Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:38, реферат
На протяжении всей своей истории человечество испытывало острую необходимость в средствах быстрой передачи информации на большие расстояния. На заре цивилизации для этого использовались различные примитивные способы – сигнальные костры, барабаны, почтовые голуби и т. д. С развитием науки эти технологии все более совершенствовались – изобретение электричества со временем позволило соединять проводами между собой удаленные на большое расстояние объекты и практически моментально обмениваться между ними достаточно приличными объемами информации.
Введение 3
1 Системы наземной подвижной связи 4
2 История развития отдельных видов систем подвижной связи 8
2.1 Пейджинговые системы 8
2.2 Транкинговые системы 9
2.3 Системы абонентского радиодуступа 11
2.4 Сотовые системы 12
2.5 Спутниковая подвижная связь 14
Заключение 16
Список использованных источников 17
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский государственный университет путей сообщения
ОмГУПС (ОмИИТ)
Кафедра «История, философия и культурология»
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ
Тематический реферат по дисциплине
«История и философия науки»
Студент
_____________ФИО
« »_________2010 г.
Научный руководитель –
_____________ФИО
« »_________2010 г.
Омск 2010
Содержание
На протяжении всей своей
истории человечество испытывало острую
необходимость в средствах
Таким образом, существовала потребность в разработке новых средств, которые могли бы обеспечить связь с подвижным (мобильным) объектом. Тем самым данный вид связи имел свои особенности и этапы развития, нежели радиосвязь в целом. Цель данной работы – это знакомство с историческими, хронологическими данными этапов развития средств именно подвижной (мобильной) связи. Безусловно, истоки данной истории закономерно совпадают с началом развития радиосвязи в целом, но акцент сделан непосредственно на технологию, если так можно выразиться, мобильной связи.
Основываясь на классификации систем мобильной радиосвязи, предложено рассматривать историю развития систем наземной подвижной радиосвязи, как наиболее распространенной в настоящее время.
1 Системы наземной подвижной связи
Первым шагом к появлению мобильных средств связи было открытие в 1888 году немецким физиком Генрихом Герцем электромагнитных радиоволн и нахождение способа их обнаружения. Немного позже, 7 мая 1895 года русский ученый Александр Степанович Попов на заседании Русского Физико-Химического Общества продемонстрировал прибор, предназначенный для регистрации электромагнитных волн – первый примитивный радиоприемник (рисунок 1). Разработка Александра Степановича основывалась на исследованиях Г. Герца. Также свой огромный вклад в создание радиосвязи внесли исследования Фарадея (явление электромагнитной индукции), Дж. Максвелла (теория электромагнитного поля), Э. Бранли и О. Лоджа (индикатор электромагнитных волн), а также Н.Тесла (огромный объем исследований, в том числе им предложена конструкция антенн) [1].
Рисунок 1 – Регистратор Попова
В последующем было проведено множество исследований, получены десятки патентов на изобретения, но в большинстве своем это касалось, так сказать, фиксированной радиосвязи, т.е. говорить о передвижении (мобильности) объектов не приходилось.
Первую же наземную мобильную связь
провел итальянец Гульельмо Маркони
в 1901 году, установив радио-
В дальнейшем развитие систем подвижной связи осуществлялось по пути создания систем, обслуживающих нужды полиции и муниципальных служб, а также различные производственные нужды.
Рисунок 2 – Установка Гульельмо Маркони
Таким образом, следующее знаковое событие в развитии мобильной связи произошло в 1921 году, когда была в американском Детройте создана первая диспетчерская система телеграфной подвижной связи. Основой этой системы была азбука Морзе, причем связь была односторонней – полицейские диспетчеры вызывали автомобиль по радиосвязи, а полицейские связывались с участком по обычному проводному телефону. Рабочей частотой системы были 2 МГц. Фактически, диспетчерская система телеграфной подвижной связи это ничто иное, как прообраз пейджинговой связи.
