Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:45, контрольная работа
Россия, точно так же как и остальные страны мира, является неотъемлемой частью сложной, саморазвивающейся, открытой системы - системы международных отношений. Процессы, происходящие на международной арене, прямо и опосредованно влияют на характер политического, социального и экономического развития российского общества. Вследствие этого изучение, анализ и прогнозирование всех процессов, происходящих в жизни страны, немыслимы вне их корреляции с международными.
Введение
1. Общественная суть и особенности международного конфликта
2. Типы международных конфликтов
3. Понятие, виды и особенности межгосударственных конфликтов
4. Фазы международного конфликта
5. Урегулирование и предотвращение международного конфликта
Заключение
Список использованных источников
Содержание:
Введение
1. Общественная суть и особенности международного конфликта
2. Типы международных конфликтов
3. Понятие, виды и особенности межгосударственных конфликтов
5. Урегулирование и предотвращение международного конфликта
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Россия, точно так же как и остальные страны мира, является неотъемлемой частью сложной, саморазвивающейся, открытой системы - системы международных отношений. Процессы, происходящие на международной арене, прямо и опосредованно влияют на характер политического, социального и экономического развития российского общества. Вследствие этого изучение, анализ и прогнозирование всех процессов, происходящих в жизни страны, немыслимы вне их корреляции с международными. Вместе с тем изучение социальных конфликтов в их международной "ипостаси" позволяет осмыслить не только характер и направленность международных отношений, но и степень, интенсивность и форму их воздействия на любое государство в пределах заданного пространственно-временного континуума, в том числе и Российскую Федерацию.
В самом общем плане международные отношения представляют собой совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между народами, государствами и объединениями государств. Иначе говоря, субъектами международных отношений являются не только государственные образования, но и различного рода негосударственные и надгосударственные организации, выступающие в роли посредников во взаимоотношениях между различными социальными группами. Они могут иметь экономический, религиозный, национальный, идеологический и т.п. характер, способствовать достижению общезначимых целей на неправительственном уровне.
Важнейшая составная часть международных отношений - межгосударственные отношения. Их отличительной особенностью является то, что субъектами этой системы выступают государства или их объединения.
Поскольку внешнеполитические интересы каждого государства определяются в первую очередь потребностями внутреннего социально-экономического развития и, следовательно, типичны в основном для данной страны, то их экстраполяция на международную арену неизбежно предполагает взаимодействие с интересами других государств. В этом плане в зависимости от характера этого взаимодействия можно вычленить следующие типы внешнеполитических интересов субъектов системы МГО:
- непересекающиеся интересы, то есть интересы, реализация которых не затрагивает интересов других субъектов в системе МГО;
- конфронтационные интересы: их реализация немыслима без ущемления интересов других государств и может быть осуществлена за их счет;
- параллельные интересы: в данном случае внешнеполитические интересы одного государства реализуются в русле интересов другого;
- совместные интересы: их реализация возможна только на основе коллективных действий двух и более стран путем осуществления скоординированной программы действий;
- расходящиеся интересы - это следствие реализации совместных интересов в случае, когда последующие цели не совпадают, но и не вступают в конфликт.
Многообразие
типов внешнеполитических интересов различных
государств предполагает и наличие многообразных
форм межгосударственного взаимодействия,
начиная от кооперации и сотрудничества
и кончая различными видами политических
конфликтов. При этом всё зависит от уровня
конфронтационности интересов тех или
иных государств. Дело в том, что по мере
развития отдельных государств, происходит
и развитие всей системы межгосударственных,
она формируется как целостность, обеспечивая
тесную взаимозависимость своих субъектов.
И чем в большей степени эта целостность
осознается на политическом уровне, тем
более жесткими становятся "правила
игры". На место феодальных "военных
демократий" приходят унитарные государства,
конфронтационность между которыми сглаживается
системой межгосударственных объединений
и политических союзов; образование международных
организаций (Лига Наций, ООН) привносит
в межгосударственные отношения элементы
права и т.п. Всё это в определенной степени
позволяет ограничивать использование
крайних (вооруженных) форм в международных
отношениях, даёт возможность выйти на
решение конфронтационных интересов путём
использования только "цивилизованных"
форм взаимоотношений между странами
и народами.
