Концепции прессы

Автор: Лилия Ипкаева, 02 Декабря 2010 в 09:41, доклад

Описание работы

В работе изложены четыре основные теории прессы.

Работа содержит 1 файл

5. концепции прессы.docx

— 20.67 Кб (Скачать)

     Авторитарная  концепция устанавливала ответственность  перед королем, императором, фюрером, перед государством, ими олицетворяемым.

     Теория  свободы печати, основанной на свободе  воли, или, как ее называют авторы, либертарианская  теория, отвергает эту зависимость, ниспровергает концепцию печати как инструмента государства  и утверждает свободу от правительственного контроля, более того, предполагает право прессы контролировать правительство, выступая в роли «четвертой власти», независимой от трех ветвей государственной  структуры.

     Теория  социальной ответственности печати развивает либертарианскую линию  применительно к новым условиям концентрации и монополизации прессы, выдвигая идеи определенной автономии  средств массовой информации от владельцев, позволяющей учитывать интересы общества. Эта теория базируется на добровольном согласии владельцев и  издателей на уступки журналистам  и обществу и на существенное ограничение  своих прав.

     Советская коммунистическая теория развивает  авторитарный подход к журналистике как орудию и инструменту в  руках коммунистической партии. 

Авторитарная  теория медиа

     Термин обозначает прежде всего, набор социально-политических условий для деятельности прессы в период ее становления, в основном в монархических государствах, где пресса находилась под контролем государства и подчинялась интересам правящего класса. Но этот термин используется и помимо рассмотрения монархической системы власти, начиная с того, что они могут получить поддержку в случае занятия лояльной позиции и соблюдения нейтралитета в отношении правительства, и кончая тем, что пресса намеренно и напрямую используется в качестве инструмента репрессивной государственной власти.

     Авторитарная  теория оправдывает цензуру и  наказание за отклонение от установленных  сверху способов освещения прежде всего  политических вопросов или любых  других с явным политическим оттенком. Об авторитаризме в области масс медиа говорят законы; прямой контроль государства за «журналистским производством»; навязывание журналистам правил поведения; использование налогов  и других форм экономических санкций; регулирование импорта зарубежных медиа; право государства назначать  редакционный персонал; запрет на публикацию и так далее.

     Черты авторитарной теории прослеживаются еще в додемократических обществах и явно видны в обществах откровенно диктаторских или репрессивных. В некоторых случаях авторитаризм выражает волю народа, и почти во всех обществах могут возникать ситуации, когда свобода прессы вступает в конфликт с интересами государства или общества в целом, в особенности во время угрозы террора или войны. Иногда от авторитаризма одни средства массовой коммуникации страдают сильнее, чем другие. Так, в некоторых странах под более плотным контролем находятся театр, кино, теле- и радиовещание, в частности, посредством лицензирования, чтобы государство имело к ним прямой доступ или контроль над ними под предлогом национальной необходимости.  
 

Либертарианская теория медиа

     Она возникла как противовес авторитарной теории, оправдывающей контроль правящей элиты или властей над всеми  формами коммуникации.

     «Либертарианская теория» возникла в период избавления печатной прессы от официального контроля. Она и теперь считается главным узаконенным принципом деятельности печатных масс медиа в странах с либеральной демократией. В самом общем виде в ней признается, что индивид должен иметь свободу на публикацию всего, что ему нравится, что является продолжением других прав: выражать собственное мнение, объединяться с другими людьми и вступать в организации. Таким образом, главные принципы и ценности идентичны принципам и ценностям либерально-демократического государства, таким как приоритет прав человека и гражданина и суверенитет воли народа.

     Как противодействие авторитаризму  и чистое выражение либертарианства  теория свободной прессы всегда воспринималась неоднозначно. Она рассматривалась  как выражение противодействия  колониализму (сначала в американских колониях), как полезный выпускной  клапан для недовольства; как аргумент за свободу религии; как аргумент в защиту свободы религии; как  мера противодействия злоупотреблениям власти; как самоцель; как средство достижения истины; как составной  компонент коммерческой свободы; как  практическая неизбежность. Центральным  здесь всегда было утверждение, что  свободное и публичное выражение  — лучший способ достижения правды и выявления ошибок. Свободная  пресса всегда рассматривалась как  необходимый компонент свободного, рационально организованного и  управляемого общества.

     В обществах, где узаконена свобода  прессы, прежде всего, дилемма решалась так: пресса освобождалась от предварительной  цензуры и за все последствия  своей деятельности, выражающиеся в  нарушении прав человека и правомерных  требований общества, она должна отвечать в соответствии с законом.

     Свобода прессы отождествляется с частной собственностью на медиа и свободой от вмешательства в рынок.

     Либертарианская теория прессы часто ассоциируется  с доктриной «свободного потока информации», которая в советское время подвергалась острой критике за то, что предполагала организацию международного теле- и радиовещания, распространение периодических изданий, книг, кинофильмов, видеозаписей, компакт-дисков, кассет и так далее, по всему миру. Фактически это — почти то, что сейчас воспринимается как нечто само собой разумеющееся практически повсюду благодаря новым коммуникационным технологиям. 

Теория  социальной ответственности  медиа

     В 1940-х годах в ходе дебатов между  сторонниками либертарианства в  разных проявлениях, с одной стороны, и регулирования медиа, с другой, постепенно сформировалась теория социальной ответственности. Она представляет собой компромисс между мнением  о необходимости правительственного контроля и поддержкой полной свободы  прессы. Удовлетворяла она не всех, но получила широкое распространение, особенно в медиа.

     Главным толчком явилось осознание того, что в некоторых отношениях свободному рынку не удалось выполнить обещание свободы прессы и обеспечить общество ожидаемыми благами. В особенности  технологическое и коммерческое развитие прессы ограничило доступ индивидов  и разных групп к СМК и снизило  стандарты деятельности последних  в удовлетворении информационных, социальных и моральных потребностей общества.

     Фактически  теория социальной ответственности  вводит прежние принципы и повторяет  идеи, выраженные в кодексах профессиональной этики различных медиа. К примеру, в ней подчеркивается необходимость  независимой прессы, которая контролировала бы деятельность других общественных институтов и освещала бы события точно и объективно. В некоторых отношениях теория социальной ответственности представляет собой весьма радикальное заявление. Вместо того, чтобы требовать для медиа и их владельцев полной свободы, она возлагает на них обязательства. Подобно тому, как либертарианство возникло как альтернатива авторитарным идеям, теория социальной ответственности — ответ на тоталитарные идеи.

       Ее основные положения таковы: медиа выполняют важные функции  в обществе, особенно в отношении  демократической политики; медиа  должны принять на себя обязательство  выполнять эти функции, главным  образом в сфере информации  и обеспечения платформы выражения  разных точек зрения, а также  в вопросах культуры; максимальная  самостоятельность медиа, совместимая  с обязательствами перед обществом;  в своей работе СМК опираются  на определенные стандарты, которые  можно сформулировать и которым  нужно следовать. 

     Очевидно, в теории социальной ответственности  делается попытка совместить три  разных принципа: личной свободы и  выбора; свободы медиа; долга медиа  перед обществом. Предлагается два  варианта преодоления потенциальных  разногласий. Во-первых, это создание общественных, но независимых институтов управления вещанием, что, в свою очередь, расширяет масштаб и политическую значимость концепции социальной ответственности. Во-вторых, дальнейшее совершенствование  профессионализма как средства достижения более высокого уровня в работе, при этом медиа следуют собственному кодексу регулирования.

Принципы теории социальной ответственности:

     Медиа должны взять на себя и выполнять  определенные обязательства перед  обществом.

     Эти обязательства должны выполняться  за счет установления высоких или  профессиональных стандартов информативности, правдивости, точности, объективности  и баланса.

     Возлагая  на себя и применяя эти обязательства, медиа должны саморегулироваться в  рамках закона и существующих институтов.

     Медиа должны избегать всего, что может  привести к преступлению, насилию  или гражданским волнениям или  может оскорбить группы меньшинств.

     Медиа в целом должны быть плюралистскими и отражать разнообразие общества, предоставляя доступ к различным  точкам зрения и праву на ответ.

     Общество  и публика, в соответствии с первым названным принципом, имеет право  ожидать высокие стандарты работы; вмешательство можно оправдать  только заботой о благе народа.

     Журналисты  и медиапрофессионалы должны быть подотчетны перед обществом, так же как перед  работодателями и рынком. 

Теория  советских медиа

     После революции 1917 года российская пресса и  другие средства массовой коммуникации были полностью реорганизованы и  получили теоретическое обоснование, исходя из положений марксизма-ленинизма. Постепенно теория была подкреплена  институционными средствами, которые  формировали основное поле деятельности медиа, подготовки специалистов и проведения исследований и стала моделью  для большинства медиа в пределах социалистического лагеря.

     Положения:

     Во-первых, поскольку власть в социалистическом обществе принадлежит рабочему классу по определению, чтобы ее сохранять, средства «духовного производства»  нужно держать под контролем. Следовательно, все средства массовой коммуникации должны находиться под  контролем организаций рабочего класса — прежде всего коммунистической партии.

     Во-вторых, в условиях отсутствия в социалистическом обществе классовых противоречий в  центре внимания прессы не могут быть политические проблемы. В соответствии с социалистическими принципами диапазон дозволенных расхождений  и дебатов не должен включать элементы, считающиеся анахронизмом, регрессивными  и опасными для общества.

     В-третьих, прессе принадлежит позитивная роль в формировании общества и движения к коммунизму, и отсюда медиа выполняют  ряд важных функций социализации, неформального общественного контроля и мобилизации в направлении  запланированных социальных и экономических  целей. В частности, эти функции  связаны с продвижением социальных и экономических реформ. В-четвертых, марксизм допускает объективные  законы истории, которые пресса должна отражать. Это ограничивает диапазон личной интерпретации и навязывает набор устойчивых характеристик  новостей, отличающихся от тех, которых  придерживается либеральная пресса. Наконец, общая теория советского государства  требует, чтобы медиа подчинялись  государственным органам и входили  в состав — в разной степени  — других инструментов политической жизни. 

Информация о работе Концепции прессы