Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:10, доклад
Революционный кризис, назревавший в России причины с начала столетия, завершился революцией 1905—1907 гг.— первой народной революцией в эпоху империализма.
Буржуазные реформы, проведенные самодержавием в 60-х годах XIX в., носили половинчатый, непоследовательный характер. Они хотя и дали известный простор развитию буржуазных отношений, но сохранили в стране крепостнические пережитки, которые мешали дальнейшему развитию страны. Противоречия между помещиками и крестьянами принимали настолько острый характер, что неизбежно должны были привести к революционному взрыву. Именно аграр
1. Начало революции
Основные причины революции
Революционный кризис, назревавший в России причины с начала столетия, завершился революцией 1905—1907 гг.— первой народной революцией в эпоху империализма.
Буржуазные реформы, проведенные
самодержавием в 60-х годах XIX в., носили
половинчатый, непоследовательный характер.
Они хотя и дали известный простор
развитию буржуазных отношений, но сохранили
в стране крепостнические пережитки,
которые мешали дальнейшему развитию
страны. Противоречия между помещиками
и крестьянами принимали
Противоречия между трудом
и капиталом, между рабочими и
капиталистами также приобрели
исключительную остроту. Россия позже
западноевропейских стран вступила
на путь буржуазного развития. Однако
в России сложился самый передовой
промышленный и финансовый капитализм.
Высокие темпы развития промышленности
достигались жесточайшей
Царизм превратил Россию
в тюрьму народов. Многочисленные народы,
входившие в состав Российской империи,
находились под двойным гнетом: своих
помещиков и капиталистов, а также
российского царизма и
Волна стачек и демонстраций
Русско-японская война привела к дальнейшему демонстраций, ухудшению положения рабочих. Осенью 1904 г. Поднялась новая волна рабочих митингов, демонстраций и стачек. Они проходили не только под экономическими, но и политическими лозунгами: «Долой самодержавие!», «8-часовой рабочий день!», «Долой войну!».
Однако у многих рабочих,
особенно у тех, которые недавно
пришли из деревни и не порвали
связей с сельским хозяйством, были
сильны надежды на «царя-батюшку». Стремясь
использовать эти отсталые настроения,
петербургская жандармерия при
посредничестве своего тайного агента
священника Гапона создала организацию
«Собрание русских фабрично-
3 января 1905 г. В знак
протеста против увольнения
По инициативе Гапона рабочие составили прошение, которое они решили подать царю 9 января, в воскресенье, во время мирного шествия к Зимнему дворцу. Прошение обсуждалось на собраниях рабочих.
Большевики призывали к борьбе
Большевики выступали против подачи прошения. Они разъясняли, что царизм — враг народа и к борьбе, ждать от него благодеяний нельзя. «Такой дешевой ценой,— говорилось в выпущенной большевиками листовке,— как одна петиция… свободу не покупают. Свобода покупается кровью, свобода завоевывается с оружием в руках в жестоких боях. Не просить царя… а сбросить его с престола и выгнать вместе с ним всю самодержавную шайку — только таким путем можно завоевать свободу».
Но так как рабочие еще надеялись на милость царя, большевики решили принять участие в обсуждении прошения и в мирной демонстрации, чтобы быть вместе с народом. По предложению большевиков в петицию наряду с экономическими были включены и политические требования: созыв Учредительного собрания, передача земли крестьянам, свобода слова, печати, собраний, 8-часовой рабочий день и др. Однако в целом петиция была проникнута наивным монархизмом, верой в царя.
О готовившемся мирном шествии рабочих было известно правительству. Оно решило не допустить рабочих к царскому дворцу и военной силой задушить всякое проявление недовольства.
С целью предотвращения подготовлявшегося
кровопролития группа интеллигенции
(в том числе А. М. Горький) после
посещения председателя Комитета министров
Витте пыталась встретиться с
министром внутренних дел. Но царский
министр отказался принять
1.4 Кровавое воскресенье
9 января 1905 г. Рано утром рабочие с женами и детьми, надев праздничные одежды, отправились к Зимнему дворцу. В шествии участвовало 140 тыс. человек. Они несли портреты царя, флаги, иконы, пели молитвы. В своей петиции рабочие писали: «Мы, рабочие г. Петербурга… пришли к тебе, государь, искать правды и защиты.
Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся, как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать… Нас толкают все дальше и дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душит деспотизм и произвол… Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук».
Царское правительство тщательно подготовило расстрел рабочих. Войска и полиция оцепили улицы и площади на пути шествия; в боевую готовность была приведена артиллерия. Против безоружных людей были двинуты отборные войска — царская гвардия, казаки. Столкновения их с демонстрантами начались у Нарвских ворот, Троицкого и Николаевского мостов. Однако большим группам рабочих удалось пройти к царскому дворцу. Здесь, на Дворцовой площади и в Александровском саду, их встретили ружейными залпами. Затем на рабочих набросилась конница. Людей рубили шашками, топтали лошадьми, добивали раненых. Расстрелы происходили и на других улицах столицы.
В это Кровавое воскресенье было убито и ранено около 5 тыс. человек. Возмущение и ярость охватили рабочих. Они стали вооружаться, разгромили несколько охотничьих магазинов, захватили оружейную мастерскую, строили баррикады и вступили в неравный бой с войсками и полицией.
Большевики были вместе с народом. Они звали к оружию, к борьбе, отмщению. В одной из листовок говорилось: «Граждане! Вчера вы видели зверства самодержавного правительства! Видели кровь, залившую улицы. Кто же направил войско, ружья и пули в рабочую грудь? Царь, великие князья, министры, генералы и придворная сволочь. Они — убийцы!»
Утром 10 января о расстреле мирной демонстрации рабочих стало известно В. И. Ленину, жившему тогда в Женеве. Это известие глубоко взволновало его и других большевиков. В своих воспоминаниях Н. К. Крупская писала: «Мы пошли туда, куда инстинктивно потянулись все большевики, до которых долетела весть о питерских событиях,— в эмигрантскую столовку Лепешинских. Хотелось быть вместе. Собравшиеся почти не говорили между собой, слишком все были взволнованы. Запели «Вы жертвою пали…», лица были сосредоточены. Всех охватило сознание, что революция уже началась, что порваны путы веры в царя, что теперь совсем уже близко то время, когда «падет произвол и восстанет народ, великий, могучий, свободный…»
В тот же день Ленин написал статью «Революция в России», в которой с гениальной прозорливостью оценил происшедшие события как начало революции в России. «Сила против силы. Кипит уличный бой, воздвигаются баррикады, трещат залпы и грохочут пушки. Льются ручьи крови, разгорается гражданская война за свободу. К пролетариату Петербурга готовы примкнуть Москва и Юг, Кавказ и Польша. Лозунгом рабочих стало: смерть или свобода».
Трагические события 9 января имели историческое значение. Веками воспитывавшаяся в народе вера в царя была расстреляна солдатскими залпами и затоптана казацкими конями. «Рабочий, класс,— писал Ленин,— получил великий урок гражданской войны…». Политическое воспитание пролетариата за один день шагнуло далеко вперед. На борьбу поднялись миллионы рабочих и крестьян. В стране началась революция.
1.5 Революция началась
Кровавые события в Петербурге вызвали взрыв народного негодования. В январе 1905 г. массовые забастовки прошли в Москве, Риге, Варшаве, Тифлисе. Они сопровождались политическими демонстрациями в поддержку пролетариата столицы. В ряде городов имели место ожесточенные столкновения с полицией и войсками. В январе бастовало 440 тыс. только промышленных рабочих, т. е. больше, чем за все предшествующее десятилетие. Волна стачек прокатилась по всей стране. Вслед за русским пролетариатом в борьбу вступили рабочие Украины, Белоруссии, Польши, Литвы, Азербайджана, Грузии, Средней Азии. В первые три месяца 1905 г. в забастовках участвовало более 800 тыс. человек. Стачечное движение рабочих поддерживали студенчество и демократическая интеллигенция — врачи, учителя.
