Массовая коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:06, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании понятия социологии коммуникации на примере анализа явления массовой коммуникации, рассмотрения ее основных особенностей.

Содержание

1.Введение.........................................................................................................стр.1
2. Понятие массовой коммуникации. Основные положения и цели. Методика исследований.................................................................................стр.3
3. Средства массовой коммуникации и современное общество............................................................................................................стр.7
4. Результаты воздействия массовых коммуникаций на индивидуальное и массовое сознание................................................................................... ... стр.9
5. Заключение ................................................................................................стр.15
4. Список исрльзуемой литературы ........................................................стр. 16

Работа содержит 1 файл

мк 2.doc

— 100.50 Кб (Скачать)
 
 

1.Введение.........................................................................................................стр.1 

2. Понятие массовой  коммуникации. Основные положения  и цели. Методика исследований.................................................................................стр.3 

3. Средства массовой  коммуникации и современное общество............................................................................................................стр.7 

4. Результаты  воздействия массовых коммуникаций на индивидуальное и массовое сознание................................................................................... ... стр.9 

5. Заключение ................................................................................................стр.15 

4. Список исрльзуемой литературы ........................................................стр. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   

       Социология  коммуникаций — отрасль  социологии, занимающаяся исследованием  роли и места коммуникации в обществе, а также воздействием, которое она оказывает на сознание и поведение индивидов. Социология коммуникаций в основном имеет дело с изучением процессов передачи информации между социальными группами, а не межличностным общением, которым преимущественно занимается психология, поэтому вместо термина «социология коммуникаций» часто используется термин «социология массовых коммуникаций».Это исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и  обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом). 

       Социальная  коммуникация в процессе  своего осуществления  решает  три основных взаимосвязанных   задачи: 

      - интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних- в единую и целую систему общества; 

       - внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей,  социальных организаций и институтов; 

       - отделение и обособление общества  и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций. 

   Понятия  «массовая коммуникация», «массовая  информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Это связано с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках специфического вида социальной общности «масса», «толпа», «публика», и с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации.  Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Средства массовой коммуникации (СМК) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети),  с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.)  на количественно большие рассредоточенные аудитории.2 

   Массовая  коммуникация- одно важнейших явлений  совpеменного общества. , котоpое  оказывает непосредственое влияние  на экономику, политику и культуpу,  охватывает междунаpодные, межгpупповые  и межличностные отношения. СМК оказывают возpастающее воздействие как на матеpиально - пpоизводственную, так и на социально - политическую, культуpно-идеологическую области жизни всего человечества и каждого отдельного человека. 

 

 Цель данной  работы состоит в исследовании  понятия социологии коммуникации на примере анализа явления массовой коммуникации, рассмотрения ее основных особенностей.

 

 

 

  Понятие массовой  коммуникации. Основные  положения и цели. Методика исследований.

   

   Массовая  коммуникация - процесс распространения информации, сведений, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п. с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, пространственно рассредоточенные аудитории. Этот феномен прежде всего характеризуется: 

   - наличием  технических средств,  обеспечивающих  регулярный выход и тиражированностью; 

   - социальной  значимостью информации, способствующей  повышению мотивированности  массовой  коммуникации; 

   - массовостью  аудитории, которая  вследствие  ее рассредоточенности  и анонимности требует тщательно  продуманной ценностной ориентации; 

   - многоканальностью  и возможностью  выбора коммуникативных 

   средств,  обеспечивающих вариативность массовой  коммуникации. 

   Различные  подходы к пониманию структуры   массовой коммуникации и ее функционированию отражены в обобщенных схемах, представляющих в описательной и/или графической формах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели коммуникативного акта, разработанной в 1948г. американским политологом Г. Лассуэллом. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс:  кто сообщает — что  — по какому каналу — кому — с каким эффектом.  

   Природа  массовой информации непосредственно   зависит от характера деятельности  людей в различных социальных  сферах. При этом социальная информация  разделяется на отражающие ее  специфику подвиды — экономическая,  политическая, художественная, религиозная, и др. 

   Социальный  характер циркулирующей в обществе  массовой информации обусловлен  следующими факторами, определяющими  ее сущность и специфику: содержание (как данная информация отражает  общественные процессы); субъект  использования и назначения (как данная массовая информация используется людьми в чьих-либо интересах); специфика обращения (как данная информация добывается, фиксируется, обрабатывается и передается). 

   Цели  массовой информации определяются  через  субъекта, использующего данную информацию; через призму самой массовой информации; через задачи, которые предполагается решить с ее помощью. В условиях существования социальной организации любая социальная информация имеет прямую или косвенную цель — управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д. 

   Развитие  средств массовой информации  создало условия для манипулирования  общественным сознанием, что особенно  опасно в условиях диктаторских  режимов. В связи с этим социологи  стали изучать проблемы эффективности пропаганды и контрпропаганды. В этих исследованиях эффективность коммуникации рассматривалась как прямое следствие единичного или повторяющегося пропагандистского воздействия, выявлялись факторы, усиливающие или ослабляющие его.  

