Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 23:33, курсовая работа
Целью исследования является описание понятия и сущности кмежгрупповой коммуникации. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить понятие и специфику межгрупповой коммуникации.
2.Рассмотреть теоретические подходы к изучению межгрупповой коммуникации.
3.Рассмотреть экспериментальные исследования и выводы М. Шерифа и Тэшфела
4. Изучить межгрупповую дифференциацию.
5. Найти факторы межгрупповой дифференциации и интеграции.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения межгрупповой коммуникации.
1.1. Понятие, специфика и каналы межгрупповой коммуникации.
1.2. Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповой коммуникации.
1.3 . Экспериментальные исследования и выводы М. Шерифа и Г. Тэшфела
Глава 2. Межгрупповые характеристики.
2.1 Межгрупповая дифференциация
2.2 . Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции
2.3 Факторы детерминации межгрупповых отношений
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения межгрупповой коммуникации.
1.1. Понятие, специфика
и каналы межгрупповой
Глава 2. Межгрупповые характеристики.
2.1 Межгрупповая дифференциация
2.2 . Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции
2.3 Факторы детерминации межгрупповых отношений
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Я выбрала тему своей курсовой работы межгрупповая коммуникация, так как она актуальна. Коммуникация межгрупповых отношений является одним из наиболее молодых и быстро развивающихся направлений в коммуникации. Межгрупповая коммуникация – это общение уже не между личностями, а между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Чаще всего это общение в политической сфере, так как объединение людей по интересам обычно сопровождается постановкой политических целей, то есть связано с влиянием на власть или стремлением к власти. Отличительной особенностью постановки проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии является сочетание многообразия теоретических подходов с неизменностью тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались объяснить. Речь идет прежде всего о феномене внешне-групповой враждебности, универсальность и неизбежность которой в межгрупповом взаимодействии постулируют практически все западные социальные психологи. Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания.
Степень научной разработанности темы. Данную проблему исследовали различные ученые, среди которых можно выделить таких, как: М.Шериф, З.Фрейд, Тернер, В.С. Агеев, Т. Адорно, Г.Тэджфела и другие.
Объект исследования – межгрупповая коммуникация и межгрупповые конфликты.
Предмет исследования – межгрупповая коммуникация.
Целью исследования является описание понятия и сущности кмежгрупповой коммуникации. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить понятие и
специфику межгрупповой
2.Рассмотреть теоретические
подходы к изучению
4. Изучить межгрупповую дифференциацию.
5. Найти факторы межгрупповой дифференциации и интеграции.
Гипотеза: В межгрупповой коммуникации всегда будет возникать межгрупповой конфликт.
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения межгрупповой коммуникации.
1.1. Понятие, специфика
и каналы межгрупповой
Межгрупповые коммуникации — отношения между различными социальными группами людей (не только малыми, но и большими).
Сфера межгрупповых коммуникаций — (согласно В. Агееву) — затрагивает коммуникации не только большими, но и малыми социальными группами. В число главных тем подобных исследований входит изучение процессов восприятия и понимания друг друга представителями различных социальных групп (межгрупповых социально-перцептивных процессов). В данном случае социальная группа выступает как субъект и объект восприятия со стороны представителей других социальных групп.
Особенность межгрупповой коммуникации — ее целостность (в сравнении с межличностной коммуникацией). (например, общие для той или иной социальной группы — установки, убеждения, стереотипы, и т.п.) Межгрупповая коммуникация имеет большую устойчивостью, стабильностью, инертностью. А также является ценностным, и отражает в основном социальные отношения между группами, в то время как межличностная — базируется на личных взаимоотношениях соответствующих людей. Основные феномены межгрупповой коммуникации — межгрупповая предупрежденность и ингрупповой фаворитизм, причем оба названных феномена функционально связанны между собой. Межгрупповая предубежденность проявляется в том, что члены одной социальной группы, социально и психологически отделяя себя от представителей других социальных групп, относятся к ним не так, как они относятся к членам своей социальной группы. (Свою группу они считают лучшей, а другие группы — уступающими ей). Ингрупповой фаворитизм — это обратная сторона межгрупповой предубежденности. Проявляется в том, что в большинстве случаев члены группы отдают предпочтение «своим», т.е. участникам их собственной группы. («Чужие» находятся на втором плане, лишаясь привилегий, которыми обладают члены своей социальной группы.)
Межгрупповая коммуникация
– это общение уже не между
личностями, а между группами людей,
объединенных по какому-либо признаку.
