Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 19:58, реферат
Цель данной работы - рассмотреть структуру ораторской речи, а для этого нужно познакомиться с основными правилами, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления, на что нужно обращать внимание при разработке материала, какими способами улучшить ораторскую речь и, естественно, с лексическими и синтаксическими особенностями построения ораторской речи.
Введение 2
Ораторская речь как разновидность выступления 3
Содержание и композиция 3
Информационное обеспечение выступления 5
Контакт с аудиторией 6
Синтаксические особенности 7
Лексические особенности 8
Логика, этика, эстетика речи 9
Правила построения ораторской речи 9
Логические законы 9
Этика ораторского выступления 10
Заключение 12
Библиографический список 13
Введение 2
Ораторская речь как разновидность выступления 3
Содержание и композиция 3
Информационное обеспечение выступления 5
Контакт с аудиторией 6
Синтаксические особенности 7
Лексические особенности 8
Логика, этика, эстетика речи 9
Правила построения ораторской речи 9
Логические законы 9
Этика ораторского выступления 10
Заключение 12
Библиографический список 13
Ораторской
речью называют воздействующую, убеждающую
речь, которая обращена к широкой
аудитории, произносится профессионалом
речи (оратором) и имеет своей
целью изменить поведение аудитории,
ее взгляды, убеждения, настроения и
т.п. Стремление говорящего изменить поведение
слушателя может касаться самых
различных сторон его жизни: убедить
голосовать за нужного депутата, склонить
к принятию нужного решения в
сфере коммерческой деятельности, побудить
его покупать определенные товары,
продукты и т.п. Таких конкретных
целей существует бесчисленное множество,
но в любом случае воздействующая
речь направлена на внеязыковую действительность,
в сферу жизненных интересов,
потребностей слушателя. Умение убеждать
всегда ценилось обществом. Особенно велика
роль профессионала речи в сфере
политики, общественной деятельности.
Возрастание роли воздействующей речи
в жизни общества привело к
возникновению учения, которое разрабатывало
корню этой разновидности речевой
деятельности. Такое учение называется
риторикой («В русской традиции
в качестве синонимов употребляются
также слова «оратория» и «красноречие».)
Цель данной работы
- рассмотреть структуру
Выступление
на собрании, совещании, митинге, в средствах
массовой информации — разновидность
ораторской прозы. Задача выступающего
никогда не сводится к изложению
некоторого объема информации. Выступающий
вынужден, как правило, отстаивать свою
точку зрения, склонять других к ее принятию,
убеждать в своей правоте и т.д. Выступления
различаются по тематике, объему, различны
цели выступающих, различны аудитории,
перед которыми они выступают. Однако
существуют устойчивые, типовые приемы
речевой разработки текста выступления.
Совокупность этих приемов можно изложить
в виде набора следующих рекомендаций:
1. К выступлению
обязательно нужно
2.Прежде всего,
следует четко сформулировать
тему выступления, спросив
3.Определите цель
выступления. Чего бы вы
4. В начале выступления
сразу же сформулируйте
5. Определите главную
мысль, расчлените ее на
6.Начинайте изложение
содержания с самых главных,
основополагающих тезисов. На конец
оставьте второстепенные, дополнительные
компоненты.
7.В случае необходимости
подберите к каждому тезису
соответствующую информацию: статистические
данные, сведения по истории вопроса,
результаты социологических
8. Свое мнение
можно подкрепить ссылкой на
лицо, которое признано авторитетным.
С этой целью целесообразно
привести цитату, пересказать другой
текст, воспроизвести элементы
личной беседы и т.п.
9.Высказываемая мысль
будет более убедительной, если
вы подкрепите ее примерами.
10.Приводя аргументы
в обоснование своего мнения,
расположите их таким образом,
чтобы их доказательная сила
возрастала. Поставьте самые сильные
аргументы в конце. Конечный
аргумент фиксируется в памяти
лучше, чем первый.
11.Оцените непротиворечивость
всего текста в целом.
Наиболее типичные
погрешности выступления: значительные
отступления от основного содержания,
непоследовательность, несоразмерность
отдельных частей, неубедительные примеры,
повторы.
Каждому выступлению
свойственна своя специфика подготовки,
но это не означает, что общие
принципы работы над текстом выступления
отсутствуют.
Следует заранее
продумать, какие цифры вы приведете.
