Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 00:46, реферат
«Ни одно из человеческих качеств не явилось столь важным для развития цивилизации, как способность добывать, распространять и применять знания. Можно сказать, что цивилизация стала возможной в результате человеческого общения…» [Почепцов Г.Г., 2001. С. 17.].
Человек ведет себя по-разному в зависимости от его конкретного положения и окружающей атмосферы: находится ли он один, общается с кем-либо с глазу на глаз, живет ли жизнью компании своих друзей, трудового коллектива, или же он – часть толпы, массы. Очевидно, в каждом случае присутствуют особые виды коммуникации.
Введение.
«Ни одно из человеческих качеств не явилось столь важным для развития цивилизации, как способность добывать, распространять и применять знания. Можно сказать, что цивилизация стала возможной в результате человеческого общения…» [Почепцов Г.Г., 2001. С. 17.].
Человек ведет себя
по-разному в зависимости от его
конкретного положения и
Массовые коммуникации.
Массовая коммуникация — это, прежде всего процесс производства сообщений и их передачи прессой, радио, телевидением, что предполагает общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических средств. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, экономики, политики и культуры. Своеобразная революция средств массовой коммуникации (Интернет): оказывает возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества и отдельного человека.
Элементом теории массовой
коммуникации стало понятие «публики»,
введенное в эпоху
Под публикой ими понималась такая совокупность людей, которые, в отличие от массы, адекватно осознают свои интересы, активно вовлечены в процесс их реализации и, соответственно, обладают своим прилюдно или публично, выражаемым мнением (что, в свою очередь ставит действия публики в связь с публичной формой осуществления государственной власти).
Основные психологические характеристики массовой коммуникации:
1. Интерес, подражание (например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов).
2. Формирование ценностей, которые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание.
3. Эмоциональное и смысловое отождествление потребностей человека в соответствии с поступающей извне информацией.
4. Восприятие, понимание,
переживание, запоминание,
5. Убеждающее воздействие аудитории коммуникантом .
6. Формирование интересов
и стереотипов массового
7. Создание коммуникатором условий для реализации подражания в массовых проявлениях.
8. Формирование слухов с определенными целями.
9. Мотивация и
активизация творческого
Одной из важнейших
социально-психологических
Массовая коммуникация
как социально-психологический
Уникальность
История исследования проблем массовой коммуникации.
Начало исследований массовой коммуникации связывают с именем немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологически обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы.
Огромное значение для изучения массовой коммуникации сыграла работа У. Липпмана «Общественное мнение», вышедшая в свет в 1922 г. Согласно Липпману, мышление человека сводится к реакциям в ответ на внешние стимулы. Сумма таких реакций, полученных из опыта предшествующей деятельности, формирует определенные стереотипы – иллюзорные конструкторы в сознании человека, заменяющие реальность. Поскольку большинство людей не имеют возможности самостоятельно исследовать и оценивать те или иные факты, их мышление основывается на стереотипах. Для формирования и закрепления стереотипов в создании людей достаточно поверхностных оценок различных явлений или событий. В современном мире именно СМК создают большинство стереотипов, формируя «псевдо-окружающую среду», в которой живет большинство современных людей. Следовательно, по Липпману, исследуя комплексные процессы создания стереотипов, можно изучить и феномен массовой коммуникации.
В дальнейшем
изучение массовой
Функции и структура массовой коммуникации.
Массовая информация — это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.
Природа массовой информации непосредственно зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее специфику подвиды — экономическая, политическая, художественная, религиозная, и др.
Цели массовой информации определяются через человека, использующего данную информацию; через призму самой массовой информации; через задачи, которые предполагается решить с ее помощью. В условиях существования социальной организации любая социальная информация имеет прямую или косвенную цель — управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д.
Средства передачи массовой информации.
Современная система СМК подразделяются на три вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику.
СМИ — это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.
Пресса — это массовые периодические печатные издания. Пресса — единственное средство, дающее потребителю информации возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития. Основное место в системе периодических изданий занимают газеты.
Радио — это массовое аудиальное СМИ. Уникальность радио в его вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные программы и при этом заниматься другими делами. Радио — одно из важнейших средств социального контроля (в частности, государственного), благодаря которому можно управлять сознанием и поведением одновременно большого числа людей.
Телевидение — это аудиовизуальное СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные возможности.
Информационные службы — это организации, собирающие и пересылающие новости. Традиционно они составляют основу национальной и международной систем распространения новостей. Корреспонденты информационных служб собирают сведения, которые затем перепродаются подписчикам — газетам, журналам, государственным органам, телекомпаниям, коммерческим и другим структурам.
PR-фирмы — это организации, разрабатывающие и предлагающие руководству коммерческих, политических, общественных и других структур ключевую концепцию их политики или отдельные рекомендации в сфере связей с общественностью.
Public relations (PR) — это специальная система управления информацией (в том числе и социальной), где под управлением понимается процесс создания информационных поводов и информации заинтересованной в ней стороной; распространение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения.
Большинство современных СМИ немыслимы без рекламы. Реклама не только дает финансовую подпитку СМИ, но и ориентирует на гедонизм и сопричастность к самым вожделенным потребностям аудитории. Анализируя роль рекламы в СМИ, можно обнаружить как позитивные, так и негативные ее проявления. К позитивным относятся экономический рост, стимул к снижению цен, увеличение выпуска продукции потребления, субсидии СМИ, динамизм экономического соревнования, расширение рынка, создание дополнительных рабочих мест, продуманный выбор, свобода решения потребителя, формирование новой культуры и эстетики.
Однако реклама
имеет ряд очевидных
Межличностная коммуникация.
Межличностная коммуникация предполагает непосредственный контакт людей – лицом к лицу, тет-а-тет. Здесь возможна известная психологическая близость партнеров, наличие сочувствия, понимания и сопереживания.
Таблица: Различия массовой и межличностной коммуникации.
Массовая коммуникация | Межличностная коммуникация |
Опосредованность общения техническими средствами | Непосредственный контакт в общении |
Общение больших социальных групп | Общение в основном отдельных индивидов |
Ярко выраженная социальная ориентированность общения | Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения |
Организованный, институциональный характер общения | Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения |
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения | Наличие непосредственной обратной связи между людьми в процессе коммуникативного процесса |
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения | Более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения |
Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей | Переменная смена направленности информации и коммуникативных ролей |
«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность | «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность |
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория | Реципиент — отдельный конкретный человек |
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений | Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность |
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения | Преобладание непосредственного восприятия сообщения |
Список используемой литературы: