Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:57, доклад
Марк Цукерберг как создатель Fasebook. История появления Facebook. Российские акционеры в Facebook. Внутренняя валюта. Геолокация. Социальные плагины.
Марк родился 14 мая 1984 г. и вырос в зажиточном районе Нью-Йорка Доббз Ферри. Он был вторым из четырех детей и единственным сыном в интеллигентной семье стоматолога и психиатра.
Интерес к программированию
у него проснулся едва ли не в
начальной школе. Когда в шестом классе у Марка наконец
появился компьютер, увлечение приняло
характер творческой горячки. Его первым
языком стал С++, а вовсе не Pascal или Basic,
с которых обычно начинается путь начинающих
программистов К девятому классу он сделал
компьютерный вариант популярной тогда
настольной игры "Риск". Однако настоящий
успех пришел к нему во время учебы в школе-интернате,
находящейся в городе Нью-Хэмпшир.
Также еще в школе он вместе с другом написал программку для MP3-player Winamp, которая позволяла компьютеру анализировать музыкальные предпочтения пользователя и самостоятельно создавать плей-листы, идеально подходящие ему именно в данное время. После размещения программы в Интернете для свободного доступа Microsoft был готов заплатить за "музыкальную шкатулку" не менее двух миллионов долларов, но создатель уклонился от сделки под предлогом "не продается вдохновенье".
Удивительно, что при такой увлеченности Цукерберг находил время и для других занятий: прекрасно успевал по математике и естественным наукам. С энтузиазмом отдавался такому неординарному спорту, как фехтование. Погружался в античность - действие его "Риска" происходит во времена Древнего Рима - и изучал древние языки. Однажды три месяца школьных каникул провел в летней школе на курсах древнегреческого языка. Правда, передумал поступать на соответствующее отделение, но умение читать и писать на обоих классических языках сохранил. А в университете выбрал достаточно неожиданную, хотя и объяснимую дисциплину - психологию.
Университетская успеваемость была так себе: страсть к программированию отнимала слишком много времени. Порой подготовка к экзаменам требовала неординарных решений, как, например, в эпизоде с 500 картинами на курсе по истории искусства. До экзаменов оставалось два дня, и прочесть хоть что-то про каждое полотно было невозможно. Цукерберг быстренько создал сайт, на каждой странице которого поставил по картине, и попросил сокурсников высказаться по поводу произведений. "Через два часа, - вспоминает рационализатор, сравнивая себя с Томом Сойером, красящим забор при помощи коммерческой смекалки, - каждая картина обросла комментариями, и тот экзамен я сдал на отлично".
В Гарварде не было
Тогда Марк взломал университетскую
базу данных и стал размещать на своем сайте фотографии
студентов парами с призывом проголосовать,
кто из двоих привлекательнее. За четыре
часа на сайте побывало почти полтысячи
пользователей. Разумеется, случился скандал
и ресурс отрубили. Инициатора едва не
исключили, заставив извиниться перед
другими студентами. Те, однако, не чувствовали
себя обиженными и требовали ресурс восстановить.
Администрации пришлось уступить. Цукерберг
вновь открыл свой сервис. За две недели
там зарегистрировалась половина гарвардцев.
За это нарушение администрация сделала
студенту серьезный выговор, однако комиссия
отметила, что он является талантливым
компьютерным специалистом. Далее в голову
Цукерберга пришла идея создания сайта
Facebook. Сначала он работал с группой ребят
со старших курсов над сайтом ConnectU.
Там он был в качестве программиста. Но
однажды он сказал партнерам о своем уходе
их проекта. А через некоторое время Цукерберг
запустил социальную сеть Facebook. Бывшие
партнеры утверждали, что Марк похитил
их идею. Однако эта информация до сих
пор осталась невыясненной.
История появления Facebook
В памятный день 4 февраля 2004 года появилась
социальная сеть Facebook. Запросы пришли
и из других вузов. К середине весны к одному
из первых социальных порталов присоединились
такие знатные вузы как Стэнфорд, Йель
и другие.
Facebook стал популярен среди студентов в основном из-за удобства самоорганизации по группам, курсам и тусовкам, которые уже существуют в вузах в оффлайне. Здесь предлагают размещать фотографии и любую информацию о себе - от научных и творческих интересов до гастрономических и любовных предпочтений.
В компании Цукерберга видят два принципиальных отличия Facebook от других социальных сетей. Во-первых, здесь реальные люди ищут реально существующих людей - с адресом на том же почтовом домене. Во-вторых, на Facebook вы сами определяете, каким группам пользователей доступна ваша информация - только однокурсникам или всем обитателям кампуса, только землякам или, предположим, всем поклонникам живописи Леонардо да Винчи.
