптировать ее в процессе эксплуатации. 
 
 В перспективе экспертные системы могут эффективно использоваться и в практике систематизации законодательства для решения следующих проблем:

  • выявления и устранения путем экспертного толкования противоречивых правовых предписаний в актах различной юридической силы;
  • выявления и восполнения правовых пробелов с помощью аналогии права, аналогии закона;
  • доктринального (неофициального) толкования нечетко сформулированных в правовых актах правил, понятий, принципов.

 
 Все экспертные системы строятся на общих и специальных знаниях  в праве: существующих правовых концепциях, структуре правил, личностном восприятии права, правовой системе и подсистеме, юридической аргументации, логике, семантике, социологии и психологии права, а также философских теориях, носящих общеметодологический характер. 
 
 Конечно, современные компьютерные системы не могут обнаруживать моральные, религиозные, социальные и политические настроения, как это делают люди в процессе принятия решения. Они не обладают ни интеллектом, ни здравым смыслом, ни вдохновением, не проявляют общего интереса к всемирной проблематике, как это делает любой человек. Поэтому им отводится роль интеллектуального помощника (intelligent assistant). 
 
 В данном случае машина выступает в роли интеллектуального стимулятора, настроенного на то, чтобы фактор забывания, игнорирования или не учета существенных для рассматриваемого дела обстоятельств не послужил причиной неполного или неверного его исследования. 
 
 Никто не связывает с такими компьютерными системами возможности простого отыскания истины, так как информация в них сохраняет такие пороки, как недостаточность, недостоверность и противоречивость. Однако их роль в интенсификации активной аналитической работы неоспорима. 
 
 Уже сейчас совершенно ясна польза подобных экспертных систем для решения проблемы пассивности некоторых народных заседателей: консультации ЭВМ, рассчитанные на не имеющего специального юридического образования заседателя, контрольные тесты помогут ему осознанно участвовать в слушании дела. 
 
 При создании интеллектуальных систем в правовой сфере надо учитывать ее особенности. Справедливость нельзя измерить на точных весах ни логики, ни математики, как нельзя синтезировать на компьютере законопроект, вбирающий вековую мудрость юридической науки и практики. 
 
 Юридическая практика нуждается в первую очередь в естественном интеллекте, в гуманизации человеческих отношений. Ибо высшей ценностью является человек, его естественные, прирожденные и неотчуждаемые права и свободы, его честь и достоинство. Именно с таких гуманистических позиций и должна рассматриваться проблема применения в сфере права компьютерных технологий, связанных с идеями, именуемыми искусственным интеллектом. 
 
 Перечисленные виды информационных систем могут входить составными частями в более сложные информационные образования.

 
   3.2.5 Автоматизированное рабочее место

 
 
 Автоматизированные рабочие места (АРМ) - индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста. В состав АРМ входят, как правило, персональный компьютер, принтер, графопостроитель, сканер и другие устройства, а также прикладные программы, призванные решать конкретные задачи из профессиональной деятельности. 
 
 Понятие АРМ не является до конца устоявшимся. Так, иногда под АРМ понимают только рабочее место, оборудованное всеми аппаратными средствами, необходимыми для выполнения определенных функций. Также можно встретить понятие АРМ как условного названия программного пакета, предназначенного для автоматизации рабочего процесса. 
 
 Поскольку АРМ отличаются от АИСС развитыми функциональными возможностями, последние могут входить в состав Обычно различают три способа построения АРМ в зависимости от структуры исполнения - индивидуального пользования, группового пользования и сетевой. Следует лишь заметить, что сетевой способ построения кажется наиболее перспективным, поскольку позволяет получать информацию из удаленных банков данных, вплоть до федерального и международного уровня, а также обмениваться интересующей информацией между структурными подразделениями, не прибегая к другим средствам связи. 
 