Двухсторонняя радиосвязь между диспетчерами и полицейскими автомобилями появилась спустя 12 лет, в 1933 году в Нью-Йорке. Средства подвижной радиосвязи тех лет относились к системам PTT (Push-To-Talk – нажми, чтобы говорить). Данный принцип, до сих пор используется в рациях, а несколько лет назад он пережил второе рождение в средствах мобильной связи – благодаря функции PTT современных мобильных телефонов [1].
Не менее важным событием стало создание при американском Конгрессе в 1934 году Федеральной Комиссии по Коммуникациям (FCC) (рисунок 3), основной функцией которой было распределение радиочастот на территории США [3]. Приоритетом при получении частотного ресурса пользовались спасательные службы, государственные агентства и общественные компании. Далее следовали фирмы, работающие в сфере грузовых и пассажирских перевозок. Изначально, возможность выделения радиочастот частным лицам и компаниям предусмотрена не была, причем это ограничение действовало до окончания Второй Мировой Войны, что стало одной из причин задержки в развитии частной мобильной связи.
На начальном этапе развития систем наземной подвижной связи в них использовались телеграфные режимы работы, а позже – телефонные режимы с применением для передачи сообщений амплитудной модуляции (AM). В 1940 году в США в диапазоне очень высоких частот (ОВЧ) создается первая система подвижной связи с использованием частотной модуляции (ЧМ).
Рисунок 3 – Логотип Федеральной Комиссии по Коммуникациям
Первая сеть подвижной радиосвязи, рассчитанная на частных клиентов, была запущена 17-го июня 1946 г. в американском Сент-Луисе (штат Миссури) совместными усилиями Службы Мобильной Телефонии AT&T и Bell Telephone Laboratories. В качестве рабочей частоты данной системы было выбран диапазон в районе 150 МГц, при этом использовалось 6 каналов, но позднее число каналов было сокращено до 3, из-за помех, вызываемых наложением радиоволн [3]. Однако, существовал ряд проблем: во-первых, аппаратура была очень громоздкой и предназначалась только для установки в автомобиль, вес радиотелефона составлял 40 килограмм без источника питания; во-вторых, ограниченность частотного ресурса, радиотелефоны с близкими по частоте каналами начинали вызывать взаимные помехи, и необходимо было минимум 100 километров между двумя радиосистемами, чтобы стало возможным использовать частоту вновь.
Рисунок 4 – Радиотелефон, установленный в автомобиле
Позднее техническое решение AT&T и Bell Telephone Laboratories оказывается не совсем совершенным, т.к. в 1948 году создается первая полностью автоматическая радиотелефонная система подвижной связи без участия диспетчера в городе Ричмонд штата Индиана.
Описанные выше трудности дальнейшего развития мобильной связи были разрешены позднее благодаря знаменательным событиям, произошедших в 1947 году. А именно, в этот год сотрудником Bell Laboratories Д. Рингом был разработан сотовый принцип организации сети мобильной связи, что позволило решить проблему взаимных помех, и обеспечило повторное использование частотных каналов. В июле 1947 года У. Шокли, У. Браттайн и Дж. Бардин – сотрудники Bell Laboratories, изобретают транзистор. Это в дальнейшем позволило заметно уменьшить вес и размеры мобильных телефонных аппаратов. В последующем мобильная связь получила сильнейший толчок для развития и широкое распространение среди множества пользователей.
В СССР серийный выпуск первых отечественных станций подвижной связи был налажен в 1952 году.
Таким образом, за прошедшие сто лет наземная подвижная связь прошла следующие основные этапы развития:
2.1 Пейджинговые системы
Как уже упоминалось ранее, прообразом пейджинговой системы стала диспетчерская система, разработанная для нужды полиции в 1921 году.