1. Общественная суть и особенности международного
конфликта
Международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или группы государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы. Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов. Разумеется, международный конфликт - это особое, а не рутинное политическое отношение, поскольку оно означает и объективно и субъективно разрешение разнородных конкретных противоречий и порождаемых ими проблема конфликтной форме и в ходе своего развития может порождать международные кризисы и вооруженную борьбу государств.
Международный конфликт воспроизводит не только объективные противоречия, но и вторичные, по своему характеру субъективные, противоречия, обусловленные спецификой их восприятия политическим руководством и процедурой принятия политических решений в данной стране.
При этом субъективные противоречия способом так или иначе воздействовать на возникновение и развитие конфликта, интересы и цели сторон, которые во многих случаях представляются достаточно отчужденными от реальных противоречий. То есть международный конфликт фокусирует в себе все без исключения экономические, идеологические, социально-классовые, идеологические, собственно политические, военно-стратегические и иные отношения, которые развиваются в связи с данным конфликтом.
Международный конфликт при расширении числа или изменение сторон, участвующих в нем, может нести на себе и отпечаток новых аспектов, непосредственно возникающих уже как следствие самого конфликта. Возникнув как политическое отношение, международный конфликт обретает некоторую самостоятельность, собственную логику развития и поэтому способен уже самостоятельно различным образом влиять на другие отношения, развивающиеся в рамках данного конфликта, а также на характер лежащих в его основе противоречий и способы их разрешения.
Международные конфликты независимо от любых специфических признаков, которые присущи каждому из них, объективно порождаются как особые конкретно-исторические политические отношения между странами или группами стран в пределах определенного пространственно-временного континуума. Они воспроизводят непосредственно или в опосредованной форме, в том или ином виде отражая расстановку и соотношение сил на международной арене, состояние и развитие системы международных отношений и ее структуры на различных уровнях, а также другие, более или менее связанные с этим глобальные, региональные или двусторонние противоречия современного мира, сложные, постоянно развивающиеся условия в различных частях земного шара, множество конкретных ситуаций на различных уровнях международных отношений. [1]
При изучении международного конфликта необходимо различать понятия конфликта и конфликтности. Конфликтность может рассматриваться как общая черта, присущая той или иной международно-политической ситуации или даже целой исторической эпохе. Она, в конечном счете, основана на объективных противоречиях, на доминировании конфронтационных интересов в политике целого ряда государств. Такого рода конфликтность в основе своей - функция международной напряженности, зависящая от ее степени. Она может служить фоном и предпосылкой международного конфликта, но это еще не конфликт. Конфликтность глобального, регионального, субрегионального, группового или двустороннего характера объективно и субъективно, прямо или опосредованно, незримо или явно присутствует в процессе зарождения и развития любого международного конфликта, где бы и когда бы он ни возникал, какие бы социально-политические силы в нем ни участвовали, какого масштаба остроты он ни достигал. Иначе говоря, конфликтность способствует, подталкивает возникновение конфликта как такового, но сама по себе не порождает его автоматически и неизбежно. Своевременная коррекция национально-государственных интересов, даже в условиях высокого уровня международной напряженности, способствует купированию конфликта.
Очень часто международный конфликт отождествляют с международным кризисом. Однако соотношение международного конфликта и кризиса - это соотношение целого и части. Международный кризис лишь одна из возможных фаз конфликта. Он может возникнуть как закономерное следствие развития конфликта, как его фаза, означающая, что конфликт дошел в своем развитии до той грани, которая отделяет его от вооруженного столкновения, от войны. Кризис придает всему развитию международного конфликта весьма серьезный и трудноуправляемый характер, формируя кризисную логику развития, убыстряя эскалацию всего конфликта. На этапе кризиса неимоверно возрастает роль субъективного фактора, поскольку, как правило, весьма ответственные политические решения принимаются узкой группой лиц в условиях острого дефицита времени.
