Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 09:38, доклад
Принципы конституционного статуса личности – закрепленные нормами Конституции РФ основополагающие начала, регулирующие взаимодействие человека и гражданина с РФ.
Принципы конституционно-правового статуса личности: 1) равенство всех перед законом и судом; 2) равенство прав и свобод каждого; 3) права и свободы личности в РФ гарантируются государством; 4) основные права и свободы личности неотчуждаемы; 5) непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права в отношении прав и свобод личности.
Принцип равенства всех перед законом и судом заключается в том, что каждый независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства,
Принципы конституционного статуса личности – закрепленные нормами Конституции РФ основополагающие начала, регулирующие взаимодействие человека и гражданина с РФ.
Принципы конституционно-правового статуса личности: 1) равенство всех перед законом и судом; 2) равенство прав и свобод каждого; 3) права и свободы личности в РФ гарантируются государством; 4) основные права и свободы личности неотчуждаемы; 5) непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права в отношении прав и свобод личности.
Принцип равенства всех перед законом и судом заключается в том, что каждый независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. п. обязан соблюдать законодательство РФ.
Федеральными законами
могут быть установлены привилегии
для отдельных категорий
Основные права и свободы принадлежат каждому от рождения в равном объеме. Никто не может быть лишен этих прав и свобод.
РФ гарантирует реализацию всех элементов конституционно-правового статуса личности вРФ. За исключением случаев, когда ограничения предусмотрены законами и вызваны необходимостью защитить права и свободы других членов общества (например, при введении военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ или ее части, а равно в случае вынесения приговора суда, ограничивающего определенные права и свободы личности).
РФ обеспечивает
реализацию прав и свобод человека
и гражданина в РФ путем создания
условий для этого в
РФ, помимо гарантий неприкосновенности конституционно-правового статуса личности, устанавливает ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также за воспрепятствование их реализации.
Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод личности заключается в том, что ограничения государством или кем-либо в этих правах и свободах недопустимы, одновременно и отказ самого лица от конституционных прав и свобод юридически недействителен, т. е. недействительным признается и добровольный отказ лица от жизни (за исключением случаев самоубийства).
Неотчуждаемый характер присущ только естественным правам человека, тогда как производные от них права, например право собственности на определенную вещь, могут отчуждаться как по воле правообладателя, так и по воле иных лиц.
Принцип непосредственного действия основных прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что именно эти права и свободы определяют смысл и содержание конституционно-правового статуса личности.
Правовой статус.
Под правовым статусом человека и гражданина
понимается совокупность его прав и обязанностей.
Это главное содержание правового положения
человека и гражданина, но на него влияют
и другие правовые факторы: гражданство,
принципы, гарантии прав и свобод. Права
и обязанности людей закрепляются многими
отраслями права, но особое значение в
закреплении положения человека в обществе
имеет государственное право, прежде всего
Конституция, устанавливающая основы
правового статуса человека и гражданина.
Они включают: гражданство, конституционные
принципы правового положения человека
и гражданина, основные права и свободы,
их гарантии, обязанности. Это важнейшие
элементы правового положения человека.
Основы правового статуса играют решающую
роль в определении положения человека
в обществе, имеют жизненно важное значение,
их содержание составляют положения раздела
2Ст. 10-39 Конституции РК.
Однако, этими элементами не исчерпывается
правовое положение человека. Многие другие
права и обязанности граждан, закрепляемые
разными отраслями права, базируются на
основных правах, свободах и обязанностях,
развивают и конкретизируют их. Конституция
прямо указывает, что перечисление ею
основных прав и свобод не должно толковаться
как отрицание или умаление других общепризнанных
прав и свобод человека и гражданина. При
характеристике правового положения человека
и гражданина важное значение имеют его
принципы и основные черты, зафиксированные
в Конституции РК.
Для положения человека в обществе важен
принцип равенства перед законом и судом
, закрепленный в ст. 14:
1. Все равны перед законом и судом.
2. Никто не может подвергаться какой-либо
дискриминации по
мотивам происхождения, социального, должностного
и имущественного положения, пола, расы,
национальности, языка, отношения к религии,
убеждений, места жительства или по любым
иным обстоятельствам
Существующая классификация
правовых статусов проводится по сфере
их действия и структуре правовых
систем. Различают следующие виды
правовых статусов личности:
-общий (международный) правовой статус.
Включает в себя помимо внутригосударственных,
права, свободы, обязанности и гарантии,
выработанные международным сообществом
и закрепленные в международно - правовых
документах;
-конституционный (базовый).Объединяет
главные права, свободы, обязанности и
их гарантии, закрепленные в основном
законе страны;
-отраслевой статус. Состоит из правомочий
и других компонентов, опосредованных
отдельной или комплексной отраслью правовой
системы;
-родовой (специальный).Отражает специфику
правового положения отдельных категорий
людей;
-индивидуальный. Характеризует особенности
положения конкретного человека.
Права человека и права
гражданина.
