Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:29, контрольная работа
Цель работы - показать роль массовых коммуникаций как механизм социального управления.
Задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты массовых коммуникаций;
2.Выявить основные признаки и классификацию массовых коммуникаций;
3.Проанализировать информационно-психологические функции массовой коммуникации;
4.Рассмотреть воздействие массовых коммуникаций.
Введение......................................................................................................................................3
Глава 1. Понятия, функции и механизмы массовой коммуникации...........................4
Глава 2. Основные направления исследований массовой коммуникации как механизма социльного управления......................................................................................11
Заключение.................................................................................................................................21
Список литературы...................................................................................................................23
2.Межличностная — между отдельными представителями этих народов или государств;
3.Организационная (коммуникация в деловой и производственной сфере, включающая межличностную, групповую и личностно-групповую).Массовая коммуникация.
Массовая коммуникация представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений. Такими каналами являются: 1) печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); 2) радио и телевидение — сеть широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио— и телеприёмные устройства; 3) кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью проекционных установок; 4) звукозапись (система производства и распространения грампластинок, магнитофонных роликов или кассет); видеозапись.
Основная
функция массовой коммуникации заключается
в обеспечении взаимосвязи
Массовая коммуникация, распространяя информацию о фактах, событиях, социальных и культурных ценностях как международного, так и регионального характера, реализует свою основную функцию, решая следующие социальные задачи: 1) Создает и поддерживает общую «картину мира». 2) Создает и поддерживает «картину отдельной общности». 3) Передает от поколения к поколению ценности культуры. 4) Предоставляет массовой аудитории развлекательную, тонизирующую информацию.
Массовая коммуникация — это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Средства и предпосылки массовой коммуникации.
Основными средствами массовой коммуникации являются печать, радио, кино и телевидение, которые определяются также как средства массовой информации.
Материальной предпосылкой возникновения массовой коммуникации в 1-й половине 20 века стало создание технических устройств, позволивших осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объёмов словесной, образной и музыкальной информации.
Модели массовой коммуникации.
Модель Лассуэлла: «кто, что сказал, посредством какого канала коммуникации, кому, с каким результатом».
Прикладные модели коммуникации — модели, которые отслеживают составляющие коммуникативной цепочки с целью прогнозирования новых эффективных коммуникативных действий.
Прикладная модель коммуникации по Шеннону:
1.Техническая — точность передачи информации от отправителя к получателю.
2.Семантическая — интерпретация сообщения получателем в сопоставлении с изначальным значением.
3.Эффективность
— результаты изменения поведения в связи
с переданным сообщением.
Также Шеннон определял пять моделей массовой коммуникации:
1.Источник информации; 2.Передатчик; 3.Канал передачи; 4.Приемник и конечную цель; 5.Расположенные в линейной последовательности (линейная модель).
Условия функционирования массовой коммуникации (по Конецкой).
1.Массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по интересам и т.п.);
2.Социальная значимость информации;
3.Наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала).
Участниками массовой коммуникации являются не индивиды, а некие собирательные образы, как: народ, армия, и д.р.
Виды СМК (СМИ). К СМК относятся: — пресса, радио, телевидение; — кинематограф, звукозаписи и видеозаписи; — видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; — домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи3.
Издательство — предприятие, осуществляющие подготовку, производство и выпуск книжной и другой печатной продукции (документов).
Периодическое издание — сериальное издание, выходящее: — через определенные промежутки времени; — постоянным для каждого года числом номеров (выпусков); — не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и/или датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие.
Газета
— периодическое газетное издание,
выходящее через краткие
Журнал
— периодическое журнальное издание:
— содержащее статьи или рефераты
по различным общественно-
Дайджест — периодическое издание, перепечатывающее материалы из других изданий, приспосабливая их к интересам и образовательному уровню широкой аудитории.
Корпоративное
издание — корпоративная газета
или журнал, позволяющие: — доносить
до широкой общественности без искажений
позиции и мнения компании; —
сообщать общественности о своих
достижениях и планах. Кроме того, корпоративные
издания являются эффективным инструментом
формирования корпоративной культуры.
Условия функционирования средств массовой коммуникации. К подобным условиям можно отнести следующее:
1.Наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность массовой коммуникации;
2.Социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой коммуникации:
3.Массовая аудитория, которая, учитывая ее рассредоточенность и анонимность, требует тщательно продуманной ценностной ориентации;
4.Многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающие вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.
Разберем каждый пункт подробнее.
1. Технические средства. Среди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, принято различать средства массовой информации (СМИ), средства массового воздействия и собственно технические средства. К СМИ относятся периодическая печать (пресса), радио и телевидение. К средствам массового воздействия относятся кино, театр, цирк, все зрелищные представления и художественная литература. СМИ — отличаются периодичностью. Средства массового воздействия характеризуются периодичностью обращения к массовой аудитории. Технические средства коммуникации (телефон, телетайп и т.п.) не имеют массового охвата аудитории, и передаваемая информация может носить сугубо личный характер, не связанный с социально значимыми реалиями.
Европейская
пресса ведет отсчет времени с XVII
в. (впервые появилась
Телевидение. В отличие от фильма (кино — как прототип ТВ), телепередачи не имеют целостности и законченности, рассказчик (коммуникатор) идентифицирован и легко узнаваем, имеет постоянную аудиторию, которая вместе с тем имеет возможность выбора (может переключить канал). Наибольшее различие по ряду признаков отмечается между прессой (как каналом письменной коммуникации) и радио, а также телевидением как каналами устной коммуникации.
СМИ обеспечивают регулярность и тиражированность информации и благодаря этому являются мощным механизмом воздействия на массовую аудиторию. Телевидение, как и радио, имеет возможность реализовать опосредованную межличностную коммуникацию4, включая в программы различного рода популярные интервью и беседы. Для внутриличностной коммуникации предлагаются телетекст и видеотекст.
Компьютерные
видеоигры и программы
Появления
новых средств массовых коммуникаций
расширяют функции СМИ в
2.Социальная значимость информации. Привлекательность СМИ для массовой аудитории. Содержание массовой коммуникации оказывает влияние на аудиторию в разных аспектах (обучение, убеждение, внушение и т.п.) Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и от регулярности выхода в эфир. Наряду с социальной актуальностью смысловой информации, большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно «ожидает» оценочную информацию. Именно оценочная информация в значительной степени способствует формированию общественного мнения.
3.Массовая аудитория. Как компонент массовой коммуникации характеризуется неоднородностью, рассредоточенностью (по территориальному признаку) и анонимностью. Индивиды, образующие эту аудиторию, рассматриваются как личности, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. Именно при помощи массовой коммуникации эти личности могут установить и поддерживать отношения и связи не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.
4.Способы и средства массовой коммуникации.
Различают следующие способы: 1) направленность; 2) многоканальность; 3) нормативность; 4) вариативность коммуникативных средств.
Раньше массовая коммуникация была однонаправлена. С введением в практику писем и звонков читателей, слушателей и зрителей — стала взаимонаправленной (взаимный интерес).
Заслуживает
внимания т.н. скрытая обратная связь
(характерная для радио и
Эффект соучастия в процессе коммуникации тем сильнее, чем лучше осуществляется эта скрытая обратная связь. Это достигается при помощи продуманного структурирования дикторского дискурса, предусматривающего последовательность информации, и за счет тщательного отбора коммуникативных средств — слов, формул общения, стереотипов речевого поведения, включающего фонационные и кинетические средства невербальной коммуникации.
В массовой коммуникации различается степень социальной опосредованности. Телепередачи в прямом эфире (репортажи, интервью) являются непосредственно направленными. Подготовленные и отредактированные телепередачи социально опосредованы.
Массовая коммуникация отличается многоканальностью. Используются следующие каналы: 1) визуальный, 2) аудитивный, 3) аудитивно-визуалъный каналы. Основное различие между ними заключается в преимущественном использовании письменной или устной форм коммуникации.
Глава 2. Основные направления исследований массовой коммуникации
как механизма социльного управления
Теории политико-коммуникационных процессов.
Выделение исследований политической коммуникации, под которой в общем случае понимается “обмен информацией между субъектами политической жизни, а также между государством и гражданами” в относительно самостоятельную область теоретического и прикладного анализа было положено работами Г. Лассуэлла, посвященными анализу феномена пропаганды в период первой мировой войны и впоследствии в значительной мере обусловливалось развитием американской политической науки. На протяжении уже более, чем полувека данные исследования развиваются в США в русле двух основных направлений. Первое из них связано с построением микроуровневых когнитивных конструкций, которые выступают в качестве основы упорядочения и обобщения эмпирических данных о результатах информационного воздействия, имеющего своей целью изменение политических установок, мнений, поведения на уровне индивидов. Второе направление сопряжено с построением макроуровневых моделей, концептуально отображающих содержание и тенденции развития процессов информационного воздействия и взаимодействия субъектов политики на уровне политической системы и общества в целом. Поскольку, в отличие от европейской традиции с присущим ей взглядом на политологию как на общую интегративную науку, включающую весь комплекс знаний о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом, и отечественного обществознания со свойственным ему холизмом в понимании общества и соответствующей ориентацией на создание глобальных общемировоззренческих конструктов, англо-американская политическая наука принципиально игнорирует нормативно-ценностные подходы как метафизические и признает в качестве научных лишь аналитические конструкты, которые можно подвергнуть эмпирической верификации, а также – добавим – нацеливается не только на изменение или прирост базисного теоретического знания, но и на его практическое применение с целью достижения реальных политических результатов, наиболее динамичное развитие в США получило именно первое направление политико-коммуникационных исследований.
Информация о работе Массовая коммуникация как механизм социального управления