Начало развития современных пейджинговых систем (систем поискового радиовызова, ПРВ) общего пользования можно отнести к 1956 году, когда была создана первая система «Multiton». В этой системе, которая для передачи сообщений использовала специально выделенный радиоканал, абонент имел малогабаритный приемник – пейджер, способный из общего потока сообщений, передаваемых по радиоканалу, выделить адресованный ему сигнал. При приеме этого сигнала в зависимости от принятой кодовой комбинации издавался звук определенного тона, услышав который абонент мог, нажав на кнопку, прослушать посланное ему речевое сообщение.
Позже, из-за необходимости улучшить эффективность использования радиоканала, отказались от передачи речевого сообщения. Вызов абонента включал тоновый звуковой сигнал пейджера, который извещал его о необходимости совершить определенные действия (например, позвонить по заранее определенному телефонному номеру). Системы пейджинговой связи, работающие в отдельном выделенном радиоканале, выпускались многими фирмами. Обычно ширина полосы канала составляла 25 кГц, и для передачи сигналов использовалась частотная модуляция. Для работы этих систем выделялись каналы в диапазоне частот от 50 до 900 МГц.
Важной вехой в развитии систем пейджинговой связи явилась разработка в 1976 году протокола POCSAG, принятого в качестве международного. В 1982 году впервые были разработаны пейджеры с дисплеем, на котором абонент мог увидеть посланное ему буквенно-цифровое сообщение. В системах ПРВ, использующих этот код, информация может передаваться со скоростью 512, 1200 либо 2400 бит/с.
Системы пейджинговой связи получили весьма широкое распространение и, с целью экономии частотного ресурса, в 1980 году возникла идея использовать для организации такой связи хорошо развитую сеть станций. Сигналы ПРВ передавались в эфир в составе вещательного сигнала на поднесущей частоте 57 кГц. Эта частота модулировалась с помощью частотной модуляции и была расположена по спектру выше верхней граничной частоты вещательного сигнала. Широкое внедрение таких систем, получивших название RDS (Radio Data System), началось во многих странах мира в 1987 году.
Первая отечественная разработка пейджинговой системы «Луч-1» Воронежским НИИ связи была завершена в 1988 году.
Начиная с 60-х годов
создаются национальные и региональные
сети ПРВ, охватывающие территории нескольких
стран и предоставляющие
В 1956 году Motorola выпустила первый в мире пейджер, который благодаря низкой стоимости был доступен самым широким слоям населения, что сделало пейджинговую связь очень популярной. Спустя почти 40 лет, в 1995 году Motorola представила Tango – первый в мире пейджер с двухсторонней связью, т.е. с его помощью которого можно было не только получать сообщения, но отправлять стандартные ответы (рисунок 5) [2].
Рисунок 5 – Пейджер Motorola Tango
В 1992 году создается общеевропейская система ERMES (European Radio Message System), работающая в полосе частот от 169,4 до 169,8 МГц. Эта система обеспечивает общеевропейский роуминг и высокую скорость передачи сигналов (6,25 Kбит/с). Она позволяет создавать сети очень высокой емкости для передачи разных видов сообщений, включая текстовые. Сети ERMES не получили широкого распространение ввиду сложности оборудования.
Фирмой «Моторола» в 1993 году был разработан для систем ПРВ протокол FLEX, обладающий повышенной помехоустойчивостью и имеющий набор возможных скоростей передачи сообщений (1,6, 3,2 и 6., Kбит/с). Основное достоинство этого протокола состоит в его гибкости - он обеспечивает высокую степень согласования с существующими системами ПРВ, в которых применяется протокол POCSAG. Кроме того, пейджеры FLEX за счет синхронного режима работы имеют увеличенный в 4-5 раз срок службы батарей пейджеров по сравнению с пейджерами POCSAG. В настоящее время 88 процентов абонентов всех пейджинговых сетей в мире используют протокол FLEX. В России ряд крупнейших пейджинговых компаний («Весолинк», «Интерантенна», «Inform-Excom», «Мобайл Телеком») применяют этот протокол более чем в пятидесяти городах.