В речи не должно быть много цифрового
материала, так как большое ко
честно цифр утомляет слушателей, заслоняет
главное. Цифры должны быть понятными,
опираться на реальные фоновые знания
аудитории. Например, широкой аудитории
малопонятны или непонятны совсем цифровые
данные об урожайности, надоях, количестве
выработанных или затраченных энергоресурсов,
спортивных рекордах и т.д. Поскольку редко
кто может знать, какова урожайность, скажем,
ржи или ячменя в средней полосе России
и т.п., такие показателя следует приводить
в сравнении. В аудитории, составленной
из специалистов, цифрового материала
может быть больше. Фоновые знания специалиста
позволяют ему усваивать этот материал
более быстро и легко.
В некоторых случаях
цифры следует округлять; так
они лучше воспринимаются и запоминаются
(население Н. составляет почти 500 тысяч
человек). Но округление нежелательно
в сообщении о числе жертв, размере нанесенного
ущерба; здесь округление может вызвать
у слушателей чувство недоверия.
При подготовке текста
выступления отдельное, самостоятельное
направление работы составляет работа
с цитатами. Назначение цитаты может
быть различным. Одни цитаты рассчитаны
па эмоции; другие апеллируют к сознанию,
убеждают приведенным фактическим
материалом, третьи опираются на авторитет
источника.
Постоянный контакт
с аудиторией - ключевая проблема ораторского
выступления. Если контакта с аудиторией
нет, то либо теряет смысл само выступление
в целом, либо резко снижается
его эффективность. Работа по поддержанию
контакта многопланова и одновременно
ведется в нескольких направлениях.
Для успешного общения
с аудиторией, постоянного контакта
очень важно внести в выступления
элементы диалога. Диалог – основная
коммуникативная форма речи. Именно
диалог представляет собой изначальную,
первичную форму существования
языка, отвечающую самой природе
человеческого мышления, которое
по своей природе диалогично. Любое
сказанное или предполагаемое слово
представляет собой реакцию на чужое
слово.
О контакте с аудиторией
следует помнить еще при подготовке
текста выступления. Существуют специальные
речевые действия, назначение которых
- установление и поддержание контакта.
К ним относятся: обращение, приветствие,
комплимент, прощание. Варианты этих речевых
действий хорошо разработаны и приводятся
в пособиях по речевому этикету. Следует
выбрать для себя несколько вариантов
каждого из этих действий и хорошо освоить
их в интонационном отношении, в отношении
стиля. Начинать выступление без приветствия
и обращения можно лишь на сугубо деловом
совещании в узком кругу специалистов,
встречи с которыми в происходят достаточно
часто. Обращения могут и должны употребляться
и в центральной части выступления, они
активизируют внимание слушателей.
Очень важную роль при
поддержании контакта играют метатекстовые
конструкции. Метатекст — это те слова
и предложения вашей речи, в которых вы
говорите о том, как она построена, о чем
и в какой последовательности вы собираетесь
говорить или писать, т.е. метатекст —
это текст о тексте. Метатекстовое оформление
выступления можно уподобить разметке
проезжей части дороги и расстановке вдоль
дороги знаков, обозначающих повороты,
уклоны, трудные места. Хороший оратор
всегда обозначает метатекстовыми конструкциями
части своего выступления: в начале своего
выступления я бы хотел обратить ваше
внимание на...; повторим, еще раз...; теперь
перейдем к вопросу о...; во-первых...; во-вторых...;
в-третьих...; в заключение хотелось бы
сказать о том, что... и т.п.
Поскольку устная речь
необратима, говорящий должен постоянно
заботиться о том, чтобы его речь
легко, с первого раза воспринималась
слушателями. Обязанность выступающего
— свести к минимуму затруднения
при восприятии речи. При этом прежде
всего следует иметь в виду некоторые
синтаксические параметры текста.
Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки, состоящей из 5—7 слов.
Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют собой предложения нераспространенные и малораспространенные, односоставные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные), неполные, неосложненные. Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений.
Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования — официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохранение информации, а не на воздействие.
Восприятие речи
значительно осложняется
При подготовке ораторского
выступления нельзя злоупотреблять
также использованием терминов: не
перегружайте текст терминологией
и не используйте узкоспециальные
термины.
Логические аспекты
выступления изучены и
Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.
Информация о работе Ораторская речь как разновидность выступления