Особенности радио как средства массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Фиксированности сообщения на радио для слушателя не существует (если не считать возможности аудиозаписи), и это во многом определяет специфику радиовещания и радиожурналистики. Передача предназначена, как правило, для однократного восприятия в момент прохождения в эфире, что коренным образом меняет процесс и условия восприятия аудиторией радиосообщения по сравнению с печатным текстом, определяет структуру и способы такого сообщения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Радиовещание в системе современных каналов коммуникации…………4
Радиовещание и аудитория: особенности контакта……………………….8
Заключение………………………………………………………………………….12
Список использованной литературы……………………………………………...14

Работа содержит 1 файл

радиожурн реф.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

        2. Аудитория радио не просто  рассредоточена в пространстве, она рассредоточена психологически. Настраивающие приемник оказываются в поле действия передачи чаще всего без сложившейся предварительной установки на восприятие в той степени, какая бывает у телезрителей, начинающих смотреть выбранную передачу после ознакомления с программой. Если публично выступающий оратор имеет дело с аудиторией, представляющей собой некое психологическое единство в связи с причиной, побудившей ее собраться вместе, то положение «входящего в дом» радиожурналиста сложнее: в своем сообщении ему предстоит каждый раз создавать и вызывать мотив заинтересованности у своих слушателей, чтобы привлечь и удержать их внимание.

         3. В радиоаудитории слабо или  не всегда работает фактор  обратной связи, как это имеет  место, например, в театре, на концерте  или во время публичного выступления, где иногда с помощью умелого воздействия на часть слушателей можно активизировать и «захватить» сразу всю аудиторию. Слово радиожурналиста должно дойти до каждого в отдельности, кто находится у радиоприемника, и эффективность его работы будет измеряться суммой индивидуальных впечатлений слушателей.

         Существенное значение для выбора  приемов установления и поддержания  контакта с аудиторией имеет программный тип радиостанции (формат станции), в котором определены расчетная аудитория, предметная область, стилистика вещания, направленность и тематический характер программ. К примеру, очень широкий программный тип «Радио-1» или «Радио России», который можно обозначить как «радио для всех и обо всем», предполагает в качестве слушателей практически все население страны. Несколько другая, более узкая направленность у «Маяка» – «информационно-музыкальная программа для взрослой аудитории», у «Молодежного канала» – «передачи широкого профиля для молодежи», московская станция «Авторадио» в соответствии со своим названием ведет передачи для слушателей-автомобилистов3.

        Восприятие радиопередачи – динамичный  процесс, находящийся под влиянием  многих психологических факторов. Слушание радио для аудитории,  как правило, не только не единственное, но чаще всего второстепенное занятие (это природное ограничение радио – одновременно и его достоинство), и «слушать» не обязательно означает «слышать».

Заключение

        Современная радиожурналистика активно осваивает новые взаимоотношения со слушателями. Основные тенденции развития вещания – это увеличение объема новостных и авторских программ, разнообразие передач, рассчитанных на самые разные интересы аудитории, диалогизация вещательных форм и жанров, углубление анализа текущих политических и социальных процессов, усиление значения местного вещания, увеличение объема вещания коммерческих радиостанций, повышение роли ведущего, все большая зависимость радиоорганизации от властных структур и финансовых группировок. Эти тенденции определяют его дальнейший путь в бесцензурном эфире.

        Меняются информационные программы. Идет постоянная конкурентная борьба в эфире за слушателя, а значит, и за рекламодателя, иными стали отношения между разными каналами массовой коммуникации. От «взаимодействия» под партийным руководством они перешли к соперничеству, к более полному и глубокому использованию своих потенциальных возможностей.

Информация  как живое «дыхание» общества постоянно меняется. Но методы подхода  к ее изучению, литературной обработке, монтажу в программе являются долговременным теоретическим «ключом».

         С появлением в эфире коммерческих радиостанций, рассчитанных на интересы молодежи, эта борьба обострилась. Одновременно она высветила главные проблемы вешания, его направления и тенденции. К сожалению, сотрудники некоторых каналов поняли свободу слова как свободу «дурного» самовыражения. Им не хватает профессионализма, культуры, вкуса, уважения к аудитории. Порой они занимают эфирное время дешевой неофициальной информацией, вульгарным общением со слушателями, спекулируя на нетребовательности, невзыскательности, низком культурном уровне некоторых молодых слушателей. Молодые люди, пришедшие к микрофону без специальной подготовки, не задумываются о последствиях своей импульсивной, поверхностной работы, об ответственности перед обществом. Не случайно в учебнике этические нормы в добывании, обработке и выдаче информации, ее оценках рассмотрены наряду с профессиональными, творческими.

        В целостной системе вещания заметно усиливается роль и аналитической журналистики. Она все заметнее влияет на общественное мнение, социальное поведение различных групп населения.

       Значительные изменения происходят и в жанрах. Их функционирование отмечено большой динамикой, раскрытием их новых внутренних возможностей, связанных с решением задач, видоизменением некоторых методов работы журналиста, особенно в прямом эфире. Это требует учета в профессиональной учебе и практике молодых журналистов. Поэтому все большее значение приобретают вопросы психологической, правовой, этической подготовки тех, кто завтра придет в студию.

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. Учебное пособие. Под ред. Я.Н. Засурского/Изд-во МГУ, 2005.
  2. Радиожурналистика. Под ред. Проф. А.А. Шереля/ Изд. Московского ун-та, 2000.
  3. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Радиожурналистика. Под ред. проф. А.А. Шереля/изд. Московского ун-та, 2000. Стр. 87.

2 Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. Учебное пособие, под. Ред. Я.Н.Засурского/Издательство МГУ, 2005. Стр. 114.

3 Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2002. Стр. 56-68.


Информация о работе Особенности радио как средства массовой коммуникации