Общество потребления

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:44, реферат

Описание работы

Общество потребления несет в себе не только положительные характеристики, но и приводит к огромному количеству негативных последствий для человека. Как объяснить одновременное сочетание таких факторов, как материальное процветание и массовые самоубийства? В своем реферате я попытаюсь в этом разобраться.

Содержание

Вступление…………………………………………………………………………2
Основная часть
- Общество потребления…………………………………………………………..3
- Влияние общества потребления на человека………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

реферат по ЧиП.docx

— 49.29 Кб (Скачать)

Содержание. 

Вступление…………………………………………………………………………2 

Основная часть

- Общество потребления…………………………………………………………..3

- Влияние общества  потребления на человека………………………………….12 

Заключение………………………………………………………………………..16 

Список литературы……………………………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление. 

   Проблема  влияния общества потребления на человека очень актуальна в современном  мире.

   Общество  потребления – неотъемлемая часть  современного общества, которое во все большей степени оказывается организованным на основе принципа потребления. Это связывается обычно с такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления (все больше средств тратится не на товары первой необходимости, а на предметы длительного пользования, досуг и т.п.); снижение продолжительности рабочего и рост свободного времени; размывание классовой структуры и многофакторный характер социальной дифференциации, ведущий к тому, что формирование идентичности все более и более смещается от трудовой сферы к сфере досуга и потребления; индивидуализация потребления, которое формирует индивидуальный стиль и имидж. Что касается экономики, то ее в соответствии с этими изменениями часто называют "экономикой потребителя" (а не производителя), где не предложение формирует спрос, а напротив – спрос формирует предложение. Рынок сегментирован, а индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни.

   Общество  потребления несет в себе не только положительные характеристики, но и  приводит к огромному количеству негативных последствий для человека. Как объяснить одновременное сочетание таких факторов, как материальное процветание и массовые самоубийства? В своем реферате я попытаюсь в этом разобраться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Основная  часть.

   Общество  потребления. 

   Для того, чтобы понять как влияет общество потребления на человека, нужно определить, что такое общество потребления, как оно возникает.

   «Говоря об обществе потребления, мы имеем в виду нечто большее, чем  банальный тезис о том, что все члены этого общества “потребляют”; все люди, более того, все живые существа “потребляют” с незапамятных времен».1

   “Общество потребления – общество индустриально развитых стран, в широком смысле характеризующееся: 

   - массовым  потреблением товаров и услуг;

   - формированием  соответствующей системы ценностей. 

   Если  под обществом понимается система  организации совместной жизнедеятельности  людей, то первоначальное определение  трансформируется следующим образом: общество потребления представляет собой систему, организующую совместную жизнедеятельность людей таким  образом, что манипулирование культурными  кодами, инициирующими потребительские  психологические установки, становится её доминирующим содержанием. Это система  характеризуется массовым манипулированием культурными символами и формированием  соответствующей иерархии ценностей, на вершине которой – перманентный выбор, покупка и регулярное обновление вещей.

   В обществе потребления потребление  сделалось главным содержанием  социальной жизни. Потребление является не только основой данного общества, констатируя его политические, экономические  и социальные институты, деформируя индустрию производства и индустрию  развлечений, но и конечной целью. Манипулирование  товарами как культурными знаками  подразумевает не столько способность  товара удовлетворять человеческую потребность, сколько социальное значение, придаваемое обладателю товара в  данной культуре. На первый план выходят уже не функциональные качества товара, а престижность обладания данным товаром, товар становится признаком социального статуса. Разумеется, использование вещей в обществе потребления присутствует, но акценты при этом обязательно будут смещены в область выбора и обновления. Сознание потребителя постоянно занято выборов товара, купив который он может очень быстро охладеть к нему и почти не использовать (а то и вовсе о нем забыть). Источник возникновения общества потребления лежит не только в материальной сфере удовлетворения жизненно необходимых потребностей, но и в идеальной сфере социально-психологической мотивации. Акцентирование человеческого сознания на потреблении неизбежно приводит к одержимости вещами.”2

   В.И. Ильин выделяет следующие характерные  особенности общества потребления:

− Массовое производство позволяет втянуть  в активное потребление, выходящее  за рамки борьбы за физическое выживание, уже не только самые богатые классы общества, но и абсолютное большинство  населения, хотя в очень различной  степени. Индивидуальное потребление  основной части населения выходит  за рамки, диктуемые природными потребностями, и превращается в ключевую часть  воспроизводства человека социального. Потребление перестает быть способом борьбы за физическое выживание и  превращается в инструмент конструирования  социальной идентичности, социокультурной  интеграции в общество. 

− Производство становится не только массовым (конвейерным), но и гибким, что позволяет потребителям конструировать свою индивидуальность с помощью вещей. Иначе говоря, идет массовое производство символов различия, а удовлетворение потребности в них – лишь преходящий миг равновесия, вновь нарушаемый осознанием потребности не сливаться с толпой.

− Поскольку  возможности производства существенно опережают возможности индивидуального потребления, движимого природными потребностями, происходит маркетинговая революция, результатом которой является маркетинговая ориентация фирм. Это значит, что прежде чем произвести новый товар, производитель думает о том, как и кому его можно сбыть в условиях, когда в принципе уже существуют средства удовлетворения данной потребности. 

− В  обществе потребления происходят революционные изменения в организации торговли, сферы обслуживания. Ключевые позиции занимают крупные торговые центры, супермаркеты, превращающиеся в места проведения досуга, музеи современной культуры потребления. Параллельно радикально меняется поведение покупателей: все большее место занимает т.н. shopping about – хождение по магазинам без наличия более или менее ясно осознанной цели. Шоппинг становится широко распространенной формой досуга. 

− Формируется  социальная стратификация, в основании которой лежат различия в возможности доступа к пространству общества потребления. Как пишет З. Бауман, «у каждого может возникнуть желание стать потребителем и наслаждаться возможностями, которые предоставляет подобный образ жизни. Но не каждый способен быть потребителем». Иначе говоря, все хотят, но не все могут, а те, которые могут, обладают этой возможностью в разной степени. В результате не все люди, живущие в развитых странах, живут в обществе потребления. Многие его только рассматривают через непробиваемое стекло.

− Расцветают сети кафе, пивных баров, ресторанов, ночных клубов и т. д. Они удовлетворяют потребность не столько в пище, сколько в общении без бытовых проблем и уюте. В результате все более явно меняется культура потребления и общения. Последнее превращается в объект потребления, покупаемый как право посидеть в уютном месте за чашкой кофе или обедом и пообщаться. В результате личные отношения все больше опосредуются рынком. Через кафе и рестораны формируется и удовлетворяется и потребность в путешествиях: все большую популярность приобретают этнические и тематические заведения, создающие возможность феномена, который можно назвать «кулинарным путешествием». Сегодня вы в Китае (китайский ресторан), а завтра – в Америке (американский бар). 

− С  наступлением эпохи общества потребления  происходит настоящая культурная революция, в ходе которой осуществляется переход от повседневной культуры классического капитализма к современному консюмеризму (потребительству).  

Революция в средствах коммуникации резко уплотняет общение. Возникает новое информационное пространство, в котором не действуют традиционные представления о пространстве и времени. В нем формируются и через него поддерживаются самые разные социальные сети: родственные, дружеские, профессиональные и т. д. Общение все больше смещается в Интернет, обычные телефонные сети и систему сотовой связи. Все это позволяет существенно интенсифицировать общение, расширить круг людей, вовлеченных в него. Но в то же время общение превращается в платную услугу: без посредничества провайдера уже трудно представить современные межличностные отношения. 

− Такие  универсальные формы человеческих отношений, как любовь и секс, также все в больших масштабах приобретают форму рыночных услуг, превращаются в формы потребления. Знакомства, заключение брака в существенных масштабах обеспечиваются услугами фирм-посредников. Появление Интернета резко расширяет роль киберпространства как места, где люди находят друг друга при помощи покупаемых услуг специальных агентств, чатов, форумов и т. д. Некогда сугубо локальное пространство брачных и сексуальных отношений глобализируется. Проституция как древнейшая профессия не только сохраняется в обществе потребления, но приобретает новые масштабы и формы. Ее суть – предложение секса как рыночной услуги. В современных условиях такая услуга удовлетворяет потребности людей, испытывающих дефицит времени и обычных форм общения. Массовые масштабы приобретает глобальный секс-туризм. Развитие информационных технологий (телефон, мобильная связь, Интернет) создало и новые возможности для развития этой древнейшей профессии.

− Кардинально  меняется роль потребителя в экономической  системе. «Система, – как отмечал Ж. Бодрийяр, – <…> все больше нуждается в них (людях) как потребителях». Это радикальным образом меняет экономическую систему и логику ее развития. Причуды, фантазии, иллюзии и откровенный бред, овладевшие массами потребителей, превращаются в объективный фактор динамики рынка. Здесь в полной мере действует теорема Томаса, которая превращается в важную объяснительную модель, применимую к многим социокультурным и экономическим процессам. «При каждом посещении рынка у потребителя появляются все основания считать, что главные здесь они, и только они». В отличие от логики тела (потребности в преодолении чувств голода, холода и прочего дискомфорта) эта динамика оказывается непредсказуемой и не стыкуется с моделью рационального экономического человека. 

− Изменение  роли и места потребителей в экономической  системе существенно меняет ее характер: она теснейшим образом переплетается с культурой потребления, которая превращается в материальную экономическую силу. С одной стороны, экономическая система интегрирует в себя механизмы культуры, с другой – культура в существенной мере превращается в отрасль рыночного производства. Феномены культуры (устойчивые формы взаимодействия людей, вкусы, ценности, нормы, инструменты коммуникации и т.д.) производятся так же, как и обычные товары. Ключевую роль в этом процессе играет реклама во всех ее формах. Бизнес производит культуру потребления как ключевой фактор своего развития. 

− Экономика  общества потребления опирается  на новый тип личности. Ее ключевая характеристика – склонность к потреблению как способу конструирования своей идентичности. В силу этого полное удовлетворение даже основных потребностей становится невозможным, поскольку идентичность требует ежедневного воспроизводства. Отсюда парадокс высокой трудовой активности человека, который уже сыт, имеет крышу над головой и обладает достаточно обширным гардеробом. Логическим следствием развития капиталистического способа производства является формирование ненасытного потребителя, для которого потребление выступает как основное содержание его жизни. Перефразируя классический тезис Декарта, он может сказать: «Я потребляю, значит, я существую». 

− Общество потребления порождает массовую потребность в индивидуализации. Конкуренция производителей, в конечном счете, приводит к конкуренции потребителей. В эпоху массового производства ее лозунг можно сформулировать так: «Жить не хуже, чем соседи» (традиционный отечественный аргумент: «Чтобы все было, как у людей»). В эпоху гибких технологий и моды на постмодернизм этот принцип трансформируется: «Потреблять так, чтобы не сливаться с толпой». «Монополистическая концентрация промышленности, – писал Ж. Бодрийяр, – уничтожила реальные различия между человеческими существами, гомонизировала личности и продукты». И этот процесс вызвал ответную реакцию потребителей: «именно на базе потери различий возник культ различий». В этих условиях происходят существенные сдвиги в производстве. «Современное монополистическое производство никогда не выступает как простое производство товаров; это всегда также монополистическое производство отношений и различий». Таким образом, производство символов, обозначающих непохожесть людей друг на друга, удовлетворяющих их потребность в конструировании неповторимой идентичности, ставится, как это ни парадоксально, на поток. Потребителю нужна не просто одежда, а одежда, которая позволяет не слиться с толпой, не просто автомобиль, а тот, который выделяется, не просто часы, а те, «по которым узнают». 

Информация о работе Общество потребления