Марк потратил на бизнес все деньги, отложенные родителями на оплату его учебы, но для мегапроекта этого естественно не хватило. И поэтому как-то летом Цукерберг рванул в Силиконовую долину, туда, где интересные идеи, если повезет, могут получить поддержку. И снова удача улыбнулась напористому парню. Подобно герою финского писателя Мартти Ларни, вышедшего из дому за спичками, а оказавшегося в Америке, студент Цукерберг поехал на разведку и застрял в Пало-Альто - сердце Силиконовой долины.
Однажды вечером на улице он случайно встретился с Шоном Паркером (Sean Parker), и одним из создателей программы для обмена файлами Napster.. Именно Паркер познакомил Цукерберга с Питером Тилом (Peter Thiel), соучредителем платежной системы PayPal. Опытный бизнесмен после пятнадцатиминутного разговора проинвестировал рыжеволосого юнца на 500 тысяч долларов. Цукерберг написал в университет заявление о бессрочном академическом отпуске, как в свое время сделал другой известный гарвардский «недоучка» - Билл Гейтс.
Полмиллиона - это только на первый взгляд большие деньги. Марк и его команда совершенствовали свое детище в арендованных помещениях в Пало-Альто: кто - сидя на шатких стульях, кто - прямо на полу. В комнатах, где стояли серверы, не было вентиляции. При калифорнийской летней жаре в 45 градусов пластиковые стойки плавились по краям.
В ноябре 2004 года число пользователей перешагнуло за миллион. Еще через полгода с помощью Питера Тила компании удалось получить серьезные средства - 12,7 миллиона долларов от Accel Partners. Осенью 2005-го насчитывалось уже больше 5 миллионов активных клиентов.
Вскоре портал объявил свободную регистрацию - для любого пользователя с действительным электронным адресом. Процент клиентов старше 30 лет заметно подрос, и Facebook утвердился в числе лидеров Интернета, стабильно оставаясь седьмым по популярности сайтом Америки.
Марк и его команда совершили несколько серьезных ошибок, например, программы News Feed и Beacon. Первая выдавала список того, что клиенты делают в виртуальном пространстве - кто, кому и что написал, какую покупку сделал и т. д. Другая предоставляла Facebook данные о вылазках пользователей в другие сети. Обе вызвали ожесточенные споры о защите частной жизни.
Пользователи не хотят, чтобы их личная информация передавалась через Интернет без их на то согласия, вполне законное желание, о котором стоит заранее позаботится создателям сайтов с базами данных. Также пользователи хотят, чтоб внесенные данные были открыты только их друзьям или тем, кто уже зарегистрирован в сообществах. Facebook это довольно гибкий и быстроразвивающийся ресурс, где сначала добавляют новую интересную возможность, а потом смотрят на обратную реакцию пользователей и прибавляют необходимую степень защиты личных данных от постороннего глаза. Но в этот раз Цукерберг и его команда допустили ошибку, не позаботившись первым делом об обеспечении приватности.
Пользуясь другой новой возможностью,
позволяющей пользователям
Как Цукерберг решил разрешил эту ситуацию? Он написал в блоге открытое письмо, где признал свою ошибку.А его инженеры работали сутками напролет три дня чтоб сделать то, чего всем так не хватало - новые, более удачные, функции скрытия личных данных.
Но самую большую опасность таит дело по обвинению в плагиате и незаконном использовании программных кодов. Иск подали трое соучеников Цукерберга - создатели первой гарвардской социальной сети Harvard Connection. Пока дело медленно тянется в судах, но чревато сюрпризами. В прошлом году газета New York Times сообщила еще об одном обвинителе - Аароне Гринспене. Тот считает, что шустрый сокурсник скопировал гринспеновскую систему houseSYSTEM, которой несколько тысяч гарвардских студентов пользовались за несколько месяцев до появления Facebook.
В 2007 году в истории Facebook случилось
важнейшее событие. Дело в том, что компания Microsoft приобрела
1,6% акций сети за 240 миллионов долларов.
После этой сделки Билл Гейтс решил зарегистрироваться
в Facebook.
Некоторое время он несколько часов в
день уделял на общение со всеми желающими
при помощи этой социальной сети, однако,
поскольку желающих становилось все больше,
он решил удалить свой аккаунт, просто
физически не успевая общаться со всеми.
Однако благодаря Гейтсу, социальная сеть
получила PR по всему миру.
Сколько стоит Марк Цукерберг? Над этим вопросом бьются лучшие инвестиционные умы США. Оценки выставляются по принципу "кто больше". Число пользователей Facebook растет стремительно: на сегодняшний день по некоторым оценкам это около 68 миллионов человек. Компанию штурмуют инвесторы и рекламодатели. Сначала Viacom предлагал за портал 750 миллионов долларов. В 2006 году Yahoo! давал уже миллиард. А недавно, как мы уже отмечали, Forbes оценил состояние Цукерберга в 1,5 миллиарда долларов и поместил его на 785-е место в самом свежем списке богатейших людей. Некоторые же эксперты оценивают компанию Цукерберга в 3 миллиарда долларов. Кто больше?
Питер Тил, один из первых инвесторов Facebook, считает, что портал стоит около 8 миллиардов. Впрочем, это лишь оценки, а вот в прошлом году Microsoft реально приобрел 1,6 процента Facebook и права на размещение своей рекламы на этом ресурсе до 2011 года за 246 миллионов долларов. Другими словами, гуру компьютерного бизнеса Билл Гейтс допускает, что компания Цукерберга стоит 15 миллиардов! Примерно во столько же оценивается медиаконцерн CBS.
Ясность может внести только выход
Facebook на биржу, но Марк Цукерберг не
торопится: "Я еще не сделал все,
что хотел".
Первые деньги ему удалось получить от
Питера Тила, одного из основателей компании
PayPal. 500 тысяч долларов хватило, чтобы реализовать
ближайшие планы компании Facebook.
После этого проект стал развиваться еще
стремительнее. С момента его основания
не прошло и пол года, как его аудитория
разрослась до миллиона человек
Российские акционеры в Facebook
В прошлом году акциями компании Facebook
заинтересовались российские инвесторы.
В 2009 году компания Digital Sky Technologies, которая
принадлежит Юрию Мильнеру, Алишеру Усманову
и Григорию Фингеру, приобрела 1,96% привилегированных
акций компании.
На покупку было потрачено 200 миллионов
долларов, а значит, сама компания была
оценена в 10 миллиардов долларов. Позднее
Digital Sky Technologies докупила 3% пакет обычных
акций у акционеров по 14,77 долларов, исходя
из оценки компании в 6,5 миллиардов долларов.
Многие компании в последнее время открывают свои представительства в Facebook. Зачем это нужно? И как это правильно сделать? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Для продвижения компании на Facebook необходимо создать персональную бизнес-страницу, а не просто профиль пользователя.
Согласно условиям предоставления
услуг на Facebook, «персональные страницы
представляют собой конкретных людей
и должны содержать имя пользователя,
в то время как бизнес-страницы
(Page) позволяют организации, бизнесу, знаменитости
или музыкальному коллективу сделать
свое профессиональное представление
на Facebook». Если страница вашего бизнес-профиля
будет закрыта Facebook за нарушение этого
правила, весь френдлист исчезнет вместе
с ней.
Действительно важные отличия бизнес-страниц
– статистика пользователей, кнопка Like («Мне
нравится»/«Рекомендую») и виджеты.
В последнее время можно просматривать
на своей странице различные полезные
данные о пользователях, которым понравилась
ваша реклама, в том числе и комментарии,
получаемые ежедневно, демографическую
статистику и так далее. Эти данные могут
быть очень полезны для понимания особенностей
клиентской базы, а также знаний о том,
какие посты на стенах получили лучшую
реакцию со стороны потенциальных клиентов.
Эти данные недоступны для обычных пользователей.
Также им недоступна кнопка Like (которую
вы могли видеть на сайтах) и плагин открытой
статистики на вашем собственном сайте.
Кроме того, профиль обычного пользователя на Facebook ограничен 5000 друзьями, тогда как бизнес-страницы имеют неограниченное число пользователей (или тех, кому она «нравится»). Если вы попытаетесь добавить 5001-го друга в обычном профиле, Facebook предложит вам переопределить его в качестве бизнес-страницы, но не даст для этого никаких инструментов.
Как фактически бизнес может использовать Facebook?Страницы позволяют провести анализ аудитории: сколько посещают, сколько комментируют. Новость может содержать видео, файлы, фотографии.
Реклама на Facebook дает богатый выбор таргетинга: возраст, география, интересы. Интересы пользователи записывают сами, поэтому можно найти, к примеру, всех любителей фото. Кроме того, можно таргетировать на пользователей страницы, которая не принадлежат вам. На конкурентов, к примеру. Можно таргетировать сотрудникам конкретной кампании и выпускникам конкретного ВУЗа.
Как продвинуть страницу на Facebook? Существует такая вещь, как Top News. Попадают туда сообщения отмеченные многими «лайками». Попросите тех друзей что есть у вас на Facebook чтобы они прокомментировали сообщения, и нажали «Like» («Мне нравится»). Вряд-ли вам удастся сильно «поднять» новость, но ваше сообщение как минимум появиться в лентах друзей, а на вашей «стене» создастся иллюзия «живой» страницы с активным сообществом.
Когда у вас уже имеется определенная аудитория. Можно публично попросить «потыкать на кнопки» не только знакомых, но и прочих незнакомых, но ваших «фанов». Главное делать это ненавязчиво и не часто. Иначе пострадает имидж.