Вслед за рабочим классом
на борьбу поднялось многомиллионное
крестьянство. Уже в январе —
феврале в разных районах России
вспыхнули крестьянские восстания.
Запылали помещичьи усадьбы. Крестьянские
волнения вспыхивали не только в великорусских
губерниях, но и на национальных окраинах.
«...Дремлющая Россия,— писал
На сторону революционного народа встала значительная часть интеллигенции — знаменитые художники В. А. Серов и В. Д. Поленов, композитор Н. А. Римский-Корсаков, ученый К. А. Тимирязев, известные артисты В. И. Качалов, В. Ф. Комиссаржевская и многие другие. А. М. Горький, еще с 1903 г. близкий к большевикам, 9 января был вместе с рабочими на улицах Петербурга. Возмущенный преступлением царизма, он написал воззвание к гражданам России и Европы, в котором обвинял царизм в «бессмысленном убийстве множества русских граждан» и призывал «к немедленной, упорной и дружной борьбе с самодержавием». За это воззвание он был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Однако протест народа заставил правительство освободить его.
Возмущение преступлением царизма охватило и европейский пролетариат. В ряде стран произошли массовые выступления — демонстрации и митинги в поддержку русского пролетариата. Революция в России с самого начала приобрела международное значение; российский пролетариат стал авангардом рабочего класса всего мира; революция привела к усилению солидарности рабочих всех стран.
1.6 Манеры самодержавия
Первым ответом царизма на начавшуюся революцию было усиление репрессий, попытка задушить революцию карательными мерами. В Петербурге был учрежден пост генерал-губернатора с чрезвычайными полномочиями, на который был назначен ярый реакционер, бывший обер-полицмейстер Москвы генерал Трепов. Он стал фактически диктатором Петербурга. В Петербурге, Москве, Харькове и в других городах начались массовые аресты. Подозреваемых в вольнодумстве, «неблагонадежных», с точки зрения полиции, высылали из столиц в административном порядке — без следствия и суда. Был закрыт ряд высших учебных заведений, театров, прогрессивных газет. Царизм разжигал национальную вражду. В Баку полицией и местными националистами была спровоцирована армяно-азербайджанская резня. Создавались монархические контрреволюционные организации для расправы с революционерами.
Однако репрессиями подавить революцию было уже невозможно. Правительство вынуждено было давать обещания и идти на уступки, с тем, чтобы вызвать раскол в рядах рабочих. В своем дворце в Царском селе Николай II принял специально подобранную «рабочую депутацию», в состав которой полиция включила самых отсталых рабочих или своих агентов.
Царь сделал заявление, что он поручил министру финансов разработать вопрос о страховании рабочих (на случай увечья или старости) и о сокращении рабочего дня. Правительство широко оповестило, что оно создает специальную комиссию (комиссия сенатора Шидловского) с выборными представителями от рабочих для «безотлагательного выяснения причин недовольства рабочих и изыскания мер к устранению таковых в будущем». Однако эти обещания были обманом. Правительство отказалось выполнить требования рабочих-выборщиков о гласности работы комиссии, предоставлении свободы слова, освобождении арестованных. В ответ на это выборщики отказались послать своих представителей в комиссию и призвали рабочих к стачке. Маневры царизма не ввели в заблуждение рабочих. Забастовали металлисты, а вскоре стачка охватила всех рабочих Петербурга. Революция продолжала нарастать.
1.7 Характер и движущие силы революции
По своему характеру революция 1905—1907 гг. буржуазно-демократической. Ее основными задачами были: ликвидация помещичьего землевладения и наделение крестьян землей, свержение самодержавия и установление в стране конституционного республиканского строя, предоставление народу политических прав и демократических свобод — свободы слова, печати, собраний и вероисповедания, установление 8-часового рабочего дня.