Электронная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:36, реферат

Описание работы

Активная экономическая деятельность с использованием возможностей Интернета привела к возникновению нового понятия - электронная торговля. Её рассматривают как деятельность фирмы, направленную на получение прибыли, которая основывается на цифровых технологиях и тех преимуществах, которые они предоставляют.
В данной работе мне бы хотелось рассмотреть понятие и сущность электронной торговли, её формы и виды, а также сказать о том, какие же проблемы существуют в России, которые мешают развитию данного явления.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и сущность электронной торговли 5
2. Формы и виды электронной торговли 11
3. Развитие электронной торговли в России 15
Заключение 18
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

реферат по АСОИ.docx

— 36.05 Кб (Скачать)

 

  1. Формы и виды электронной торговли

 

Сформировавшиеся в настоящее  время типы и инструментарии ведения  электронных торговых операций и  электронных услуг в сфере  торговли в значительной степени  опираются на телекоммуникационные технологии Интернет (Web).

Web-технологии активно  развиваются поставщиками ИКТ-решений, так как позволяют им за счет массового распространения практически стандартизированных, удобных и доступных пользователям (условно бесплатных) средств просмотра информации (browser) на размещенных в сети электронных страницах (sites - сайтах) уйти от индивидуального сопровождения клиентской части своих ИКТ-разработок, присущего так называемым «коробочным продуктам», и тем самым значительно расширить круг потенциальных потребителей. Значительные выгоды от применения возможностей Web-технологий оценили и десятки миллионов пользователей во всем мире.

Основные формы электронной торговли в Интернет сложились и различаются по категориям участников торговых отношений

- электронная торговля  по обеспечению закупок для  государственных нужд, участниками  которой являются государственные  органы исполнительной власти  и юридические лица - производители  и поставщики (business-to-government, сокращенно В2G);

- крупно- и мелкооптовая  электронная торговля между юридическими  лицами - предприятиями и организациями  различных формы собственности (business-to-business, сокращенно - В2В);

- розничная электронная  торговля по удовлетворению потребностей  в товарах и услугах физических  лиц (business-to-consumer, сокращенно В2С).

Различные категории торговых отношений, в том числе и электронных, требуют различных, соответствующих  действующему законодательству и правилам делового оборота инструментариев осуществления электронной торговли.

Организация торговли через  Интернет основывается на On-line доступе к виртуальной торговой площадке (магазину, бирже и т.п.), роль которого выполняет специальный “сайт”- общедоступная электронная страница (чаще набор страниц) на WWW-сервере торговой компании, или торгового посредника. Непременной составляющей электронной торговли является постоянное подключение потенциального покупателя к Интернет, причем подключение это должно быть достаточно хорошего качества и обеспечивать быстрый доступ к торговому сайту (загрузку страниц с данными), надежное соединение при работе в интерактивном режиме, приемлемую скорость загрузки графических материалов по описанию товара. Все эти условия требуют от электронного покупателя наличия достаточно дорогой технической базы, хорошего постоянного подключения к Интернет.

Электронная торговля через  Интернет стала возможной в тех  промышленно-развитых странах, где  покупательская способность значительной части населения, а также состояние  телекоммуникационных каналов позволили  сформировать достаточную аудиторию  пользователей Интернет. Появившись в сфере розничных продаж (В2С), электронная торговля распространилась на сферу оптовой торговли (В2В) и  далее освоила сферу закупок  для государственных нужд (В2G). Мировая  практика свидетельствует, что динамичное развитие электронной торговли всегда “стартует” с национального уровня и по направлению В2С начинается, когда общее количество физических лиц - пользователей Интернет в стране составляет примерно 20% трудоспособного  населения, а по направлению В2В  – не менее 40% национальных предприятий. Принято считать, что направление  электронной торговли В2G начинает развиваться когда состоялось В2В направление.

В настоящее время наибольшее развитие в Интернет получило несколько видов электронной торговли. Среди них:

• электронный магазин;

• электронный аукцион;

• электронная биржа;

• электронная торговая площадка;

• электронный торговый центр;

• электронный справочник-каталог.

