Cоотношение социальных и индивидуальных аспектов в коммуникативной личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть соотношение социальных и индивидуальных аспектов в коммуникативной личности.

Задачи:

раскрыть понятия «коммуникативная личность», «языковая личность»
выявить параметры и модели коммуникативной личности;
соотнести социальные и индивидуальные аспекты общения коммуникативной личности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Понятия и особенности личности ……………………………………8

§1. Понятия «языковая личность» и «коммуникативная личность»………….....8

§2. Параметры и модели коммуникативной личности……………..…………....13

Глава II. Индивидуальные и социальные и особенности личности…..….19

§1.Индивидуальные свойства личности …………………………………………19

§2.Социальные особенности личности…………………………………………...24

Заключение………………………………………………………………..………30

Список использованной литературы……………………………………..…...34

36

Работа содержит 1 файл

коммуникативная личность.doc

— 226.50 Кб (Скачать)
  • пространственные контакты;
  • контакты заинтересованности;
  • контакты обмена.

    Пространственные  контакты могут быть предполагаемыми  равно опосредованными, когда поведение  личности меняется в результате предположения о наличии в определенном месте, например в соседней комнате, на улице, в учебном заведении, на бирже труда и т. п., других людей. Другой вид пространственных контактов – контакты визуальные, где присутствие другого (других) непосредственно наблюдается субъектом и их «молчаливое присутствие» оказывает влияние на его поведение.

    Психологическая сущность контактов заинтересованности состоит в выборе или предпочтении субъектом какого-либо лица, группы, социальной общности или объекта, отвечающих актуальным потребностям индивида. Контакт  может порождаться обоюдным или односторонним интересом и вызывать весь разнообразный спектр эмоций от восторга, восхищения до полного неприятия, чувства гадливости и отвращения. Интерес выступает здесь в качестве побуждения к какому-либо действию (перцептивному, коммуникативному и т. п.), связанному с удовлетворением потребности, актуализировавшейся в силу появления объекта интереса в поле восприятия субъекта.

    При осуществлении контактов обмена люди обмениваются сведениями, материальными или духовными ценностями, но не стремятся оказать влияние на поведение друг друга.

    В отличие от контактов социальные действия совершаются не просто в  определенных условиях, а с учетом ситуации их реализации. Как указывает С.С. Фролов, «Ситуация входит в систему социального действия через ориентацию индивида»8. Социальные действия коммуникативной личности всегда сознательны и целенаправленны. Порождая ответные реакции тех, на кого они направлены, они превращаются во взаимодействия. При этом субъекты взаимодействия руководствуются взаимными ожиданиями, проистекающими из оценки статуса, роли, и социального положения друг друга и существующих групповых, институциональных или общественных норм поведения. Через систему межличностных взаимодействий люди стремятся изменить установки или поведение друг друга.

    Действия  индивидов в социально - типичных ситуациях принято называть ролями. Данные действия также применимы  к коммуникационной личности. Дж. Морено в работе “Кто должен выжить?” описывает три типа ролей:

  • психосоматические, связанные с общекультурными способами удовлетворения биологических потребностей;
  • психодраматические, связанные с актуализацией поведенческих паттернов, отвечающих требованиям социального окружения;
  • социальные, связанные с ожиданиями в адрес того или иного индивида со стороны других людей или социальных групп.9

    Т. Парсонс в книге “Социальные системы” опирается на несколько иной концептуальный подход и выделяет типы ролей в зависимости от степени включенности в него самого субъекта. Так предписанные роли отвечают социальным ожиданиям, исходящим из статуса личности в группе. Субъективные роли опираются на собственную интерпретацию ее содержания субъектом действия. А проигрываемые роли отражают взаимные ожидания и оценки взаимодействующих субъектов.

    Таким образом, степень вовлеченности (включенности) самого субъекта постепенно повышается от предписанных ролей к ролям проигрываемым.

    Р. Линтон отмечал, что принятие роли относится  к внутренней интерпретации ожиданий, связанных с системой позиций, а  реализация роли в системе социальных взаимодействий к осуществлению этих ожиданий через активность человеческого «Я».10

    Иногда  при коммуникации социальные взаимодействия могут принять форму конфликта. Конфликтное взаимодействие всегда характеризуется противоборством сторон в их стремлении достичь той же (единой для обеих сторон) цели – обладать предметом конфликта, который не может быть поделен между участниками.

    В зарубежной социальной психологии существует несколько теорий, объясняющих процессы социального взаимодействия. Это и теория обмена Дж. Хоуманса, и символический интеракционизм Дж. Мида и Г. Блумера, и теория управления впечатлениями Э. Гоффмана. Первая выделяет в качестве цели и стимула к взаимодействию стремление уравновесить вознаграждения и затраты. Причем, чем больше одно и меньше другое, тем чаще человек будет стремиться повторять данное действие. Однако насыщение потребности будет вести к снижению социальной активности субъекта. Хоуманс, тем самым, опирается на идеи Скиннера, применяя их к анализу процессов социального взаимодействия.

    Авторы  теории символического интеракционизма  обращают внимание на то, что каждый человек приспосабливают свое поведение к действиям другого (других) индивидов. Поэтому оказывать влияние, воздействовать на нас могут не только поступки, но и намерения окружающих нас людей. Понимание  намерений и поступков осуществляется на основе использования сходных символов, усвоенных человеком в ходе социализации. С точки зрения Г. Блумера взаимодействие – это не обмен действиями, а непрерывный диалог, поскольку взаимодействие происходит тогда, когда действие еще не совершено, но намерения субъекта уже осознаны, проинтерпретированы человеком и вызвали у него соответствующие состояния, стремления и ответные реакции. Данная теория дополняет бихевиоральный подход когнитивным, принимая в расчет те процессы, которые происходят в сознании взаимодействующих индивидов.

