Массовая коммуникация как механизм социального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - показать роль массовых коммуникаций как механизм социального управления.

Задачи:

1.Рассмотреть теоретические аспекты массовых коммуникаций;

2.Выявить основные признаки и классификацию массовых коммуникаций;

3.Проанализировать информационно-психологические функции массовой коммуникации;

4.Рассмотреть воздействие массовых коммуникаций.

Содержание

Введение......................................................................................................................................3

Глава 1. Понятия, функции и механизмы массовой коммуникации...........................4

Глава 2. Основные направления исследований массовой коммуникации как механизма социльного управления......................................................................................11

Заключение.................................................................................................................................21

Список литературы...................................................................................................................23

Работа содержит 1 файл

Массовые коммуникации и медиапланирование.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     2.Межличностная — между отдельными представителями этих народов или государств;

     3.Организационная (коммуникация в деловой и производственной сфере, включающая межличностную, групповую и личностно-групповую).Массовая коммуникация.

     Массовая  коммуникация представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений. Такими каналами являются: 1) печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); 2) радио и телевидение — сеть широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио— и телеприёмные устройства; 3) кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью проекционных установок; 4) звукозапись (система производства и распространения грампластинок, магнитофонных роликов или кассет); видеозапись.

     Основная  функция массовой коммуникации заключается  в обеспечении взаимосвязи между  элементами общности (индивидами, социальными  группами, классами) и между самими общностями с целью поддержания динамического единства и целостности данного социального образования.

     Массовая  коммуникация, распространяя информацию о фактах, событиях, социальных и  культурных ценностях как международного, так и регионального характера, реализует свою основную функцию, решая следующие социальные задачи: 1) Создает и поддерживает общую «картину мира». 2) Создает и поддерживает «картину отдельной общности». 3) Передает от поколения к поколению ценности культуры. 4) Предоставляет массовой аудитории развлекательную, тонизирующую информацию.

     Массовая  коммуникация — это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

     Средства  и предпосылки массовой коммуникации.

     Основными средствами массовой коммуникации являются печать, радио, кино и телевидение, которые определяются также как средства массовой информации.

     Материальной  предпосылкой возникновения массовой коммуникации в 1-й половине 20 века стало создание технических устройств, позволивших осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объёмов словесной, образной и музыкальной информации.

     Модели  массовой коммуникации.

     Модель  Лассуэлла: «кто, что сказал, посредством какого канала коммуникации, кому, с каким результатом».

     Прикладные  модели коммуникации — модели, которые отслеживают составляющие коммуникативной цепочки с целью прогнозирования новых эффективных коммуникативных действий.

     Прикладная  модель коммуникации по Шеннону:

     1.Техническая — точность передачи информации от отправителя к получателю.

     2.Семантическая — интерпретация сообщения получателем в сопоставлении с изначальным значением.

     3.Эффективность — результаты изменения поведения в связи с переданным сообщением. 

     Также Шеннон определял пять моделей массовой коммуникации:

     1.Источник информации; 2.Передатчик; 3.Канал передачи; 4.Приемник и конечную цель; 5.Расположенные в линейной последовательности (линейная модель).

     Условия функционирования массовой коммуникации (по Конецкой).

     1.Массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по интересам и т.п.);

     2.Социальная значимость информации;

     3.Наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала).

     Участниками массовой коммуникации являются не индивиды, а некие собирательные образы, как: народ, армия, и д.р.

     Виды  СМК (СМИ). К СМК относятся: — пресса, радио, телевидение; — кинематограф, звукозаписи и видеозаписи; — видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; — домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи3.

     Издательство  — предприятие, осуществляющие подготовку, производство и выпуск книжной и  другой печатной продукции (документов).

     Периодическое издание — сериальное издание, выходящее: — через определенные промежутки времени; — постоянным для каждого  года числом номеров (выпусков); — не повторяющимися по содержанию, однотипно  оформленными нумерованными и/или датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие.

     Газета  — периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. Обычно газета издается в виде больших листов (полос).

     Журнал  — периодическое журнальное издание: — содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам; — литературно-художественные произведения; — имеющее постоянную рубрикацию; — официально утвержденное в качестве журнального издания.

     Дайджест  — периодическое издание, перепечатывающее материалы из других изданий, приспосабливая их к интересам и образовательному уровню широкой аудитории.

     Корпоративное издание — корпоративная газета или журнал, позволяющие: — доносить до широкой общественности без искажений  позиции и мнения компании; —  сообщать общественности о своих  достижениях и планах. Кроме того, корпоративные издания являются эффективным инструментом формирования корпоративной культуры. 
 

     Условия функционирования средств массовой коммуникации. К подобным условиям можно отнести следующее:

     1.Наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность массовой коммуникации;

     2.Социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой коммуникации:

     3.Массовая аудитория, которая, учитывая ее рассредоточенность и анонимность, требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

     4.Многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающие вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

     Разберем  каждый пункт подробнее.

     1. Технические средства. Среди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, принято различать средства массовой информации (СМИ), средства массового воздействия и собственно технические средства. К СМИ относятся периодическая печать (пресса), радио и телевидение. К средствам массового воздействия относятся кино, театр, цирк, все зрелищные представления и художественная литература. СМИ — отличаются периодичностью. Средства массового воздействия характеризуются периодичностью обращения к массовой аудитории. Технические средства коммуникации (телефон, телетайп и т.п.) не имеют массового охвата аудитории, и передаваемая информация может носить сугубо личный характер, не связанный с социально значимыми реалиями.