Однако международный кризис - это совсем не обязательная я неизбежная фаза конфликта. Его течение достаточно длительное время может оставаться латентным, не порождая непосредственно кризисных ситуаций. Вместе с тем кризис - далеко не всегда завершающая фаза конфликта даже при отсутствии прямых перспектив перерастания его в вооруженную борьбу. Тот или иной кризис усилиями политиков может быть преодолен, а международный конфликт в целом способен при этом сохраняться и возвращаться к скрытому состоянию. Но при определенных обстоятельствах этот конфликт может вновь достигать фазы кризиса, при этом кризисы могут следовать с определенной цикличностью.
Наибольшей остроты и крайне опасной формы международный конфликт достигает в фазе вооруженной борьбы. Но вооруженный конфликт - это также не единственная и не неизбежная фаза международного конфликта. Он представляет собой высшую фазу конфликта, следствие непримиримых противоречий в интересах субъектов системы международных отношений. Он особенно нагляден и кажется автономным, если предшествовавшие фазы носили латентный характер. Но, повторимся, вооруженный конфликт совсем не обязательная фаза в процессе конфликтного развития, поскольку дело может и не дойти до вооруженной борьбы. Сам по себе конфликт способен существовать и развиваться далее в относительно мирных условиях, без угрозы или практического применения оружия любого типа. [2]
Вместе с тем вооруженный конфликт, став апогеем конфликтного развития, может оказаться и не конечной его фазой. Вооруженная борьба при известных условиях может быть прекращена, но конфликт и при данном варианте развития событий может сохраняться и развиваться далее достаточно долго в мирных формах, уже без использования военной силы. Отнюдь не исключается при этом, что через определенное время конфликт может вновь перерасти в фазу вооруженной борьбы (ближневосточный конфликт, к примеру). Вооруженная борьба как определенная фаза развития конфликта, имеющая политическую природу, вырастает из чисто политических по характеру фаз конфликта и может иметь своим следствием другие чисто политические фазы. Однако вооруженная фаза развития конфликта способна обладать собственной логикой, ведущей к расширению участников вооруженной борьбы и общей эскалации конфликта.
Международный конфликт как форма политических отношений знаменует собой определенный разрыв, скачок в их развитии.
Следовательно, международный конфликт, наряду с деструктивной функцией создания международной напряженности, несет в себе и нечто положительное, выполняя роль сигнализатора, свидетельствующего об изменении соотношения сил на международной арене, иначе говоря, выполняет коммуникативно-информационную функцию. Международный конфликт как бы доводит до сведения мирового сообщества необходимость пересмотра сложившейся системы отношений на двустороннем, региональном или глобальном уровне в рамках международного права, не уходя от возникшего противоречия, а, наоборот, решая его на ранних фазах развития конфликта.
Поскольку
в основе международного конфликта лежит
противоречие в интересах различных государств
или их объединений, то функциональным
предназначением конфликта является разрешение
данного противоречия. Хотя далеко не
всегда следствием разрешения конфликта
является полномасштабная реализация
национально-государственных интересов
одной из сторон конфликта, тем не менее,
в процессе разрешения международного
конфликта удается прийти к взаимоприемлемому
балансу интересов его участников, хотя
и с известными оговорками. Дело в том,
что в некоторых случаях, особенно на фазе
вооруженной борьбы, не может идти речи
ни о каком балансе интересов, а скорее
- о подавлении интересов одной из сторон,
но в таком случае международный конфликт
не получает своего разрешения, а лишь
переходит в латентную фазу, что чревато
его обострением при первой же благоприятной
возможность. [7]
2.
Типы международных конфликтов
Рассмотрение
сущности международного конфликта, породивших
его противоречий, содержания, структуры
и процесса развития позволяет найти решение
вопроса, связанного с типологией конфликтов,
поскольку без построения типологии и
классификации международных конфликтов
невозможно вести анализ социально-политической
сущности, содержания и форм международных
конфликтов на сколько-нибудь серьезной
теоретической основе. Необходимо отметить,
что в современной конфликтологии нет
достаточно устоявшейся типологии международных
конфликтов, имеющиеся методики при всей
схожести между собой нередко имеют принципиальные
отличия. В самом общем плане классификацию
международного конфликта можно провести
по целому ряду оснований, к которым относятся:
цивилизационно-