    Дальнейшее  развитие этих идей с выходом на практику управления дает концепция  управления впечатлениями Э. Гоффмана. Он считает, что создать о себе благоприятное впечатление, а также оказать необходимое воздействие, например, устрашить или успокоить, можно путем оказания влияния на понимание ситуации другими людьми. Такое взаимодействие есть своеобразная драматизация или, пользуясь термином А.Б. Добровича, “контакт масок”. Этим приемом может воспользоваться и коммуникативная личность.

    Приведенный выше обзор показывает, что и социальные контакты, и социальные действия (информирование, контроль, оценка, интерпретация, принуждение  и т. д.), и их непрерывная цепочка, называемая взаимодействием, и социальные отношения (зависимости и власти, влечения и близости, социальной неприязни и др.), осуществляемые коммуникативной личностью оказывают на человека дискретное или массированное социальное воздействие.

    Всякое  воздействие оказывает трансформирующее влияние на человека. Степень податливости трансформирующим влияниям социальных воздействий определяется свойством  конформности индивида. Само это свойство является производным от целого ряда факторов. К важнейшим из них относятся:

  1. уровень интеллектуального развития человека,
  2. его компетентность,
  3. уверенность в себе,
  4. положение в группе,
  5. степень идентификации с ней,
  6. возраст индивида,
  7. близость и легитимность воздействующего авторитета,
  8. сила воздействия ситуации,
  9. сложность решаемой в ней задачи,
  10. размер группы,
  11. единомыслие и сплоченность ее членов,
  12. публичность-анонимность ответа,
  13. отсутствие предварительных заявлений.

    Все эти факторы можно подразделить на личностные (1-6) и ситуационные (7-13). Мера влияния социального окружения на индивида зависит от ряда его личностных особенностей и характеристик ситуации, в которой данное воздействие имело место.

    Итак, социальные особенности личности, то есть социальные воздействия и механизмы  играют важную роль в жизни коммуникатора. От этих особенностей зависит дальнейшая коммуникация. Оценка коммуникативной личности как социального феномена зависит от степени эффективности выполнения основных социально значимых функций - функции взаимодействия и функции воздействия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

    Коммуникативная личность – самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования (аудирование – 45%, говорение – 30%, чтение – 16%, письмо – 9%).

    Изучение  социальных и индивидуальных аспектов коммуникативной личности очень важно в современном обществе, потому что общество развивается, меняются модели поведения, и личности становятся сложными в общении. Умение гармонично сочетать в себе социальные и индивидуальные нормы и желания взаимодействия делает человека коммуникативной личностью, умеющей находить «общий язык» с каждым в любой ситуации.

    Быть компетентным в коммуникации – это достаточно важное качество в человеке. А в современном мире, в эпоху информационного прогресса, умение взаимодействовать не только в обществе, но и с самим собой крайне необходимо.

    Коммуникативная личность есть в каждом человеке. И каждый в себе должен найти «золотую середину» взаимодействия двух начал - самосознания (осознания себя как неповторимой индивидуальности) и одновременного стремления к слиянию с определенной социальной общностью, к идентификации в рамках данной общности. Только в этом случае можно говорить о коммуникативной личности и о здоровом информационном обществе.

    В первой главе были рассмотрены понятия коммуникативной, языковой личности, параметры и модели коммуникативной личности.

      Коммуникативная личность имеет свои особенности. Проявления коммуникативной личности, обусловлено совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации, адекватно воспринимать информацию. Коммуникативная личность характеризуется мотивационными, когнитивными, функциональными параметрами.  Вполне понятно, что ряд характеристик языковой и коммуникативной личности пересекаются. Тем не менее они играют различную роль  в формировании личности.

    Личность, имеющая способность создавать  и воспринимать речевые тексты, называются отдельными авторами «языковой личностью». Так  Ю. Н. Караулов  по языковой личностью подразумевает «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью». Караулов модели языковой личности выделяются три уровня:  вербально - семантический;  лингво - когнитивный и  мотивационный. По мнению  В. П. Конецкой такая модель позволяет рассматривать разнообразные качественные признаки языковой личности в рамках вербально-семантической, когнитивной и прагматической характеристик. Понятие «коммуникативная личность» шире понятия «языковая личность».

    Параметры коммуникативной личности определяются степенью ее коммуникативных потребностей, познавательных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательной активности, коммуникативной компетенцией. В силу этого параметры коммуникативной личности условно можно разделить на три группы: мотивационные, когнитивные и функциональные. Все параметры коммуникативной личности нацелены на поддержание контакта, на выявление намерений партнера, установление прямых и обратных коммуникативных связей, самокоррекцию и т.п.

    Один  из параметров «на контроле» у  коммуникатора – тип собеседника. Характеристики основных типов коммуникантов:

  • Доминантный коммуникант
  • Мобильный коммуникант
  • Ригидный коммуникант.
  • Интровертный коммуникант

    Во второй главе сообщается об индивидуальных свойствах личности, таких как: темперамент, характер, способности, чувства и эмоции, воля. В этой же главе рассматривается вопрос социальных особенностей личности, то есть: социальное воздействие и механизмы.

    Темперамент - это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Существует 4 типа темперамента:

  • Холерик.
  • Сангвиник.
  • Флегматик.
  • Меланхолик.

    Характер  – это своеобразие склада психической  деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе.

    Задатки – это врожденные анатомо-физиологические  особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.

    Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

    Чувства и эмоции – взаимосвязанные, но различные явления эмоциональной сферы личности.

    Воля - это сознательное регулирование  человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Информация о работе Cоотношение социальных и индивидуальных аспектов в коммуникативной личности