     Европейская пресса ведет отсчет времени с XVII в. (впервые появилась коммерческая газета). Первая газета в США — в 1833г.  Радио как СМИ — 75-лет. Телевидение — чуть больше 50-ти.

     Телевидение. В отличие от фильма (кино — как прототип ТВ), телепередачи не имеют целостности и законченности, рассказчик (коммуникатор) идентифицирован и легко узнаваем, имеет постоянную аудиторию, которая вместе с тем имеет возможность выбора (может переключить канал). Наибольшее различие по ряду признаков отмечается между прессой (как каналом письменной коммуникации) и радио, а также телевидением как каналами устной коммуникации.

     СМИ обеспечивают регулярность и тиражированность информации и благодаря этому  являются мощным механизмом воздействия  на массовую аудиторию. Телевидение, как  и радио, имеет возможность реализовать  опосредованную межличностную коммуникацию4, включая в программы различного рода популярные интервью и беседы. Для внутриличностной коммуникации предлагаются телетекст и видеотекст.

     Компьютерные  видеоигры и программы предназначены  для индивидуального пользования, равно как и видеодиски, использующие лазерную технику.

     Появления новых средств массовых коммуникаций расширяют функции СМИ в следующих  направлениях: 1) децентрализация — выбор программы зависит от индивида, 2) увеличение объема информационных программ (благодаря кабельному и спутниковому телевидению), 3) возможность интерактивности — взаимодействия через обратную связь для обмена информацией.

     2.Социальная значимость информации. Привлекательность  СМИ для массовой аудитории. Содержание массовой коммуникации оказывает влияние на аудиторию в разных аспектах (обучение, убеждение, внушение и т.п.) Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и от регулярности выхода в эфир. Наряду с социальной актуальностью смысловой информации, большое значение имеет оценочная информация.  Получатель информации вольно или невольно «ожидает» оценочную информацию. Именно оценочная информация в значительной степени способствует формированию общественного мнения.

     3.Массовая аудитория. Как компонент массовой коммуникации характеризуется неоднородностью, рассредоточенностью (по территориальному признаку) и анонимностью. Индивиды, образующие эту аудиторию, рассматриваются как личности, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. Именно при помощи массовой коммуникации эти личности могут установить и поддерживать отношения и связи не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.

     4.Способы и средства массовой коммуникации.

     Различают следующие способы: 1) направленность; 2) многоканальность;  3) нормативность; 4) вариативность коммуникативных средств.

     Раньше  массовая коммуникация была однонаправлена. С введением в практику писем  и звонков читателей, слушателей и зрителей — стала взаимонаправленной (взаимный интерес).

     Заслуживает внимания т.н. скрытая обратная связь (характерная для радио и телевидения). Опытный коммуникатор может прогнозировать реакцию слушателя или зрителя  на ту или иную информацию и на ее оценочную интерпретацию.

     Эффект  соучастия в процессе коммуникации тем сильнее, чем лучше осуществляется эта скрытая обратная связь. Это достигается при помощи продуманного структурирования дикторского дискурса, предусматривающего последовательность информации, и за счет тщательного отбора коммуникативных средств — слов, формул общения, стереотипов речевого поведения, включающего фонационные и кинетические средства невербальной коммуникации.

     В массовой коммуникации различается  степень социальной опосредованности. Телепередачи в прямом эфире (репортажи, интервью) являются непосредственно направленными. Подготовленные и отредактированные телепередачи социально опосредованы.

     Массовая  коммуникация отличается многоканальностью. Используются следующие каналы: 1) визуальный, 2) аудитивный, 3) аудитивно-визуалъный каналы. Основное различие между ними заключается в преимущественном использовании письменной или устной форм коммуникации.

 

      Глава 2. Основные направления исследований массовой коммуникации

как механизма социльного управления

     Теории  политико-коммуникационных процессов.

     Выделение исследований политической коммуникации, под которой в общем случае понимается “обмен информацией между  субъектами политической жизни, а также  между государством и гражданами”  в относительно самостоятельную  область теоретического и прикладного анализа было положено работами Г. Лассуэлла, посвященными анализу феномена пропаганды в период первой мировой войны и впоследствии в значительной мере обусловливалось развитием американской политической науки. На протяжении уже более, чем полувека данные исследования развиваются в США в русле двух основных направлений. Первое из них связано с построением микроуровневых когнитивных конструкций, которые выступают в качестве основы упорядочения и обобщения эмпирических данных о результатах информационного воздействия, имеющего своей целью изменение политических установок, мнений, поведения на уровне индивидов. Второе направление сопряжено с построением макроуровневых моделей, концептуально отображающих содержание и тенденции развития процессов информационного воздействия и взаимодействия субъектов политики на уровне политической системы и общества в целом. Поскольку, в отличие от европейской традиции с присущим ей взглядом на политологию как на общую интегративную науку, включающую весь комплекс знаний о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом, и отечественного обществознания со свойственным ему холизмом в понимании общества и соответствующей ориентацией на создание глобальных общемировоззренческих конструктов, англо-американская политическая наука принципиально игнорирует нормативно-ценностные подходы как метафизические и признает в качестве научных лишь аналитические конструкты, которые можно подвергнуть эмпирической верификации, а также – добавим – нацеливается не только на изменение или прирост базисного теоретического знания, но и на его практическое применение с целью достижения реальных политических результатов, наиболее динамичное развитие в США получило именно первое направление политико-коммуникационных исследований.

Информация о работе Массовая коммуникация как механизм социального управления