Чаще всего это общение в
Каналы межгрупповых коммуникаций.
Каналами межгрупповых коммуникаций называют сложившуюся в группе систему общения или обмена информацией между ее членами (т.е. члены группы могут обмениваться нужной информацией друг с другом, взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности).
Существуют разные системы каналов коммуникаций в группе. Централизованные структуры каналов коммуникаций — один из членов группы всегда оказывается на пересечении всех направлений передачи информации или взаимодействия членов группы, находится в центре внимания всех и играет основную роль в организации групповой деятельности. (Через такого человека в группе осуществляются взаимодействия и обмен информацией между другими членами группы.) Существует три варианта централизованной структуры: фронтальная, радиальная и иерархическая.— Фронтальная структура — участники непосредственно находятся рядом, что позволяет им учитывать поведение друг друга в совместной деятельности.
— Радиальная структура коммуникаций — участники совместной деятельности не могут непосредственно воспринимать, видеть или слышать друг друга и в состоянии обмениваться информацией или взаимодействовать только через одно лицо, занимающее центральное положение в группе.
— Иерархическая структура — имеется несколько уровней соподчинения участников группы. Межличностное общение каждого члена группы при этом ограничено, и коммуникации между ними осуществляются с располагающимися рядом людьми (относящимися к одному уровню соподчиненности).
Мотивационный подход
Впервые стройная система психологических взглядов на область межгрупповых отношений была выдвинута в поздних работах З.Фрейда (1925, 1930). В описании межгруппового взаимодействия и прежде всего межгрупповой агрессии З. Фрейд многое заимствовал из работ Г. Лебона (1896) и У. Мак- Даугола (1916). Фрейд охотно воспринял основные идеи обоих авторов относительно агрессивных аспектов поведения «толпы неорганизованной» (Г.Лебон) и «толпы организованной» (У. Мак-Доугол) ,но дал им законченную психологическую, точнее, психоаналитическую интерпретацию. В работе Г. Лебона Фрейду особенно импонировала «блестяще выполненная картина» тлго, как под влиянием толпы индивиды демонстрируют свое истинное, варварское и примитивное начало (Фрейд,1925). Не случайно, поэтому упомянутая работа Фрейда « Психология масс и анализ человеческого « Я» начинается частым цитированием книги Г. Лебона. Фрейд соглашался также и с лебонвским описанием «вожаков» толпы. Однако, по его мнению, Лебон лишь констатировал этот важнейший для понимания « психологии толпы» феномен, не дав ему адекватного психологического объяснения. У самого же Фрейда, как будет показано в дальнейшем, этот момент выступает на первый план и становится решающим объяснительным принципом. Собственная точка зрения З. Фрейда относительно в области межгрупповых явлений может быть коротко охарактеризована тремя моментами. Во-первых, он постулировал факт неизбежности , универсальности аутгрупповой враждебности в любом межгрупповом взаимодействии. Во-вторых, он определил функцию этой враждебности, интерпретировав ее как главное средство поддержания сплоченности и стабильности группы. Фрейд самым тесным и взаимозависимым образом связал аутгрупповую враждебность и внутригрупповую сплоченность. Здесь мы обнаруживаем удобное и относительно безобидное удовлетворение агрессивной наклонности, облегчающее членам коллектива их сплоченность. В-третьих, в работах З. Фрейда описан самый механизм формирования враждебности к «чужим» и привязанности к «своим». Таким механизмомЮ как и следовало ожидать, являлся эдипов комплекс,его имманентное развертывание уже не только в детском, но и в зрелом возрасте. Хотя в поздних работах Фрейд постулировал существование самостоятельного и независимого инстинкта агрессии в целом механизмы аутгрупповой агрессии могут быть выведены как прямые следствия эдипова комплекса из амбивалентности ранних эмоциональных отношений в семье.
2.Ситуативные подходы
Мотивационная теория подверглась
критике со стороны других течений,
в частности сторонников
Когнитивные подходы
Жесткая , однозначная, прямолинейная
зависимость межгрупповой враждебности
от исключительно внешних
Деятельностный подход
Устанавливая важные закономерности
функционирования когнитивной сферы,
когнитивисты полностью отходят
от признания просто воспринимаемых
противоречий. Сравнивая позиции
сторонников теории социальной идентичности
с их главными оппонентами-бихевиористами,
Это до сих пор сказывается
на качестве исследований, посвещенных
социальному поведению и