Массовые и межличностные коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 00:46, реферат

Описание работы

«Ни одно из человеческих качеств не явилось столь важным для развития цивилизации, как способность добывать, распространять и применять знания. Можно сказать, что цивилизация стала возможной в результате человеческого общения…» [Почепцов Г.Г., 2001. С. 17.].
Человек ведет себя по-разному в зависимости от его конкретного положения и окружающей атмосферы: находится ли он один, общается с кем-либо с глазу на глаз, живет ли жизнью компании своих друзей, трудового коллектива, или же он – часть толпы, массы. Очевидно, в каждом случае присутствуют особые виды коммуникации.

Работа содержит 1 файл

Массовые и межличностные коммуникации.docx

— 47.54 Кб (Скачать)

Введение.

«Ни одно из человеческих качеств не явилось столь важным для развития цивилизации, как способность добывать, распространять и применять знания. Можно сказать, что цивилизация стала возможной в результате человеческого общения…» [Почепцов Г.Г., 2001. С. 17.].

Человек ведет себя по-разному в зависимости от его  конкретного положения и окружающей атмосферы: находится ли он один, общается с кем-либо с глазу на глаз, живет  ли жизнью компании своих друзей, трудового  коллектива, или же он – часть  толпы, массы. Очевидно, в каждом случае присутствуют особые виды коммуникации.

Массовые коммуникации.

Массовая  коммуникация —  это, прежде всего процесс производства сообщений и их передачи прессой, радио, телевидением, что предполагает общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических средств. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества,  экономики, политики и культуры. Своеобразная революция средств массовой коммуникации (Интернет): оказывает возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества и отдельного человека.

Элементом теории массовой коммуникации стало понятие «публики», введенное в эпоху возникновения  средств массовой коммуникации в  работах Г. Тарда, Ч. Кули, У. Липпмана и разработанное позднее Г. Блумером и Г. Лассуэлом.

Под публикой ими понималась такая совокупность людей, которые, в отличие от массы, адекватно осознают свои интересы, активно вовлечены в процесс их реализации и, соответственно, обладают своим прилюдно или публично, выражаемым мнением (что, в свою очередь ставит действия публики в связь с публичной формой осуществления государственной власти).

Основные  психологические  характеристики массовой коммуникации:

1. Интерес, подражание (например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов).

2. Формирование ценностей,  которые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание.

3. Эмоциональное и смысловое отождествление потребностей человека в соответствии с поступающей извне информацией.

4. Восприятие, понимание,  переживание, запоминание, мотивация  и ожидания в механизме обращения  аудитории к СМК и т.д.

5. Убеждающее воздействие аудитории коммуникантом .

6. Формирование интересов  и стереотипов массового сознания  через установки.

7. Создание коммуникатором  условий для реализации подражания в массовых проявлениях.

8. Формирование слухов  с определенными целями.

9. Мотивация и  активизация творческого мышления  в группе (корпоративной среде).

Одной из важнейших  социально-психологических функций  массовой коммуникации является ее способность  самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание.

Массовая коммуникация как социально-психологический феномен  предполагает постоянную динамику и  непредсказуемость своих эффектов. В современных условиях (свобода слова, право каждого на получение и распространение информации и т.д.) возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом, если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.

Уникальность коммуникационного  процесса в социально массовой коммуникации(СМК) связана с его следующими свойствами:

  • диахронность – коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;
  • диатопность – коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство;
  • мультиплицирование – коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;
  • симультанность – свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно;
  • репликация – свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации.

История исследования проблем  массовой коммуникации.

Начало исследований массовой коммуникации связывают с  именем немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологически обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы.

Огромное значение для изучения массовой коммуникации сыграла работа У. Липпмана «Общественное мнение», вышедшая в свет в 1922 г. Согласно Липпману, мышление человека сводится к реакциям в ответ на внешние стимулы. Сумма таких реакций, полученных из опыта предшествующей деятельности, формирует определенные стереотипы – иллюзорные конструкторы в сознании человека, заменяющие реальность. Поскольку большинство людей не имеют возможности самостоятельно исследовать и оценивать те или иные факты, их мышление основывается на стереотипах. Для формирования и закрепления стереотипов в создании людей достаточно поверхностных оценок различных явлений или событий. В современном мире именно СМК создают большинство стереотипов, формируя «псевдо-окружающую среду», в которой живет большинство современных людей. Следовательно, по Липпману, исследуя комплексные процессы создания стереотипов, можно изучить и феномен массовой коммуникации.

 

 В дальнейшем  изучение массовой коммуникации  проводилось в трех аспектах  – теоретическом, прагматическом и экспериментально-прикладном.

Функции и структура массовой коммуникации.

Массовая  информация — это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.

