Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:12, контрольная работа
Антропогенез и социальная коммуникация
Важнейшие исторические вехи в эволюции социальной коммуникации
Коммуникационная революция (революция в средствах коммуникации)
Развитие электронных средств коммуникации (рассмотреть на примете одного из Эл. средств коммуникации)
Закономерности развития социальной коммуникации
Основные этапы и закономерности развития социальных коммуникаций.
ВОПРОСЫ:
Антропогенез - процесс формирования Ното заргепз как биологического вида. Этот процесс завершился приблизительно 40 тыс. лет назад, после чего дальнейшая эволюция человека стала носить социальный характер. Возникновение «человека разумного» означало, что и формы его коллективного существования постепенно стали обретать черты, характерные для сложившейся общественной организации. В процессе социогенеза - становления и развития человеческого общества — эти черты получали все большее развитие и конкретное наполнение, свойственное каждой последующей стадии в эволюции социума.( its-journalist.ru)
2. Важнейшие исторические вехи в эволюции социальной коммуникации
Хронология общественных коммуникационных систем (ОКС)
в Западной Европе и на Ближнем Востоке
Наименование ОКС |
Уровни коммуникационной культуры |
Хронологические рамки |
Длительность (лет) |
Кол-во коммуникационных каналов |
I.Общинная ОКС |
Господство иконических |
40 ―15 тыс.л. н. 15 ―5 тыс. л. Н. |
25 тыс. 10 тыс. |
4 4 |
II.Рукописная ОКС |
Сочетание словесности и палеокультурной книжности. Бифуркация II |
III тыс. до н. э. – I пол. XV в. Н.э. |
4,5 тыс. |
6 |
III.Мануфактурная ОКС |
Мануфактурная неокультурная книжность; господство мануфактурного книгопечатания. Бифуркация III |
II пол. XV –XVIII вв. |
350 |
8 |
IV.ИндустриальнаяОКС |
Индустриальная неокультурная книжность; господство машинной полиграфии. Бифуркация IV |
XIX ― I пол. XX вв. |
150 |
10 |
V.Мультимедийная ОКС |
Господство мультимедийных телевизионно-компьютерных каналов |
II пол. XX в. ― ? |
? |
12 |
(www.i-u.ru)
3. Коммуникационная революция
Первая коммуникационная революция XX в., начавшаяся в наиболее развитых странах еще в последней четверти предшествующего столетия, была вызвана метаморфозой периодической печати.
Некогда по преимуществу элитарные, обслуживавшие весьма ограниченные читательские аудитории, периодические издания – газеты и журналы – впервые за триста лет своего существования прибрели поистине широкое распространение и превратились на рубеже веков в средство массовой информации. Под воздействием комплекса социальных, технологических и экономических факторов периодика приобрела новое качество, что способствовало резкому повышению значения журналистики как социального института. В условиях широкого распространения грамотности, введения всеобщего избирательного права степень воздействия журналистики на политические и общественные процессы во многих случаях оказывалась выше, чем влияние других социальных институтов.
Вторая коммуникационная революция связана с появлением радио и с превращением нового средства обеспечения связи – «беспроволочного телеграфа», каковым оно было в самом начале века, в средство массовой информации, использующее ресурсы устной коммуникации и звуковой экспрессивности. В двадцатые-тридцатые годы вследствие повсеместного развития радиовещания формируется еще один канал систематического воздействия на массовую аудиторию, насчитывающую миллионы радиослушателей. Постепенно в системе взаимоотношений между печатной прессой и радиовещанием образовался баланс, основанный на отношениях конкуренции и сотрудничества.
Третью коммуникационную революцию знаменовали переход от стадии экспериментов по дистанционной передаче изображения к регулярным телетрансляциям и последовавшее за этим превращение телевидения в средство массовой информации. Формирование телевидения как средства массовой информации, происходившее в основном в 1950–1960-е годы, вновь революционно изменило коммуникационную ситуацию, нарушив сложившееся мобильное равновесие между периодической печатью и радиовещанием. По завершении стадии становления телевидение превращается во многих странах мира (преимущественно индустриальных) в основное средство массовой информации, имеющее самую многочисленную аудиторию и оказывающее наиболее эффективное воздействие – поскольку располагает широким диапазоном визуальных, акустических и текстовых ресурсов. Развитие телевещания породило кризисные явления в периодической печати и радио. Происходило приспособление прессы и радиовещания к условиям конкуренции с телевидением.
Наконец, четвертая коммуникационная революция, качественно преобразившая сферу массовых коммуникаций, происходит в последней четверти XX в. в связи с развитием спутниковых и кабельных телекоммуникаций, а также созданием компьютерных сетей, способных обеспечить накопление и передачу огромных массивов информации в глобальном масштабе. Это период революционного технологического обновления средств массовой информации за счет внедрения цифровых технологий в деятельность медийных организаций и в коммуникации (это явление именуется дигитализацией).
Быстро развивалась компьютеризация редакционных процессов сбора, обработки и распространения информации, широкое развитие получило кабельное и спутниковое ТВ, произошло стремительное становление Интернета – глобальной компьютерной сети, быстро расширялось применение цифровых технологий в журналистике и в массовых коммуникациях. Новые коммуникационные возможности позволяют передавать текстовую, звуковую и визуальную информацию в режиме реального времени, обеспечивая несвойственный «традиционным» СМИ интерактивный характер коммуникации и возможность более адресной доставки медийной информации с учетом специфики отдельных аудиторных групп и индивидуальных запросов потребителей. (www.textfighter.org)
4. Развитие электронных средств коммуникации
Виртуальная коммуникация, согласно современным подходам, является четвертым этапом развития общей цепочки: 1) текстовое сообщение; 2) аудио- и визуальное сообщение; 3) искусственно моделируемые миры и компьютерные игры; 4) системы виртуальной реальности.
Таким образом, можно утверждать, что средства социальной коммуникации – это технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети и др.), с помощью которых осуществляется распространение информации на большие рассредоточенные аудитории.
Известно два типа средств коммуникации:
1. Естественно возникший (язык, мимика, жесты).
2. Искусственно созданный (
С открытием электромагнитных волн Максвеллом и экспериментальным установлением их существования Герцем началась эпоха развития радио и телевидения.
Радио, как наиболее доступное средство коммуникации по сравнению с другими мультимедийными средствами, оказывает большое влияние на общество, поскольку прямые включения больше располагают к доверительным отношениям со стороны слушающих их людей.
На сегодняшний день телевидение
занимает господствующее положение
среди средств массовой информации.
Если в конце 70-х начале 80-х годов
телевизор считался роскошью, то сегодня
телевидение прочно вошло в быт практически
каждой семьи. Постепенно телевидение
вытесняет газеты и журналы, серьёзно
конкурирует с радио. Конкуренция с прессой
объясняется появлением на телевидении
новых технологий: 1) цифровое телевидение;
2) телетекст; 3) компьютерные технологии;
4) спутниковое телевидение. В связи с этим
заметно возросла оперативность передачи
информации и как следствие затруднена
возможность контроля над «чистотой»
эфира. Компьютерная фаза – новый безбумажный
этап в развитии социальных коммуникаций.
Бумага необходима только для воспроизводства
визуально оформленных документов. Роль
систематизации, хранения, переработки
информации, а также передачи ее на длительные
расстояния взяла на себя техника.
Закономерности развития социальной коммуникации.
Информация о работе Основные этапы и закономерности развития социальных коммуникаций.