   Позже  понятие эффективности было дополнено  понятиями функции и дисфункции, а объектом исследования все больше становилась система социальных связей, в которых протекает и на которые влияет процесс массовой коммуникации. Массовая коммуникация влияет на распространение стандартов восприятия реальности, культурных норм, эталонов поведения. В последние годы большое внимание уделяется рекламе, массовой культуре, влиянию технических средств коммуникации на общество; обостряется интерес к глобальным проблемам распространения информации, новым информационным реалиям. 

   Основными  функциями, которые выполняет  массовая коммуникация в обществе, являются: информирование о происходящих  событиях; помощь обществу в решении  его проблем; передача знаний  об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение); развлечение.  

   Ранее  предполагалось, что воздействие  сообщений средств массовой информации (СМИ) выражено непосредственно  и осязаемо. Однако в дальнейшем  такие взгляды изменились на  совершенно противоположные: эффективность влияния массовой коммуникации была признана минимальной. Наибольшее распространение эти взгляды имели в 50-х гг., когда считалось, что межличностные контакты более значимы для распространения фактов и мнений в обществе, чем массовая коммуникация. Информация от СМИ вначале поступает к так называемым лидерам мнения («opinion leaders») в обществе, которые затем передают ее другим людям в процессе межличностной коммуникации. 

   В частности,  было обнаружено, что на решение  избирателей о поддержке  того или иного кандидата мнение друзей влияет в большей степени, чем позиция СМИ. «Лидеров мнения»  трудно отличить от других людей: в разные периоды времени и по разным проблемам лидерами бывают разные люди (экспериментально установлено разнообразие лидеров в таких областях, как экономика, мода, общественная жизнь). Интерес к какой-то проблеме — важная детерминанта лидера, однако для того, чтобы человек стал выполнять данную роль, необходим некоторый уровень интереса к этой проблеме и у других членов группы. В качестве критики указанных взглядов можно высказать следующее замечание: в них постулируется однонаправленность влияния массовой коммуникации на человека, а также людей друг на друга. 

   В 60-х  гг. считалось, что хотя массовые  коммуникации и оказывают влияние  на установки и мнения людей, однако это влияние опосредовано характеристиками аудитории. Воздействие сообщений СМИ на аудиторию имеет не непосредственный, а опосредованный некоторыми промежуточными переменными характер. К наиболее важным из них относятся: позиция группы, к которой принадлежит реципиент, или позиция ее отдельных членов, а также селективность, т.е. склонность человека отбирать ту информацию, которая согласуется с его ценностями и мнениями. В результате степень влияния оценивалась как не очень высокая. 

   Начиная  с 70-х гг., все больше сторонников   приобретает тезис о возрастающем  влиянии массовой коммуникации  на массовое сознание. В частности,  именно она задает спектр обсуждаемых  людьми тем (agenda-setting). Массовая  коммуникация в большей степени воздействует на то, о чем говорит человек (тема), нежели на его конкретную позицию по данной теме. Экспериментальные исследования, проведенные с целью подтверждения данного постулата, показали: действительно, чем больше говорят о некоторой теме по радио и на телевидении, тем чаще она обсуждается на уровне межличностных контактов. 

   Воздействует  массовая коммуникация и на  мнения людей по конкретным  вопросам социальной жизни. Такого  рода воздействие осуществляется  следующим образом: некоторые индивиды, сознавая, что их мнение совпадает с мнением большинства, высказывают его, в то время как другие лица, имеющие отличную от общепринятой позицию, оставляют ее при себе. Этот процесс движется по спирали, в результате чего некоторые темы или позиции попадают в центр внимания населения, а другие отбрасываются на периферию общественного интереса. Такого рода «спираль умолчания», по-видимому, вызывается страхом изоляции. Согласие с общепринятым — не только способ быть на стороне «победившей стороны», но и попытка избежать изоляции от группы. Угроза критики — значимый фактор для «умалчивающих» людей (запускающих спираль умолчания). Массовая коммуникация играет важную роль в «спирали умолчания». С ее помощью люди узнают, какие мнения популярны в обществе, а какие — нет. 

   В настоящее  время для объяснения механизмов  влияния массовой коммуникации  на индивидуальное и массовое  сознание предложены многочисленные  теории. Наиболее популярны из  них теория использования и  удовлетворения и теория зависимости.  В первой подчеркивается, что человек выступает в качестве активного фильтра информации, а не ее пассивного получателя. Он осуществляет отбор сообщений СМИ для того, чтобы удовлетворять некоторые свои потребности. Таким образом, аудитория СМИ активна и целеустремленна, а человек — инициатор выбора сообщения — хорошо осведомлен о своих желаниях и потребностях. Он, зная собственные потребности, ищет различные способы их удовлетворения, одним из которых и являются СМИ: они как бы вступают в спор с другими источниками удовлетворения потребностей. Например, потребность в развлечениях можно удовлетворить не только сидя у телевизора, но и встретившись с друзьями, посетив футбольный матч или пивную.

Информация о работе Массовая коммуникация