Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 15:36, реферат
Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это, кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний.
Марк Туллий Цицерон
Введение 3
1.Понятие об ораторском искусстве 3
1.1.Типы ораторов 4
2.Подготовка и проведение публичного выступления 5
2.2.Владение материалом («что говорить») 5
2.3.Владение собой («как говорить») 7
2.4.Естественность поведения 7
2.5.Техника речи 7
2.6. Критерии оценки речи оратора 8 3. Контакт с аудиторией 9
3.1. Некоторые способы активизации внимания слушателей 10
Заключение 11
Список литературы 12
2.4. Естественность поведения
Естественность поведения оратора – это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение "оторваться" от текста, не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном; это естественные жесты, естественные позы.
Неестественное поведение оратора сразу же "считывается" аудиторией и настраивает ее против говорящего. Это мышечная зажатость, скованность, отсутствие жестов (либо, наоборот, чрезмерная подвижность, суетливость, лишняя активная жестикуляция); отстраненность от аудитории (лектор сам по себе, аудитория – сама по себе!); угрюмый вид оратора.
2.5. Техника речи
Важный критерий оценки выступающего перед аудиторией человека – техника речи. На бытовом уровне хорошая техника речи – это когда "хорошо слышно и все понятно". Специалисты же описывают технику речи, выделяя ее многие составляющие. Рассмотрим главные.
1. Дикция (от лат. dictio – "произнесение") – это произнесение звуков. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо "пропускать" ее.
Существует
целый ряд специальных
2. Темп. Хорошая дикция тесно связана с темпом. Темп (от лат. tempus – "время") – это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи – 120 слов в минуту. (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2–2,5 минуты.)
Могут
наблюдаться две крайности
Говорящему важно уметь менять темп: если требуется что-то подчеркнуть, выделить, сделать акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить.
3.Интонация (от лат. intonare – "громко произносить") – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл.
С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.
Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т.е. прямому смыслу фразы. И это уникальное явление в русском языке.
Оратор должен владеть интонацией: делать логические акценты, повышать и понижать тон, придавать речи мелодическое разнообразие, а также делать необходимые паузы. Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками.
4. Голос имеет для оратора большое значение. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как отпечатки пальцев.
Голос имеет многие акустические характеристики. Оратор должен уметь владеть своим голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука ("громко" – "тихо") для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т.д.).
Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки (см. табл. 3).
Таблица
3
2.6. Критерии оценки речи оратора
Составляющие техники речи | Критерии оценки речи оратора | ||
положительные | отрицательные | ||
1 | 2 | 3 | |
Дикция | четкое произнесение звуков и слов | невнятное произнесение; дефекты речи; "глотание" звуков и слогов | |
Темп | 1) нормальный:
120 слов в минуту; 2) умение менять
(замедлять или убыстрять) |
1) темп слишком быстрый или слишком медленный, 2) однородный темп на протяжении всего выступления | |
Интонация | мелодическое разнообразие речи; необходимые логические акценты и паузы | мелодическое однообразие; непредвиденные затянутые паузы | |
Голос | 1) умение
менять (повышать и понижать) тон;
2) достаточно громкий (уверенный) |
1) монотонный голос (одинаково высокий либо низкий); 2) тихий, неуверенный, затухающий голос; 3) неприятный голос ("крикливый", "хриплый" и т.д.) | |
3. Контакт с аудиторией
«Передо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя - победить эту многоголовую гидру... В одно и то же время приходится изображать из себя ученого, педагога и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого или наоборот». Это слова А. П. Чехова. С тех времен аудитория мало изменилась. Для большинства выступающих слушатели и сегодня предстают «многоголовой гидрой».
Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского искусства, важнейший момент общения, эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей.
Два оратора (два лектора) могут говорить одно и то же, но слушать одного интересно, а другого – скучно, даже невозможно.
Контакт с аудиторией необходим а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом, б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы и говорим!).
Контакт начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.
Мощное средство контакта с аудиторией – зрительный контакт. Время от времени надо смотреть в глаза слушателям, тогда аудитория чувствует заботу о себе, а оратор видит, интересно ли, не пора ли завершать.
Распространенные ошибки ораторов: 1) смотреть поверх голов; 2) смотреть в упор на одного и того же человека; 3) смотреть только в текст доклада.