Электронный магазин - это  специализированный WEB-сайт, принадлежащий  фирме-производителю или торговой фирме и предназначенный для  продажи товаров и услуг пользователям  Интернет. Электронный магазин предоставляет  возможность выбирать товары, оформлять  заказы, производить оплату через  Интернет и заказывать доставку покупки.

Взаимодействие с покупателями, в основном, происходит в режиме он-лайн, однако существует возможность рассылки прайс-листов по электронной почте.

Электронный аукцион –  специализированный WEB-сайт в точности отображает процедуру торгов по лотам  на обычном аукционе. Существуют прямые и обратные электронные аукционы. В первом случае соревнуются покупатели, назначая самую высокую цену. Во втором случае соревнуются продавцы, назначая, соответственно, самую низкую цену на товар, которую назвал покупатель. Ассортимент товара может быть различным. Торги происходят в режиме он-лайн. Возможность электронной оплаты покупки и ее доставки не имеет столь принципиального значения, как в электронном магазине.

Электронные биржи – системы  проведения электронных биржевых торговых операций. Специализированный WEB-сайт в точности отображает процедуру  торгов по лотам на обычной бирже. Зачастую электронная биржа является виртуальным «зеркалом» реальной биржи. Ассортимент товара на каждой электронной  бирже ограничен и соответствует  ее зарегистрированному профилю. В  связи с необходимостью совершать  сделки в режиме реального времени, оперативность взаимодействия с покупателями очень высока и осуществляется в режиме он-лайн. Предоставление услуг по электронным платежам и доставке в деятельность электронной биржи не входит.

Торговая площадка – системы  ведения электронных внебиржевых  торговых операций. Позволяют заключать  сделки между покупателями и продавцами. Основное назначение торговых площадок, как и у бирж, это помощь в  поиске партнера для бизнеса. Торговые площадки, как правило, работают в  определенной отрасли – отраслевые  торговые площадки, но могут быть и  многоотраслевые порталы - горизонтальные торговые площадки. В отличие от бирж, ассортимент товаров на них  гораздо шире. Взаимодействие с покупателем  может осуществляться в режиме он-лайн.

Электронный справочник-каталог  – это специализированный Web-сайт для проведения тендеров среди поставщиков. Он реализуется обычно в виде каталога-справочника, с помощью которого клиент может  производить выбор поставщиков  товаров для дальнейших переговоров  с ними. Отбор производится обычно исходя из характеристик товаров, цен, условий поставки, номенклатуры либо каких-то специфических условий. Применяются  компаниями для облегчения участия  в тендерах, для продвижения своей  торговой марки и снижения издержек по маркетингу.

 

  1. Развитие электронной торговли в России

В России устойчивый частный  интерес к сфере электронной  торговли проявился в 1998 году. Этот интерес напрямую связан с развитием  в России сети Интернет. Темпы ежегодного прироста пользователей этой сети составляют более 50 %.

В настоящее время в  России в сфере электронной торговли наблюдается ситуация, подобная той, которая наблюдалась несколько  лет назад на Западе. Развитие Интернет происходит с опережением условий, необходимых для его широкого распространения. Ключевые, необходимые  законы еще не приняты, постоянный доступ в Интернет, по среднему значению различных  оценок, имеет доступ не более 14% населения  и около 28% предприятий. Кроме того, отсутствует развитая инфраструктура высокоскоростных каналов связи, что  сильно затрудняет реализацию on-line доступа.

За последние годы уровень  домашних ПК, имеющих подключение  к Интернет, постоянно возрастает, причем это характерно практически для всех регионов России.

Электронная торговля в России развивается в основном по двум направлениям: бизнес-потребитель (B2С) и бизнес-бизнес (B2B).

Первые Интернет-магазины (В2С) стали появляться в 1999 г. Сегодня по данным агентства COMCON, 8,8% Интернет-пользователей имеет опыт покупки через Интернет-магазины. В 2000 г. общее количество Web-витрин, Интернет-магазинов и торговых Интернет-систем по различным экспертным оценкам, приблизилось к 600, а во втором полугодии 2001 превысило 1000.

Активно работающих магазинов  остается относительно немного. Среди  российских Интернет-магазинов преобладают компьютерные (19%), 18,7% предлагают различные услуги, 15,7% продают электронику и бытовую технику.

