Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:45, реферат
Коммуникация - от лат. "communicatio" - сообщение, передача и от "communicare" - делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать
Американский специалист по проксемике Э. Холл (Hall Е., 1966, 1970) — один из первых исследователей в проксемике, предложил следующую классификацию дистанций общения:
Проксемика – наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях.
Коммуникация - от лат. "communicatio" - сообщение, передача и от "communicare" - делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать
Американский специалист по проксемике Э. Холл (Hall Е., 1966, 1970) — один из первых исследователей в проксемике, предложил следующую классификацию дистанций общения:
Для дистанции общения не менее значимы и такие факторы, как социальный престиж или социальное положение собеседника, интравертность — экстравертность, общий объем беседы и, что особенно важно, — ее содержание. Существенно, что дистанция меняется и от внешних ситуативных факторов, например, от величины помещения.
Все это демонстрирует значение и силу дистанции и доказывает, что, как и в отношении других аспектов языка тела, всем нам полезно научиться более тонко чувствовать все нюансы положения, занимаемого нами по отношению к собеседнику.
Взаиморасположение собеседников
Позиция лицом к лицу, напротив друг друга - взаиморасположение однополых собеседников указывает на присутствующий элемент конфронтации, напряженные и обострённые отношения.
Если же так при разговоре располагаются мужчина и женщина, то эта позиция означает сексуальную провокацию.
Позиция, когда собеседники сидят или стоят бок о бок указывает на сотрудничество, партнёрство и дружеское отношение друг к другу.
Если между общающимися людьми стоит прямоугольный стол, то это выявляет общение типа “начальник – подчинённый”. Круглый же стол психологически уравнивает общающихся лиц. Именно поэтому собрания директоров фирм или партнёров должны проводиться за круглым столом.
Вывод:
Знание основ проксемики играет далеко не последнюю роль в процессе взаимодействия людей. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успехов, облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Коммуникативное пространство-
социально-психологическая среда, где возможно построение адекватной коммуникативной модели, в которой можно было бы реализовать функции коммуникации.
В рамках коммуникативного пространства реализуются все коммуникативные дискурсы.
Под дискурсом понимают социальный процесс, в который включен текст, а текст является конкретным материальным объектом, получаемым в дискурсе.
Таким образом, перед нами два взаимодополняющих понятия, отсылающих к одной и той же реальности. Реальный взгляд, с точки зрения социального процесса, дает нам дискурс, а с точки зрения процесса лингвистического — текст.
Коммуникативное пространство структурировано первичными и вторичными коммуникативными процессами .
Вторичные (или послекоммуникативные) процессы связаны с обсуждением и распространением информации, впервые полученной по первичному процессу. Только тот первичный коммуникативный процесс имеет успех, который затем продолжается во вторичных процессах.
Уровни коммуникативного пространства
Первый уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция близкая, но коммуникация поверхностная. Носит название физический, так как характерен для плотного, материально опосредованного соприкосновения физических субстратов (носителей) информационных систем. На этом уровне удовлетворяются природные потребности человека в еде, жилье, продолжении рода, производстве и потреблении материальных продуктов.
Второй уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция близкая, а коммуникация глубокая. Называется психологическим, поскольку на первое место выходит обмен сокровенной, личностной, идущей из души информацией (от древне-греч. psyhe душа). Этот психологический уровень предполагает самые доверительные отношения, поскольку на этом уровне человек удовлетворяет свои интимно-эмоциональные потребности в любви, дружбе, семье, сопереживании и т. п.
Третий уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция далекая, коммуникация поверхностная. Называется социальным, так как регулируется общественными нормами, традициями и ритуалами, законодательством, государственными институтами и т. д. На этом уровне человек удовлетворяет свои потребности в карьере, обучении, труде и уважении.
Четвертый уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция далекая, но коммуникация глубокая. Носит название интеллектуального, или информационного, уровня. Осуществлять глубокую коммуникацию без соприкосновения с другой стороной можно, лишь перенеся весь информационный обмен внутрь себя, в свой мозг. Интенсивно работает при этом память и воображение человека. На информационном уровне человек удовлетворяет свои потребности в актуализации, раскрытии своих талантов и способностей, творчестве, познании и самосовершенствовании.
Вывод:
1. Осуществление коммуникаций – это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия.
2. Коммуникация – это обмен информации между людьми.
3. Между организацией и ее окружением, между выше и ниже расположенными уровнями, между подразделениями организации необходим обмен информацией.
Руководители связываются напрямую с подчиненными.
4. Основными элементами коммуникационного процесса являются отправитель,
сообщение, канал и получатель.
5. Этапы процесса – разработка идеи, кодирование и выбор канала, передача и расшифровка.
Информация о работе Проксемика – наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях