Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:54, доклад
Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знания, духовных ценностей, моральных и правовых норм и др.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие, рассредоточенные аудитории. При этом массовая коммуникация выступает как социально-ориентированный опосредованный вид общения, причем ее главной функцией является не просто информирование, но и соединение рассредоточенных индивидов в социальной среде. Проще говоря, массовая коммуникация выступает как средство, с помощью которого человек ощущает себя членом более широкой общности, то есть общества - социума, активно включается в его жизнь.
Массовая
коммуникация - процесс распространения
информации (знания, духовных ценностей,
моральных и правовых норм и др.)
с помощью технических средств
(печать, радио, кинематограф, телевидение)
на численно большие, рассредоточенные
аудитории. При этом массовая коммуникация
выступает как социально-
Общая роль массовой
.
функция информирования, совпадающая
с увеличением и (или)
. функция воспитания, совпадающая
с формированием или
.
функция организации поведения,
.
функция развлечения,
.
функция коммуникации, совпадающая
с усилением, поддержанием или
ослаблением связей между
Итак, кинематограф, который сам по себе является системой и обладает сложной структурой, реализует все функции средств массовой коммуникации - информационная, воспитательная, организации поведения, развлекательная, коммуникации - но специфическим способом.
Тут необходимо сделать одну оговорку: существуют виды кинодеятельности, которые по преимуществу выполняют одну из вышеперечисленных функций, к примеру, хроника, учебное кино. Ограничимся в рассмотрении игрового кинематографа в двух его ипостасях: как вида искусства, с одной стороны, и как средства массовой коммуникации, с другой. Это в определенной степени усложняет задачу, так как контакт с произведениями искусства осуществляется уже не по законам коммуникации, а по законам общения.
Сущность общения психологи видят во «взаимном активном обмене индивидуально-личностным содержанием». Особенно подчеркивается момент «взаимодействия» в этом процессе. Действительно, контакт фильма и публики строится не на основе передачи и приема (усвоения) информации, а на основе сопереживания, активного включения зрителя в экранный мир.
Подобный
тип взаимодействия не является специфическим
для контакта кинокартины и публики.
Любое произведение искусства «общается»
с человеком, воздействуя на его
разум и сердце. Но художественный
кинематограф принадлежит не только
к музам, но и к средствам массовой
информации, поэтому мы сталкиваемся
с ситуацией, когда все перечисленные
функции средств массовой коммуникации
реализуются фильмом в
Стоит обратиться к уже ставшим хрестоматийным примеру: З. Кранкауэру удалось на основе анализа фильмов показать психологическую подготовку прихода Гитлера к власти. Немецкий теоретик пишет о том, что постоянное возникновение в фильмах изобразительных и сюжетных мотивов свидетельствует
о том, что они есть внешние
проявления внутренних
Художественный кинематограф с одной стороны, «формирует публику быстро, и притом по своему подобию», а с другой - публика «создает» кино, то есть определенное состояние общественной психологии. Слово «создает» не случайно поставлено в кавычки, его можно употребить как в прямом, так и в переносном смысле. В прямом - когда проблема выхвачена из действительности, осмыслена
и перенесена на экран, и
в переносном - когда фильм, с
точки зрения критики не
Ю. Лотман писал: «Кинофильм принадлежит идеологической борьбе, культуре, искусству своей эпохи. Этими сторонами он связан с многочисленными, вне текста фильма лежащими сторонами жизни, и это порождает целый шлейф значений, которые и для историка и для современника порой оказываются более существенными, чем собственно эстетические проблемы». Отмечая особенности киноповествования, он говорит: «...в фильм все время втягивается последовательность разнообразных внетекстовых ассоциаций общественно-политического, исторического, культурного плана в виде разнообразных цитат... Возникает повествование на высшем уровне как монтаж разнообразия культурных моделей».
Таким образом, произведение киноискусства, как некая целостность, оказывается тесно связанным с широким социо-культурным контекстом, который его порождает. Восприятие фильма вызывает целый ряд ассоциаций, на первый взгляд, не вытекающих из его визуального ряда. По всей видимости, такая связь текста фильма с действительностью объясняется спецификой языка, которым оперирует кинематограф.
Киноречь
- это «оттиски» видимой и
Именно
эти черты киноповествования - теснейшая
связь с реальным бытием людей, способность
фильма вовлечь зрителя в свое
пространство - обуславливают потенциал
общественного воздействия
И тут возникает проблема. Для того чтобы активно влиять на сознание людей, служить средством познания действительности, фильм должен быть истинным произведением киноискусства. С другой стороны - ему необходим контакт с миллионной аудиторией. К сожалению, массовой, как правило, становится картина, с точки зрения критики, отнюдь не принадлежащая к шедеврам.
Если
обратиться к особенностям психологического
восприятия кинозрелища, то вырисовывается
следующая картина: при восприятии
движения звукозрительных образов
возникает эмоциональное
созерцание изображений экрана
переходит в активно
а с другой - сам фильм, его содержание и структура.
В силу своего статуса как средства массовой коммуникации, кино обладает огромным потенциалом воздействия на общество. Как бы ни относился зритель к показанному на экране, по какой бы причине он ни шел в кинотеатр - провести свободное время, встретиться с друзьями, наконец, получить наслаждение от произведения искусства, - в любом случае «мир» фильма, хотя бы одной из своих многочисленных сторон, затрагивает его. Особенно тогда, когда этот «мир» организован по законам зрелища.
Нам всем хорошо знакома ситуация, когда журналы и газеты переполнены отрицательными критическими отзывами о какой-то картине, в то время как билеты на этот фильм купить невозможно. Критики ругают зрителей за отсутствие вкуса, а зрители с недоверием начинают относиться к критической литературе. Особенно часто подобная ситуация возникает тогда, когда на экраны выходит картина, сделанная в так называемом «низком» жанре. Если говорить о «массовой культуре» Запада, то ее произведения тоже связаны с реальностью, только совершенно специфическим способом - они нередко функциональны по отношению к целям общества. Не случайно кинематограф определяется там как мощное средство манипулирования общественным сознанием. Вспомните американские фильмы, прошедшие на советских экранах (надо заметить, при полных кассовых сборах): «Бездна», «К сокровищам авиакатастрофы». Мораль их проста - будь смелым, сильным и ты получишь награду - деньги. Причем мораль эта не провозглашается в длинных монологах героев, она «закодирована» в каждом кадре, в каждом эпизоде фильма.
Основной
недостаток наших развлекательных
кинокартин заключается в отсутствии
профессионализма их создателей. Недостаточное
владение жанром проявляется не только
в том, что рождаются несмешные
комедии и незахватывающие
в наибольшей степени.
Созданная по законам зрелищности мелодрама может вызвать у зрителя самые серьезные размышления о жизни, и они не разрушают ее как целостное произведение киноискусства, если все эти проблемы «закодированы» авторами в сюжетные перипетии фильма, а не образуют своеобразный довесок.
Сущность
кинематографа как СМК ярче всего
проявляется именно в случае массового
фильма. Дело в том, что зрелищно
оформленный развлекательный
В
то же время кинокартина не существует
без теснейших связей с социокультурным
контекстом. Ее восприятие, набор ассоциаций,
вызванный ею, изменяется в зависимости
от конкретных реалий времени. Несмотря
на то, что фильм представляет собой
некую самостоятельную
Такие
фильмы тоже включены в поток массовой
коммуникации, которая формирует
тип отношения к миру (известно,
что некоторые западные кинокритики
увидели в «Калине красной» только
мелодраму с реалиями уголовной
жизни), однако их бытие на ее фоне принципиально
отличается от функционирования лидеров
проката. В последнем случае происходит
«размывание» специфики фильма как
произведения искусства, приоритет
получают его коммуникативные свойства.
Именно поэтому традиционное киноведение
не справляется с «лидерами
Заключение
Кинематограф
– это великое изобретение
человека, оказавшее огромное влияние
на формирование мировоззрения человека
XX века. Еще раз вспомним с благодарностью
ученых и изобретателей: Плато, Рейно,
Эдисона, Маре, Ньюбриджа, Демени, братьев
Люмьер - всех тех, кто из любви к
открытиям помогли изобретению,
которое они считали лишь «научной
игрушкой» которое оказалось
новым средством выражения
Кино – это самый «передовой» вид искусства, в процессе производства которого сегодня используются огромное количество научных новинок и открытий. Современный человек, в жизни которого остаётся мало место для героизма, хочет видеть героев на экране. Героем на экране может стать любой человек, сегодня для этого нужно лишь группа хороших программистов, не более. В «массовом кино» есть место для всего, даже для рекламы. Порой это приводит к абсурдным ситуациям, когда фильмы превращаются в большой рекламный ролик (сериал «Джеймс Бонд: Агент 007»). «Кино это наиболее развитое империалистическое средство контроля над массами». Эта фраза написанная Вальтером Беньямином в 30-е годы XX века не утратила своего значения и сегодня.
Через
кино, через информационные институты
действительно производится оформление
человека в том направлении, которое
удобно власти. Умело используется
кино в политике. Достаточно вспомнить
то, какую роль кинематографу придавал
И.В. Сталин или недавнее награждение
фильма Майкла Мура «Фаренгейт 9/11»
на Каннском кинофестивале. Многих удивил
кассовый успех этого проекта, который
стал самым успешным документальным
фильмом в истории
Кинематограф активно используется в насаждении ценностей страны производителя фильма (прежде всего США), в других странах. Приводит к дестабилизации социального равновесия в обществе и, в конечном счете, может оказать разрушающее воздействие на всю культуры того народа, который «примеряет» на себя чужие ценности, ценности общества массового потребления.
Информация о работе Кинематограф как средство массовой информации