Эти две категории прав обычно упоминаются
в одном смысле, однако их содержание не
одинаково. Права человека проистекают
из теории естественного права, а права
гражданина – из теории позитивного, хотя
и те и другие носят неотъемлемый характер.
Права человека являются базовыми, они
присущи всем людям от рождения независимо
от того, являются они гражданами государства,
в котором живут, или нет, а права гражданина
включают в себя те права, которые закрепляются
за лицом только в силу его принадлежности
к государству (гражданство). Таким образом,
каждый гражданин, того или иного государства
обладает всем набором прав, относящихся
к общепризнанным правам человека плюс
всеми правами гражданина, признаваемыми
в данном государстве. Поэтому правомерен
термин "гражданские права и свободы",
объединяющий обе группы прав и свобод.
Права гражданина – своеобразное ограничение
равенства между людьми, поскольку их
лишаются лица, живущие в стране, но не
имеющие гражданства. Эти права обычно
предполагают возможность участия в государственных
делах в выборах высших и местных органов
государственной власти, допуска в своей
стране к государственной службе. Следовательно,
лица, не имеющие гражданства, этих прав
в данном государстве не имеют. Такая дискриминация,
допускаемая международным сообществом,
объясняется правомерным желанием каждого
государства предоставить указанные права
только лицам, устойчиво связанным с судьбой
страны и в полной мере несущим конституционные
обязанности. Это не означает, что лица
без гражданства не несут никаких обязанностей
(например, соблюдать конституцию, уплачивать
налоги и др.).
В наше время при возросшей миграции населения
разных стран, и прежде всего – рабочей
силы и беженцев, а также в связи с развитием
широких контактов в мире бизнеса, науки
и культуры в каждой стране постоянно
находится, а часто и оседает много людей,
которые по разным причин временно не
приобретают гражданства государства
пребывания. Их положение определяется
только статусом прав человека, который,
однако, охраняется каждым государством
в силу его конституции и международного
права.
В связи с этим конституции стран мира,
следуя установившейся в международно-правовых
актах терминологии, говоря о правах человека,
употребляют слова "каждый имеет право
на...", "никто не может быть лишен...",
"все". Права человека подразумеваются
и в тех случаях, когда конституционный
текст закрепляет обезличенную обязанность
государства что-то "гарантировать",
"признавать" или "охранять".
Когда же речь идет о правах, предоставляемых
только лицам, имеющим гражданство данного
государства, то употребляется четкая
формулировка "граждане имеют право".
Следовательно, за терминологическим
различием стоит различие правового статуса,
т е. объема прав и обязанностей человека
и гражданина.
Федеративная форма государстве
времени является достаточно распространенной
формой государственного
устройства и существует в ряде зарубежных
стран
(США, Канада, Мексиканские Соединенные
Штаты, ФРГ и др.). Федерация представляет
собой сложное (союзное) государ-ство,
состоящее из государственных
образова-ний, обладающих юридической
и определенной политической самостоятельностью.
Характерные признаки федеративной формы:
1. Территория федеративного
государства в политико-административном
отношении не представляет собой единого
целого: состоит из территорий субъектов
федерации. Субъекты федерации юридически
лишены права участия в международных
отношениях. Субъекты федерации не обладают
правом одностороннего выхода (право сецессии)
из союза.
Федеративная форма
времени является достаточно распространенной формой государственного устройства и существует в ряде зарубежных стран
(США, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты, ФРГ и др.). Федерация представляет собой сложное (союзное) государ-ство, состоящее из государственных образова-ний, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Характерные признаки федеративной формы:
1. Территория федеративного
государства в политико-
2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью (это фиксируется в Конституци Федерации), но его К. не должна протифоречить федеративной (ст. 6 конституции Швейцарского Союза: «Кантоны обязаны испрашивать у Союза гарантию для своих конституций [...]")
3. Субъекты федерации
наделяются в пределах
Федеральные законодательные органы могут, как правило, принимать законы специально для определенных членов федера-ции.
4. Субъект федерации может
иметь свою собственную
5. Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства.
6. Длитель-ное время обязательным признаком федератив-ной формы государственного устройства считалась двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Исключения появились только после второй мировой войны в связи с образованием молодых государств (конституция Исламской Республики Пакистан 1956 года). В настоящее время во всех федера-циях применяется бикамерализм. Нижняя палата - орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.
По методу формиро-вания
верхние палаты федеральных парламентов
подразделяются на выборные (сенаты США,
Мексики) и назначаемые (сенат Канады,
бундесрат ФРГ). Установление принципов
разграничения компетенции имеет большое
значение: от этого зависит юридическое
положение государственного образования
в союзе и характер тех отношений, которые
складываются между союзом и членами федерации.
Федерати́вное
устро́йство — способ территориальной
организации федеративного
государства, определяющийся
характером взаимоотношений субъектов
федерации с федеральными
органами власти, а также между
собой. В отличие от административно-
Информация о работе Принципы конституционного статуса личности