 Примером АРМ, используемого в деятельности органов внутренних дел, может служить АРМ «ГРОВД», которое создано с целью совершенствования информационного обеспечения оперативно-розыскной и управленческой деятельности городских и районных органов внутренних дел. АРМ спроектировано как совокупность взаимосвязанных подсистем, каждая из которых может функционировать автономно. Система позволяет выполнять статистическую обработку информации. 
 
 Другими видами сложных информационных образований являются автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО) и автоматизированные системы управления (АСУ). Указанные системы становятся необходимым условием информационного обеспечения государственного регулирования и управления.

 
   3.2.6 Автоматизированное рабочее место

 
 
 Автоматизированные системы управления (АСУ) - комплекс программных и технических средств, предназначенных для автоматизации управления различными объектами.

 
 Основная функция АСУ - обеспечение  руководства информацией. Автоматизированная система управления обеспечивает автоматизированный сбор и передачу информации об управляемом объекте, переработку информации и выдачу управляемых воздействий на объект управления. 
 
 В настоящее время активно разрабатываются автоматизированные системы управления различных правоохранительных органов (АСУ-МВД, АСУ-Юстиция и др.).

 
 Примером современной АСУ ОВД  является АСУ «Дежурная часть» (АСУ  ДЧ), которая предназначена для  автоматизации управления силами и  средствами подразделений и служб  ОВД в процессе оперативного реагирования на преступления и правонарушения. АСУ выполняет следующие основные функции:

  1. автоматизированный сбор и анализ информации об оперативной обстановке в городе, выдача решений и целеуказаний подразделениям ОВД, экипажам патрульных автомобилей, контроль за их исполнением в реальном масштабе времени;
  2. автоматизированный сбор, обработка, хранение, документирование и отображение на средствах индивидуального и коллективного пользования в ДЧ и подразделениях ОВД информации о расстановке сил и средств, о положении и числе патрульных автомобилей, фактах преступлений и правонарушений на фоне электронных карт;
  3. автоматизированный сбор по каналам связи из подразделений и служб ОВД информации о лицах, совершивших правонарушения, о похищенных вещах, угнанных транспортных средствах, другой оперативно-розыскной и справочной информации, а также выдача информации по запросам подразделений ОВД из региональных и общегородских банков данных;
  4. автоматическая регистрация деятельности подразделений ОВД, подготовка аналитических и статистических отчетов, ретроспективный анализ процессов и событий.

 
 
 3.2.7 Автоматизированная система информационного обеспечения  
 
 Автоматизированная система информационного обеспечения (АСИО) - это автоматизированная информационная система, обеспечивающая максимально полное удовлетворение информационно-правовых потребностей различных правовых образований на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов. 
 
 В последние годы находят все большее применение в сфере принятия обоснованных решений для сложных аналитических задач такие информационные системы как ситуационные центры. Они эффективно используются для управления ресурсами компаний и регионов, ускорения подготовки управленческих решений и в других областях. 
 
Создание ситуационных центров является сегодня одной из актуальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности. В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ситуационных центров, и количество их продолжает увеличиваться. Достаточно активно сегодня ситуационные центры начинают внедряться и в образовании.

  
 В целом можно выделить два типа ситуационных центров: стационарные центры, привязанные к конкретным помещениям, и мобильные центры, разворачивающиеся на месте событий в конкретном регионе. 
 
 Режимов работы ситуационного центра три: режим мониторинга, плановый режим, режим работы в кризисных ситуациях. 
 
 Основными элементами технического оснащения ситуационного центра является: экран коллективного пользования, средства видео конференц связи, электронные средства ввода графических данных, интегрированные системы управления, несколько типов рабочих станций (презентационная, для аналитических расчетов, студию нелинейного монтажа для работы с видеоматериалами, узел связи с абонентскими пунктами для взаимодействия с другими информационными системами). 
 
 Основные направления развития ситуационных центров органов государственной Власти РФ являются:

Информация о работе Роль автоматизированных информационных систем в правовой сфере