Природа массовой информации непосредственно зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее специфику подвиды — экономическая, политическая, художественная, религиозная, и др.

Цели  массовой информации определяются через человека, использующего данную информацию; через призму самой массовой информации; через задачи, которые предполагается решить с ее помощью. В условиях существования социальной организации любая социальная информация имеет прямую или косвенную цель — управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д.

Средства  передачи массовой информации.

Современная система  СМК подразделяются на три вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику.

СМИ — это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

Пресса — это массовые периодические печатные издания. Пресса — единственное средство, дающее потребителю информации возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития. Основное место в системе периодических изданий занимают газеты.

  Радио — это массовое аудиальное СМИ. Уникальность радио в его вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные программы и при этом заниматься другими делами. Радио — одно из важнейших средств социального контроля (в частности, государственного), благодаря которому можно управлять сознанием и поведением одновременно большого числа людей.

 Телевидение — это аудиовизуальное СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные возможности.

Информационные  службы — это организации, собирающие и пересылающие новости. Традиционно они составляют основу национальной и международной систем распространения новостей. Корреспонденты информационных служб собирают сведения, которые затем перепродаются подписчикам — газетам, журналам, государственным органам, телекомпаниям, коммерческим и другим структурам.

PR-фирмы — это организации, разрабатывающие и предлагающие руководству коммерческих, политических, общественных и других структур ключевую концепцию их политики или отдельные рекомендации в сфере связей с общественностью.

Public relations (PR) — это специальная система управления информацией (в том числе и социальной), где под управлением понимается процесс создания информационных поводов и информации заинтересованной в ней стороной; распространение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения.

Большинство современных  СМИ немыслимы без рекламы. Реклама не только дает финансовую подпитку СМИ, но и ориентирует на гедонизм и сопричастность к самым вожделенным потребностям аудитории. Анализируя роль рекламы в СМИ, можно обнаружить как позитивные, так и негативные ее проявления. К позитивным относятся экономический рост, стимул к снижению цен, увеличение выпуска продукции потребления, субсидии СМИ, динамизм экономического соревнования, расширение рынка, создание дополнительных рабочих мест, продуманный выбор, свобода решения потребителя, формирование новой культуры и эстетики.

 Однако реклама  имеет ряд очевидных негативных  тенденций и среди них: упор  на второстепенные показатели, манипуляция  сознанием и обман аудитории,  стимулирование перепроизводства, увеличение расходов на рекламу  и как следствие рост цен  на продукцию, рост «бесполезного»  потребления и беспечное отношение  к природным ресурсам, невнимание  к социальным нуждам, прививание  «дурного вкуса» аудитории, угроза  упадка культуры и нравственности.

Межличностная коммуникация.

Межличностная коммуникация предполагает непосредственный контакт людей – лицом к лицу, тет-а-тет. Здесь возможна известная психологическая близость партнеров, наличие сочувствия, понимания и сопереживания.

 
 

Таблица: Различия массовой и межличностной коммуникации.

Массовая  коммуникация Межличностная коммуникация
Опосредованность  общения техническими средствами Непосредственный  контакт в общении
Общение больших социальных групп Общение в  основном отдельных индивидов
Ярко  выраженная социальная ориентированность  общения Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения
Организованный, институциональный характер общения Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения
Отсутствие  непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения Наличие непосредственной обратной связи между людьми в процессе коммуникативного процесса
Повышенная  требовательность к соблюдению принятых норм общения Более «свободное»  отношение к соблюдению принятых норм общения
Однонаправленность  информации и фиксирование коммуникативных  ролей Переменная  смена направленности информации и  коммуникативных ролей
«Коллективный»  характер коммуникатора и его  публичная индивидуальность «Индивидуальный»  характер коммуникатора и его  «приватная» индивидуальность
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория Реципиент — отдельный конкретный человек
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность
Преобладание  двухступенчатого характера восприятия сообщения Преобладание  непосредственного восприятия сообщения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы:

  1. Зяблюк Н. Г. Индустрия управляемой информации. («Паблик рилайшнз» — система пропаганды большого бизнеса США). — М.: 1971
  2. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. «Рефл-бук», «Ваклер». 1999
  3. Терин В.П., Массовая коммуникация: исследование опыта Запада, М., 2000.
  4. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М.:"ОЛМА-ПРЕСС" 2002
  5. Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. М.: «Трейн», 2007
  6. http://xreferat.ru/84/1340-1-massovaya-komunikaciya.html
  7. http://www.e-college.ru/xbooks/xbook083/book/index/index.html?go=part-008*page.htm
  8. http://www.textfighter.org/text15/068.php#_ftn1
  9. Цитата по: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. С. 17.

Информация о работе Массовые и межличностные коммуникации