Пока использование Интернет-магазинов остается ограниченным. По данным опросов, ранее лишь треть пользователей получали через Интернет какую-либо информацию о товарах или услугах (32%). Вдвое меньше респондентов – лишь 16% пользователей – посещали за это время какие-либо сайты, предназначенные для совершения покупок. И совсем небольшая доля – всего 3% – совершили при этом хотя бы одну реальную покупку.

Тем не менее, у рынка электронной  торговли типа В2С в России есть значительный потенциал развития. Как подчеркивается в специальном обозрении журнала  “Эксперт”, 3 миллиона пользователей  Интернет в России - это уже та аудитория, которая вполне способна обеспечить спрос на товары в электронных  магазинах. Среднемесячная выручка магазинов во втором полугодии 2009 г. выросла по сравнению с первым полугодием на 90%, при этом прирост выручки - от 10 до 400% - отмечен у 77% магазинов, у оставшихся отмечен ее спад от 6 до 30%. Приток покупателей продолжает нарастать и в 2010 году, косвенно об этом можно судить хотя бы по росту посещаемости у лидеров электронной коммерции: число посетителей пятидесяти наиболее популярных Интернет-магазинов удвоилось менее чем за полгода.

В электронной торговле В2С  остаются свободными основные рыночные ниши, хотя электронная торговля, как  и торговля вообще, легко осваивается мелкими и средними предприятиями, а барьер вхождения в эти ниши при отсутствии необходимости налаживать масштабный товарный поток очень низок. Ассортимент предлагаемых товаров по-прежнему остается очень узким.

Другая возможность роста, которую тоже пока упускают отечественные  электронные магазины, связана с  выходом на региональные рынки. Наиболее крупные компании налаживают сбыт преимущественно в Москве. На столицу, по данным исследования, проведенного Strana.ru, приходится всего четверть пользователей Сети, восьмая часть пользователей Интернет - жители Санкт-Петербурга, чуть больше приходится на остальные города с население свыше миллиона человек.

Таким образом, отрасль электронной  торговли в экономике России следует  считать чрезвычайно перспективной. Однако, нерешенные вопросы законодательно-правового обеспечения электронной торговли, отсутствие основных элементов ее национальной инфраструктуры и механизмов обеспечения надежной защиты информации при проведении торговых и платежных электронных транзакций пока не позволяют рассчитывать на высокие темпы и стабильное развитие этой отрасли в России.

 

Заключение

Электронная торговля - такая  форма поставки продукции, при которой  выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты  между покупателем и поставщиком  осуществляются с использованием электронных  документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.

Глобальная сеть Internet сделала электронную торговлю доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня вступить в ряды "электронных торговцев" и небольшим фирмам. Электронная витрина в World Wide Web дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для сбыта - "виртуальный", почти не требующий материальных вложений. Если информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение) могут быть поставлены через Web, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в on-line режиме.

Российская интернет-торговля находится на начальном этапе развития и имеет большой потенциал для роста. По оценке "Яндекса", за 2010 год российский розничный рынок интернет-торговли вырос на 52%. Больше всего пользователи интересовались компьютерами, электроникой, фототоварами, телефонами и бытовой техникой. Количество магазинов в российском Интернете за год увеличилось примерно на 47%. Более быстрыми темпами растет количество онлайн-бизнесов, предлагающих оборудование (+77%), строительные материалы (+68%), подарки и цветы (+62%), книги (+52%), спортивные (+51%) и детские товары (+49%)[55].

 

Развитие онлайновой торговли вносит существенные изменения в  организацию торговли фирм, производящих товары и услуги. Отсутствие издержек на аренду и содержание торговых площадей позволяет мелким компаниям конкурировать  с крупными продавцами. У торговых сетей интернет-магазины являются дополнительным каналом сбыта.

На рынке высокий уровень  концентрации капитала, на 15% интернет-магазинов приходится более 60% всех продаж и в дальнейшем этот показатель будет только расти, кроме узкоспециализированных интернет-магазинов, где он сохранится на стабильном уровне.

По прогнозам участников рынка, на рынке электронной коммерции  начнется консолидация интернет-магазинов в интернет-холдинги. В связи с обостряющейся конкуренцией, основной акцент ставится на построении долгосрочных отношений с клиентами.

Информация о работе Электронная торговля