Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:33, реферат
Факты коррупции стали вызывать значительный общественный резонанс именно в последнее время. Сложно однозначно оценить причины повысившегося интереса к морально-этической чистоте людей, ответственных перед обществом. Эксперты высказывают различные суждения.
Проблема коррупции в развитых странах
Интернациональные аспекты коррупции
Некоторые статистические данные о коррупции в мире
Международный опыт борьбы с коррупцией
Основная причина неудач
китайских антикоррупционных
Китай - типичный пример страны
с переходной экономикой, где сохраняется
сильная централизованная власть, которая,
однако, не может обуздать коррупцию
в силу объективных обстоятельств,
связанных с переходным периодом.
Можно ожидать, что шанс на реальное
ограничение коррупции в Китае
появится только после серьезной
реконструкции политической системы
и изменения принципов
По различным экспертным
оценкам Нигерия относится к
числу самых коррумпированных стран.
Согласно материалам Canadian Security Intelligence
Service, "В конце 1970-х годов нигерийские
бароны и их синдикаты (криминальные
банды) в результате взлета цен на
нефть получали огромную прибыль. Эти
деньги могли бы, но не были пущены на
пользу общества. Когда в конце 1980-х
астрономические цены на нефть упали,
синдикаты стали изыскивать новые
пути для обогащения, и, как заметил
высланный нигерийский академик
Юлиус Ихонвбер, "единственными
путями оказались поставка наркотиков,
контрабанда валюты и т.д" Интернет,
http:\\www.csis-scrs.gc.ca/
С 1994 г. London-based Economist Intelligence Unit дал Нигерии рейтинг одного из самых опасных для ведения бизнеса мест. Коррупция в Нигерии продолжала процветать, и некоторые экономисты предполагали, что ее доля в ВНП страны составляет 10%. Коррупция существовала и на нижних уровнях, где чиновники просили "подарки" за выполнение даже простой бумажной работы, впрочем, в основном из-за того, что им самим приходилось месяцами ожидать свою низкую зарплату. У иностранных бизнесменов при приезде в Нигерию (особенно в Лагос) обслуживающие чиновники и чиновники иммиграционной службы постоянно спрашивали, привезли ли те "подарки", особенно интересуясь американскими долларами. На высших правительственных уровнях Нигерии коррупционная практика стала практически институциональной, особенно при распределении контрактов на "супер-проекты" и на продажу лицензий для производства редких товаров потребления. Предполагается, что от 10 до 15% "переплат" на аукционах по продаже контрактов передается на иностранные банковские счета государственных чиновников. Другой практикой является "продажа" лицензий на импорт, особенно редких товаров, таких как лекарства, рис, растительное масло".
Экономика страны продолжает стагнировать, что постоянно подрывает внутреннюю стабильность страны и затрагивает экономику других стран. Все попытки демократизации и экономических реформ в Нигерии провалились.
Коррупция, сочетающаяся со
слабостью государства, невыполнением
им своих минимальных
Вместе с тем есть страны,
начавшие преобразования и мало-помалу
вышедшие на "благотворный цикл реформ".
В таких странах удается
Уганда была клептократическим государством в первый постколониальный период. До 1967 г. режим правил страной без выборов и создал к 1971 г. предпосылки прихода к власти Иди Амина, при котором правительство практически превратилось в систему организованной преступности, которая наживалась за счет населения. Процветали поддержка экономически невыгодных проектов, чрезмерных военных расходов, взятки за получение государственных контрактов, грабительский контроль над экспортом, экспроприация собственности.
В ходе гражданской войны
в 1986 г. под руководством Йовери Музевени
было создано новое правительство,
которое начало преобразования. Были
предприняты реформы социально-
Действующая в Гонконге «Независимая комиссия по борьбе с коррупцией» (НКБК) является одним из примеров института, успешно реализующего решительные меры против глубоко укорененной коррупции. Основой для борьбы служит тщательный мониторинг действий властей - как со стороны официальных институтов, так и со стороны отдельных граждан, - а также судебное преследование виновных.
Однако у комиссии есть свои проблемы. Главная из них та, что она отчитывается только перед губернатором. А комиссия по борьбе с коррупцией, отчитывающаяся перед единоличным правителем, может быть использована как инструмент репрессии против политических противников; такие обвинения делались и в адрес НКБК. Ее проверяли несколько комиссий по надзору и независимые судебные инстанции, но без скандалов все же не обошлось. Чтобы подобная организация не вышла из-под контроля, она должна отчитываться не перед главой исполнительной власти, а перед законодателями, как служба Генерального инспектора в Уганде и Центральное финансово-контрольное управление в Соединенных Штатах. Сильная независимая организация по борьбе с коррупцией - это мощное оружие, обладающее доверием и нацеленное на перспективу. Но следует делать все возможное, чтобы такая организация не стала инструментом тенденциозного использования в политических целях.
Агентство (комиссия) по борьбе с коррупцией в Сингапуре подчинялось премьер-министру Ли Куан Ю, обладая при этом значительной политической и функциональной независимостью.
Одной из ключевых мер антикоррупционной программы в Сингапуре было существенное повышение заработной платы государственных служащих. Отчитываясь в 1985 г. перед парламентом об оправданности затрат на содержание аппарата, премьер-министр говорил: "Я являюсь одним из самых высокооплачиваемых и, вероятно, одним из самых бедных премьер-министров стран третьего мира…. Имеются различные пути решений. Я же предлагаю наш путь в рамках рыночной экономики, который является честным, открытым, оправдываемым и осуществимым. Если вы ему предпочтете лицемерие, вы столкнетесь с двуличием и коррупцией. Делайте выбор".
С июля 1973 г. специальная
антикоррупционная программа
а) совершенствование процедур взаимодействия с гражданами и организациями с целью исключения проволочек;
б) обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими;
в) введение ротации чиновников во избежание формирования устойчивых коррупционных связей;
г) проведение непредвиденных проверок;
д) обеспечение режима конфиденциальности для предотвращения утечек важной информации, которой можно воспользоваться в коррупционных целях;
е) введение процедуры пересмотра
комплекса антикоррупционных
Введя в действие в начале
70-х годов антикоррупционную
В результате серьезных целенаправленных усилий позитивные сдвиги отмечаются в Перу. Там с 1990 г. началось наступление на коррупцию и неэффективность в сфере услуг. К 1995 г. доход в этой сфере был повышен от $625 миллионов до $2.6 миллиардов в год и было уменьшено среднее время отгрузки товаров с пяти дней до двух часов.
"70% служащих общественного
сектора в Перу
Многим странам, достаточно чистым в отношении коррупции, - они входят в первую десятку или двадцатку стран по рейтингу коррупционности, по-видимому, удалось создать эффективный механизм борьбы с коррупцией. К таким странам относятся (по увеличению рейтинга): Дания, Финляндия, Новая Зеландия, Сингапур, Швеция, Канада, Нидерланды, Норвегия, Австралия, Люксембург, Швейцария, Ирландия, Германия, Великобритания, Израиль, США, Австрия.
Рассмотрим некоторые
особенности организации
Система борьбы с коррупцией
в Нидерландах включает следующие
процедурные и
1. Постоянная отчетность
и гласность в вопросах
2. Разработка системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях, и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих точках.
3. Создание системы прав
и обязанностей должностных
4. Основной мерой наказания
за коррупционное действие
5. Во всех значимых
организациях, в частности в министерствах,
имеются службы внутренней
6. Организована система
подбора лиц на должности,
7. Все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке становятся доступными для общественности.
8. Каждый чиновник имеет
право ознакомиться с
9. Создана специальная система обучения чиновников, разъясняющая, в частности, политический, общественный вред коррупции и возможные последствия участия в ней.
10. Создана система
11. Чиновники всех уровней
обязаны регистрировать
12. Большую роль в борьбе
с коррупцией играют средства
массовой информации, которые обнародуют
случаи коррупции и часто
Израиль является одной из
достаточно свободных от коррупции
стран. Это обеспечивается, наряду с
аналогичными применяемыми в Нидерландах
мерами, системой определенного дублирования
мониторинга за возможными коррупционными
действиями. Оно осуществляется правительственными
организациями и специальными подразделениями
полиции, ведомством Государственного
контролера, обладающего независимостью
от министерств и государственных
ведомств, и общественными организациями
типа Ведомства за чистоту правительства.
Эти организации исследуют