Контакт с аудиторией восстанавливается с помощью мастерства изложения материла, это: 1) вопросы к аудитории (тогда аудитория оживляется, принимая участие в обсуждении), 2) интригование (Об этом я скажу чуть позже, Сейчас я расскажу удивительный факт…), 3) так называемые зацепки (автобиографический рассказ, анекдот, интересный факт, легенда), 4) небольшие отступления от темы.
Настраивают аудиторию против выступающего и разрушают контакт и энергетику зала высокомерие, менторский тон, презрение, выказывание превосходства, спор со слушателями, публичные замечания, выражение вслух своих предпочтений или антипатий, враждебные выпады в адрес аудитории.
3.1 Некоторые способы активизации внимания слушателей
Оратору приходится постоянно поддерживать внимание аудитории. Ведь известно, что внимание как бы пульсирует: около 5 минут оно (внимание) сосредоточено, потом на несколько минут оно отвлечено, поэтому речь должна как бы делиться на части, между которыми (через 5 минут) необходима активизация внимания. Известны некоторые приемы активизации внимания аудитории.
а) Создание проблемных ситуаций, гипотез, которые следует решить вместе со слушателями (внешние приемы: давайте проверим, рассмотрим и т.д.).
б) Использование местного материала в качестве аргументов при раскрытии какой-либо проблемы.
в) Обращение к личному опыту слушателей.
г) Использование доказательств "от противного".
д) Прием личного присутствия, когда оратор делится со слушателями сведениями, которые могут получить только от него.
е) Использование наглядных пособий
ж) Важное значение для раскрытия темы часто имеет употребление цифровых данных.
з) Для раскрытия содержания ораторы часто используют цитаты из авторитетных научных, публицистических работ или художественных произведений.
и) Учитывается информированность аудитории. Чем менее образованны слушатели, чем многочисленнее, тем меньше следует давать новой информации, тем меньше вопросов рассматривать.
л) Большое значение, как уже говорилось, имеет хорошая речь оратора, потому риторика тесно связана с такой лингвистической дисциплиной, как культура речи (см. далее).
м) Немаловажную роль играют мимика, жесты. Например, Вы поднимаете плечи, опускаете голову, говорите повышенным тоном, и у слушателей (-я) создается одно из следующих впечатлений:
Лицо не случайно называют зеркалом души человека. Положение рта, бровей и глаз прекрасно передает эмоциональное состояние и такие чувства, как печаль, радость, враждебность, злобу, скепсис и т.п. Известно, что улыбка – одно из самых главных выражений человеческого контакта.
Именно
Начинающий оратор должен помнить:
1.
Движение оратора должны быть
естественными. Чрезмерная
2. Однообразная поза, жесты, мимика утомляет слушателей. Смена движений особенно уместна тогда, когда намечается переход от одной мысли к другой.
Здесь перечислены не все приемы активизации внимания. Главное состоит в том, что оратор должен хорошо знать то, о чем он собирается говорить, поэтому работа над содержанием речи – его основная задача. Первых преподавателей красноречия в 5 в. до н.э. греки называли софистами (мудрецами). Софисты не только существовали за счет умственного труда, но и сделали умственный труд своим отличием, элементом престижа. Таким образом, внимание к содержанию речи – важнейшее правило риторики. Не случайно еще Цицерон писал, что величайшее из достоинств оратора не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.
Заключение
Мастерство
публичного выступления приходит с
опытом работы в профессии. И все
же узнать о главных "секретах"
ораторского искусства и
Убедить - значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это в известной мере логическая задача, решение которой как кажется многим ораторам (руководителям), не представляет особого труда. Однако результаты исследования в области современной психологии позволяют сделать вывод о том, что большинство говорящих оценивают свои возможности убеждать, а еще в большей мере - переубеждать слишком оптимистично. Чтобы эта оценка не оказалась преувеличенной, необходимо придерживаться некоторых правил. Вот они:
Помните о цели своего выступления.
Подготавливайте речь:
а) прорабатывайте большой
б) «вынашивайте» речь как
в) не пытайтесь затронуть слишком много вопросов;
г) говорите с людьми на
д) помните что начало и окончание речи нужно тщательно готовить.
Готовьте себя к выступлению: