- в подавляющем большинстве сообществ предусматривается регистрация пользователей — т.е. на каждого участника должна быть заведена учетная запись. При регистрации пользователь должен указать о себе некоторую информацию для идентификации. Почти все системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют его работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы. Такой подход гарантирует до определенной степени уникальность участника;
- работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля. Для удобства, сеансовость участия обычно скрывается от пользователя техническими средствами, но тем не менее идентификация пользователя происходит постоянно;
- помимо учетных данных, пользователь настраивает окружение — внешний вид, дополнительные данные о себе, указывает свои интересы;
- социальные сети и поддерживающие их сервисы оказались очень эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов, обратной связи и постепенно стали одним из средств генерации контента (содержимого, имеющего ценность). На основе такого подхода появилось и быстро набрало популярность довольно большое количество социальных web-сервисов, объединенных общим названием «сервисы Web 2.0».
Термин
«социальная сеть» был введен
в 1954 году социологом из Манчестерской
школы Джеймсом Барнсом. Во второй половине
XX века это понятие начало активно
использоваться на Западе в при исследованиях
социальных связей и человеческих отношений,
а сам термин на английском языке
стал общеупотребительным. Со временем
в социальной сети в качестве ее
узлов стали рассматривать не
только людей как представителей
социума, но и любые другие объекты,
которые могут иметь социальные
связи, например: города, страны, фирмы,
сайты, их ресурсы и т.п.
В
ходе развития аппарата анализа различного
рода социальных сетей появились
такие термины, как анализ социальных
сетей (Social Network Analysis, SNA), теория
социальных сетей и т.п. В указанном плане
все web-пространство и отдельные его составляющие
могут быть представлены виде графов,
связывающих их вершины, которыми могут
служить разные объекты сети (например,
сайты, содержащие определенные виды информационных
ресурсов; организации и фирмы; специалисты
— носителей знаний; разные категории
пользователей и т.п.) с ребрами или дугами,
представляющими собой виды связей, которые
отражают характер взаимоотношений этих
объектов. Многие сервисы Интернета, позволяющие
устанавливать множество телекоммуникационных
связей, автоматически формируют и используют
социальные сети. В результате появился
вид автоматизированного сервиса, называемый
социально-сетевыми услугами (Social Networking Service) в
Интернете.
Социальные сети Рунета
- ВКонтакте — современный молодежный интернет-мессенджер для быстрого и удобного общения, а также поиска людей по всему миру. Наиболее популярен в России и странах ближнего зарубежья. Основан Петербуржцем Павлом Дуровым в 2006 году. Первоначально задумывался, как сайт поиска сокурстников и одноклассников, однако с момента первого запуска потерпел множество изменений, и был упрощен. Одна из возможностей ресурса — смотреть видео и слушать музыку онлайн. Регистрация доступна всем желающим, достаточно указать мобильный номер телефона и на ваш телефон придет логин и пароль для входа.
- Одноклассники — остается известным и добрым сайтом, созданный на то, чтобы помощь людям, найти своих бывших одноклассников, сокурстников, старых друзей и дать им возможность поддерживать связи между собой несмотря на разные города и страны проживания.
- Мой мир@Mail.ru — одна из популярных альтернативных социальных сетей. Отличительная черта сайта — возможность бесплатно дарить друг другу виртуальные подарки, а если немного потратится на смс то мгновенно найти и приобрести кучу друзей.
- Мой круг — социальная сеть для профессионалов (поиска работы, трудовых кадров). Первая в Рунете социальная сеть, созданная в 2005 г. группой недавних выпускников МФТИ, МГУ и Российской экономической школы. Первоначально ресурс был задуман как сайт для поиска одноклассников, однокурсников, позже был перепрофилирован. 27 марта 2007 г. сервис был куплен компанией Yandex; теперь он является одним из сервисов Яндекса и продолжает своё развитие под его опекой.
- Первый национальный — социальная сеть для простого общения и новых знакомств. Насчитывает более 20 миллионов пользователей, на сайте множество интерактивных игр (знакомства по фото, викторины, др.) и возможностей заявить о себе.
- Соратники — поиск людей по духу, возможность высказать свое мнение по самым острым и важным темам, которые вам интересны и волнуют.
- Бебебе.рф — одно из первых в русскоязычном домене .рф сообществ для веселых и прикольных людей с возможностью встреч и живого общения.
Rambler Планета — социальная сеть на www.rambler.ru. Множество видео- и аудиоматериалов.
- Мир тесен — социальная сеть и поисковый ресурс, которые позволяют восстановить разного рода утраченные контакты.
- Привет.ру — сайт о людях и интересах. Общение, блоги, сообщества, видео...
- RuSpace — российская социальная сеть, аналог всемирно популярной американской социальной сети MySpace.
- Gosu — игровая социальная сеть. Преимущественно MMORPG, но и для других игр тоже есть место. Самомодерируемая, достаточно уникальный контент, создаваемый самими пользователями.
- GameSport — социальная сеть геймеров, никакой личной информации — только любимые игры.
- Паутина профессиональных знакомств (Webby) — предоставляет возможность своим пользователям опубликовать свою визитку-презентацию и наладить деловые контакты.
- FiXX.RU — российская социальная фотосеть. «Лучшее место для того, чтобы поделиться фотками».
- TooDoo — как пишут авторы сайта, «этот сайт — социальная сеть “сайтофанатов”, призванная объединить Рунет и позволить каждому обмениваться мнением со своими друзьями по поводу любимых (или нелюбимых) сайтов, находить новые интересные странички, узнать “в лицо” тех, кто читает те же сайты, заводить новые знакомства с интересными людьми — например с авторами любимых сайтов».
- НаВиду — возможность познакомиться с новыми людьми, общаться с друзьями и знакомыми, создавать группы по интересам, а также страницы заведений и городов. После прохождения бесплатной регистрации пользователю доступно более 17 сервисов.
- Spaces.ru — российская сеть для мобильных телефонов.
- Network1 — первая русскоязычная социальная сеть международных знакомств (общение с иностранцами). Будет интересна девушкам и женщинам мечтающим, выйти замуж за рубежом.
Зарубежные социальные сети
- Facebook — год основания — 2004. По состоянию на май 2011 года в Facebook было зарегистрировано более 700 млн учётных записей. Самая популярная социальная сеть в мире.
- Classmates — год основания — 1995. Количество участников — около 50 млн. «Когда вам переваливает за тридцать пять, — говорил СЕО-менеджер проекта Майкл Шутцлер, — вы смотрите в зеркало заднего вида своей жизни, и однажды в голове у вас возникает мысль: “Боже мой, как я здесь оказался? И как там Гарри? Я не разговаривал с ним 25 лет”». Решить проблему «взгляда в зеркало заднего вида» призвана сеть, название которой на русский переводится как «Одноклассники», созданная в городе Рентон, США. Сегодня Classmates.com — одна из крупнейших социальных сетей в мире, объединяющая людей, желающих найти и поддерживать связь с теми, с кем учился, работал или служил в армии. К услугам его членов возможность выкладывать фотографии, биографии, участвовать в обсуждениях новостей в лентах своего сообщества. Classmates.com считается первой социальной сетью Интернета.
- MySpace — год основания — 2003. «Онлайн-сообщество для общения с друзьями ваших друзей» — так определяют назначение этой социальной сети разработчики. Участники сети могут создавать собственные сообщества по интересам, вести блоги, размещать фото, музыку и видео материалы. В январе 2008 года была запущена бета-версия на русском языке, однако уже в августе 2009 года было объявлено об окончательном закрытии российского подразделения. Генеральный директор русского MySpace Александр Туркот объяснил закрытие категорическим нежеланием Руперта Мердока развивать сеть в России. Тем не менее, сохранены русскоязычный интерфейс и профили российских пользователей. После 2009 года теряет свою популярность (спустилась с 5 места вмире на 72-е в 2011 году, количество участников сети за это время сократилось с 80 до 30 млн.). В апреле 2011 года впервые было объявлено об убытках в сети.
- LinkedIn — год основания — 2003. Растущая сеть объединяет св. 100 млн. профессионалов из 150 отраслей производства. Пользователи располагают инструментами для создания собственного профессионального портфолио, поиска партнеров и клиентов, расширения круга профессионального общения.
- Friendster — год основания — 2002. Одна из старейших онлайновых социальных сетей, обеспечивающих поиск тех, «кто вам интересен» и построение социальной сети. В последние годы теряет популярность. Число пользователей — 8,2 млн. (июнь 2010 года) из разных стран мира.